Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Vickers, Дальний бомбардировщик

Valiant

Перевод статьи VICKERS VALIANT (Damien Burke). Автор перевода: Serge V Lazarev

VALIANT - общ. героический (поступок); храбрый; доблестный; геройский; отважный; молодецкий.(Dictionary)

VICKERS "VALIANT" (Виккерс "Вэлиэнт") был разработан в соответствии с требованиями Министерства снабжения B.35/46, по которым также были созданы тяжелые бомбардировщики Avro "Vulcan" (в дальнейшем по тексту - Авро "Вулкан") и Handley Page "Victor" (в дальнейшем по тексту - Хейнли Пейж "Виктор"). Начало этого проекта было сопряжено с большими трудностями. Фирма "Виккерс" разрабатывала проекты реактивных бомбардировщиков еще с 1944 года, но правительство не проявляло к ним должного интереса. Однако с окончанием второй мировой войны интерес к реактивным бомбардировщикам возник с новой силой. Требования Министерства снабжения B.35/46 предусматривали создание бомбардировщика, способного нести 10000 фунтов (4536 кг) бомбовой нагрузки, имевшего скорость 500 узлов (926 км/час) и потолок 50000 футов (15240 метров), дальность полета задавалась не менее чем 3300 морских миль (6111 км). Создание машины с такими характеристиками означало значительный шаг вперед, по сравнению с поршневыми бомбардировщиками РАФ времен второй мировой войны. Характеристики проекта фирмы Виккерс не дотягивали до этих требований, и когда Авро и Хейнли Пейж заявили о соответствии их проектов, самолет Виккерс мог остаться всего лишь на бумаге. Но главный конструктор Виккерса George Edwards (Джордж Эдвардс) начал пробивать в правительстве свой проект, мотивируя его выгоды тем, что его будущий самолет будет проще, легче в реализации, и содержит меньше элементов технического риска, чем проекты Авро и Хейнли Пейж, и возможные задержки и неудачи будут меньше отражаться на сроках выполнения проекта, чем в случае с конкурентами.

Эдвардс гарантировал четкие сроки выполнения проекта, пообещав, что первый прототип будет закончен к 1951 году, серийный самолет - к концу 1953 года, а серийные поставки - к началу 1955. Его аргументы показались убедительными, и 16 апреля 1948 года были изданы новые Требования B.9/48, основанные на данных проекта Виккерс тип 660, и сроках выполнения работ, названных Эдвардсом. Работа над проектом начались в апреле 1948 года, а 2 февраля 1949 года был заключен контракт с фирмой Виккерс, который предусматривал постройку 2 прототипов - одного, оснащенного четырьмя ТРД Роллс-Ройс Авон тягой по 6500 фунтов (2948 кгс) каждый, и второго, с четырьмя ТРД Армстронг Сиддли "Сапфир". Через два года, 20 апреля 1951 года был размещен заказ на 25 самолетов, включавший в себя 5 предсерийных машин тип 674 оснащенных ТРД Avon RA.14's тягой 9500 фунтов(4310 кгс) каждый, и 20 машин тип 706 Valiant B.1's, оснащенных ТРД Avon RA.28 204 или 205, с удлиненными соплами, тягой 10 050 фунтов (4558 кгс) каждый. Первый самолет проекта 660 WB впервые поднял в воздух 18 Мая 1951 года главный летчик-испытатель "Виккерс" "Mutt' Summers". Традиционный высокоплан смотрелся не очень грациозно рядом с "Вулканом" и "Виктором", а силовая установка имела много недостатков. Четыре двигателя размещались в корне крыла, а воздухозаборники представляли собой узкие щели в передней кромке крыла.

В 1951 году для самолета было выбрано имя "Valiant" - "Вэлиэнт". Идея давать каждому бомбардировщику имя, начинающееся с буквы "V", сменила устоявшуюся традицию наименования бомбардировщиков в честь британских городов, и городов содружества. (Авро "Ланкастер", "Манчестер", и т.д.) Первый прототип WB210 разбился после пожара двигателя в начале 1951 года, экипаж покинул машину, но при этом погиб пилот, командир эскадрильи Brian Foster (Врайэн Фостер), (офицер РАФ, прикрепленный к фирме Виккерс для проведения испытаний), его кресло после катапультирования ударилось о хвостовое оперение. Покидание экипажем самолета, как и в других "В"-бомберах, было смешанным. Пилоты имели катапультируемые кресла, со сбрасываемым перед катапультированием фонарем, а находившиеся позади них члены экипажа должны были выпрыгивать через люк на левой стороне носовой части фюзеляжа. Это было значительно легче, чем в "Вулкане", (не требовался отстрел передней стойки шасси), и чем в "Викторе", так как люк экипажа на "Вэлиэнте" был гораздо ниже воздухозаборников. Второй прототип был близок к завершению, и поэтому потеря WB210 не имела трагических последствий для программы Вэлиэнта. Второй "Вэлиэнт" впервые поднялся в воздух 11 апреля, и имел увеличенные воздухозаборники, (необходимые для более мощных ТРД Авон, установленных на второй прототип) с внутренними вертикальными перегородками для стабилизации воздушного потока на входе в двигатели. Вторая модификация была названа "Тип 667". В отличие от конструкции "Вулкана", подвергнутой значительным изменениям, и "Виктора", в который потребовалось внести много изменений на этапе между постройкой прототипа и серийным производством, "Вэлиэнт" в период между прототипом и запуском серию был подвергнут лишь вышеописанному увеличению воздухозаборников.

Как обычно, показывая высокую инерционность мышления, и желание применять устоявшиеся приемы, "Эйр Стафф решил, что должны быть выработаны требования для "Вэлиэнта" в версии "Маркера целей", для обозначения цели ударным самолетам. Использование тактики времен второй мировой, всем флотом бомбардировщиков-носителей ядерного оружия, имеющих на борту радиолокационные прицелы, совсем не смущало военных, и так как они были достаточны тупыми, то заказали 17 машин, в том числе два из них - прототипы. По их требованиям, Виккерс разработала проект Valiant Мк.2 Эта модификация отличалась лучшими характеристиками двигателей, и более прочной конструкцией планера, позволяющей выполнять полет на малых высотах, обязательный для обозначения наземных целей. После окончания выпуска первой партии серийных Valiant B.Mk.1, прототип B.Mk.2 поднялся в воздух 4 сентября 1953 года. Показанный в Фарнборо днями позже, этот самолет отличался более длинной передней частью фюзеляжа, и шасси было вынесено в гондолы под крылом, что позволило увеличить прочность крыла (Так это было сделано и на Ту-16, но и англичане, и конструкторы туполевского бюро пришли к таком решению абсолютно независимо друг от друга. В обох случаях, и на "Вэлиэнте", и на Ту-16 это конструктивное решение было призвано, и позволило увеличить прочность крыла* - прим. переводчика) К 1955 году "Эйр Стафф"(Штаб RAF) пришел к выводу, что обозначение целей "пэтфиндерами" уже не актуально, и бомберы вполне могут находить цели самостоятельно, используя бортовой РЛ-прицел. Хотя уже тогда становилось ясно, что в недалеком будущем ввиду быстрого прогресса ПВО Советского Союза, полеты на большой высоте над территорией СССР могут стать гораздо более опасными, проект В.2 был отменен. WJ954 продолжал полеты в качестве летающей лаборатории, пока в 1958 году не был перевезен в Фулнесс, где был расстрелян из различных видов оружия, в рамках экспериментов по определению уязвимости тогдашних самолетов от артиллерийского огня.

Превращение В.2 из "Пэтфиндера" в низковысотный бомбардировщик было достаточно простым, но таких попыток не предпринималось, что в конечном итоге привело к преждевременному выводу парка "Вэлиэнтов" из эксплуатации. Также были закрыты работы и по авиалайнеру В1000, к его несчастью, основанному на конструкции "Вэлиэнта", но с низкорасположенным крылом. Первый прототип В100 были почти завершен, и отказ от В.2 и В1000 сильно ударил как по Виккерсу, так и по британскому налогоплательщику. Отказ от программы В1000 обошелся в 4 миллиона фунтов, огромную на то время сумму. Также пришлось отказаться от перспективной ракеты "Blue Boar", которая должна была использоваться с "Вэлиэнта", и проходила испытания к моменту отказа от программы.

Однако, возвратимся в 1953 год, когда был закончен первый "серийный" В.1. Термин "серийный" не вполне подходил к собранному вручную "штучному изделию", как и к первым четырем бомбардировщикам. На самом деле, первые пять машин были прототипами, а в Министерстве Снабжения полагали, что, называя их "серийными самолетами" смогут сделать "хорошую мину при плохой игре" - Британия в то время сильно отставала в развитии современных бомбардировщиков. Американцы, в частности, имели в строю В-47 Стратоджет уже с 1951 года. В то время, как "Вэлиэнт" превосходил В-47 по бомбовой нагрузке, высотности, дальности полета, и имел меньшие размеры, В-47 был заметно быстрей английского коллеги, (хотя, "Вэлиэнт" В.2 должен был улучшить это положение) и конечно, имел преимущество в практической освоенности машины. В то время, как ЮСАФ САК имели на вооружении В-47, РАФ эксплуатировал поршневые "Линкольны" - модернизированные "Ланкастеры". Затруднения в попытках "одолжить" В-29 чтобы сколотить достаточные бомбардировочные силы, были без сомнения, серьезным фактором, стоящим за началом производства в Британии 4-х разных типов передовых на то время бомбардировщиков одновременно - кроме известных "Вэлиэнта", "Виктора", и "Вулкана", фирма Short произвела два "Сперринса". Последняя машина, простой конструкции, не пошла в серию, ввиду успеха "Вэлиэнта".

В то время фирма Виккерс внесла также некоторые изменения в конструкцию "Вэлиэнта", включая подвеску топливных баков под крыльями, в надежде участвовать в Новозеландской гонке в октябре. Однако, Министерство запретило участие "Вэлиэнта", предоставив "Канберре" выиграть эту гонку. Но баки не были отвергнуты, и стали стандартным набором подвесок для "Вэлиэнта". Первые В.1 проходили испытания, в то время, как по-настоящему серийные самолеты находились на сборочном конвейере. Первые В.1 поступили на службу в 232 Operational Conversion Unit(OCU) размещенный на авиабазe РАФ в Гейдон (Geydon), в июне 1954 года. Здесь, в годы Второй Мировой была тренировочная база для бомбардировщиков РАФ, а к 1954 году она была открыта вновь, и стала первой базой В-бомберов. По мере обучения первых экипажей была сформирована первая эскадрилья - номер 138. Вскоре 138 эскадрилья была переведена на базу RAF Wittering, и стала полностью боеготовой к июлю 1955 г. На базе Wittering создали склад ядерного оружия, запас которого медленно возрастал с 1953, англичане собрали на авиабазе и оружие, и его носители. Первые "Вэлиэнты" сбрасывали лишь массово-габаритные макеты бомб в тренировочных целях, и до поры-до времени не применяли реального ядерного оружия.

В РАФ поняли, что новые бомбардировщики также могут быть идеальной платформой для ведения воздушной разведки, и разместили заказ на производство 11 самолетов модификации B(PR) Mk.1. Они могли нести до восьми фотоаппаратов в бомбовом отсеке. Первые машины попали во вновь сформированную 543 эскадрилью на базе РАФ Wyton в июне 1955 года. После окончания производства модификаций В.1 и B(PR).1, был запущен в серию следующий вариант, B(PR)K.1. В бомбоотсеке можно было подвесить бомбы, установить фотокамеры, или установить оборудование для дозаправки и бак с топливом. Дозаправка в полете была недавним нововведением, до того испытывавшаяся на "Линкольнах", заправлявших "Метеоры".

В 1955 году Виккерс доказала, что "Вэлиэнт" может также выполнять дозаправку в воздухе, используя как танкер модифицированный В.1 с уменьшенным бомбоотсеком . Однако, на модификации B(PR)K.1 в уменьшении бомбоотсека не было необходимости.

"В-силы" быстро набирали мощь В 1956 году РАФ Marham и Honington были подготовлены к базированию "В-сил" и были сформированы еще пять эскадрилий "Вэлиэнтов". 11 октября 1956 года "Вэлиэнт" B.1 WZ366 над полигоном в Австралии сбросил с высоты 35 000 футов(10 675 м) атомную бомбу "Blue Danube", которая взорвалась на высоте 750 футов (228 м) . Мощность заряда по соображениям безопасности была уменьшена перед самыми испытаниями, и составила 3 кт.

К концу месяца "Вэлиэнты" сбрасывали бомбы не на полигоне, а в настоящей войне.

Египет объявил о своем намерении национализировать Суэцкий канал в июле 1956 года, приблизительно в то же время, когда В-47 САК потерпел катастрофу на британском аэродроме (база РАФ Greenham, и не потерпел, а сбросил ПТБ на В-47 с ядерной бомбой Б28 на борту* - прим. переводчика), где находились склады с ядерными бомбами. Так как возможность ядерной катастрофы тогда не афишировалась, Египет не был так осмотрителен, как ВВС США.(тут вообще непонятно* -прим переводчика) Египет взял контроль над Суэцким каналом, в войну вмешался Израиль. Была предпринята англо-французская операция по восстановлению контроля над каналом. Пока "Си Веномы" и "Си Хоуки" FAA (Fleet Air Army) и "Веномы" и "Хантеры" РАФ атаковали тактические цели, верховное командование РАФ решило не упустить возможности испробовать в деле новые дальние бомбардировщики.

"Вэлиэнты" 138, 148, 207 и 214 эскадрилий были размещены на авиабазе РАФ Luqa на Мальте. Первые налеты на египетские аэродромы начались 31 октября 1956 года. Несмотря на раннее оповещение, Египтяне почти не оказывали сопротивления. Первый "Вэлиэнт" B.1 XD814 из 148 эскадрильи вышел на ярко освещенную цель, не встретив вражеских истребителей, и эффективного огня ЗА. Такая же картина повторялась во время следующих налетов "Вэлиэнтов" в Суэцкой операции, была отмечена лишь одна неудачная попытка перехвата "Вэлиэнта", который смог легко уйти от Метеора. Когда англичане и французы высадились в зоне канала, эскадрильи "Вэлиэнтов" были отозваны в Британию, и к началу 1957 года на Мальте не осталось ни одного "Вэлиэнта".

Серийный выпуск "Вэлиэнта" был прекращен в 1957 году, после выпуска более чем сотни экземпляров. (Для сравнения, в США было выпущено более 2000 В-47, а в СССР - более 1500 Ту-16 - *прим. переводчика) Следующий большой шаг был сделан в марте 1957 года, когда 4 "Вэлиэнта" из 49 эскадрильи были отправлены на Рождественские Острова в Тихом Океане. там, 15 мая с "Вэлиэнта" B.1 XD818, летящего на высоте 39 тысяч футов (11 887 м), был сброшен прототип английской термоядерной бомбы. Бомба взорвалась на высоте 15 тысяч футов (4572 м), но мощность взрыва составила всего треть от расчетной мегатонны. Следующий сброс был произведен через год, в этот раз мощность составила 1.8 МГт , а уже в 1958 году - 3 МГт. "В-силы" с отставанием в два года наконец-то получили такое же оружие, которое уже имели США и Советский Союз.

Этими испытаниями было доказано, что и Британия может производить термоядерное оружие, наравне с супердержавами - США и СССР. Дальнейшие испытания и разработка ядерного оружия велись в сотрудничестве с американцами, а "В-силы" стали частью объединенных ядерных сил НАТО.

В то время, как Бомбардировочное Командование отрабатывало групповую слетанность и быстрые взлеты "Вэлиэнтов", этот самолет также использовался в программе разработки ракеты "Blue Steel" (Голубая Сталь). Эту выдающуюся ракету-носитель ядерного боезаряда создавали для использования с "Виктором" и "Вулканом", но не с "Вэлиэнтом", (редкий пример здравомыслия военных, которые не пытались иметь В-силы, трижды повторяющие свои возможности.) С ""Вэлиэнта" сбрасывали уменьшенный в соотношении 2 к 5 макет "Голубой Стали", для испытания ее аэродинамических характеристик. Макет не был простой болванкой, он был оснащен ракетным двигателем, и использовался не только для испытаний по программе разработки "Голубой Стали", но также для того, чтобы дать экипажам почувствовать, как происходит пуск настоящей ракеты. Когда была готова настоящая ракета, ее начали испытывать с "Вулкана", а потом к "Вулканам" присоединились "Викторы" и "Вэлиэнты".

Под конец 1957 года произошли изменения в схеме окраски "Вэлиэнтов". Имевшие первоначально цвет неокрашенного дюраля, после принятия на вооружение, "Вэлиэнты" были перекрашены в "противоатомный" белый цвет. Номера были черными, а круглые сине-красные ОЗ Королевских ВВС были выполнены в традиционных насыщенных цветах. Кто-то однако предположил, что световое излучение ядерного взрыва выжжет дыры в обшивке по форме темных, поглощающих световое излучение ОЗ и серийных номеров. В результате, номера стали светлее, а для кругов ОЗ была применена светло-голубая краска. Когда "Викторы" и "Вулканы" достигли оперативной готовности, имело бы смысл (вот оно, сослагательное наклонение в истории....*прим. переводчика) начинать перевооружение с более старых "Вэлиэнтов", на новые машины, и выпускать больше машин двух более новых, более совершенных типов. Вместо этого, "Вэлиэнты" продолжали составлять костяк "В-сил" еще несколько лет. С 1960 года модификации, которые могли нести заправочное оборудование, после двух-трех лет "бомбардировочной" карьеры начинали эксплуатироваться в качестве танкеров. Дозаправка в воздухе имела громадный ( :-)* -прим. переводчика) успех, и в скором времени, возможности "Вэлиэнтов" в качестве заправщиков заслужили высокую оценку.

К 1962 году Эйр Стафф пришел к запоздалому осознанию того, что ПВО СССР гораздо более эффективна, чем, к примеру, Египта, а МиГи-17 и ЗРК С-75 порвут, "как тузик шапку", "Вэлиэнты", которые попытаются проникнуть в советское воздушное пространство на средних и больших высотах. "Вэлиэнты" были переориентированы на низковысотные тактические операции в 1962-63 годах, а в 1964 машины получили новый камуфляж, нанесенный на боковые и верхние поверхности планера. "Виктор" и ""Вулкан" продолжали выполнять тактические и стратегические ударные задачи, в качестве носителей ядерного вооружения, также на низких высотах.

"Вэлиэнту" Мк.1 пришлось работать в таком режиме, на который был рассчитан лишь его старший, низковысотный брат Мк.2.

Так, изменение тактики и высотности оказалось для "Вулканов" и "Викторов" посильной задачей, а парк "Вэлиэнтов" стал сокращаться в более жестких условиях турбулентной атмосферы при полете около земли.

6 августа 1964 года экипаж борта WP217 из 232 OCU во время тренировочного полета ощутил сильный удар. В кабине замигали аварийные индикаторы, но пилоты приняли решение совершить посадку на поврежденной машине. Незадолго до этого, один "Вэлиэнт" был потерян при загадочных обстоятельствах, а другой совершил посадку "на брюхо" после отказа шасси. Несмотря на разрушение заднего лонжерона правого крыла, самолет совершил удачную посадку.

В результате немедленно начатой проверки лонжеронов самолетов этого типа стало ясно, насколько серьезна проблема. Большинство "Вэлиэнтов" имели усталостные трещины лонжеронов. Пока рассматривался вопрос о стоимости ремонта или замены лонжеронов, полеты на малой высоте немедленно были запрещены, и внесены серьезные ограничения по остальным режимам полета.

Учитывая то, что 2 других типа самолетов "В-сил" не имели серьезных проблем в эксплуатации, а стоимость переделки "Вэлиэнтов" была слишком высока, весь парк "Вэлиэнтов" к началу декабря оказался на земле, и в короткие сроки был выведен из эксплуатации.

Первым был расформирован OCU, а последней оказалась 49-ая эскадрилья, расформированная в январе 1965 года.

Таким образом, РАФ неожиданно оказались без заправщиков, и в спешном порядке в заправщики вместо "Вэлиэнтов" были переоборудованы "Викторы".

Большинство "Вэлиэнтов" были утилизировано прямо на своих базах, после расформирования соответствующих эскадрилий. Другие быстро сожгли в качестве тренажеров для пожарных, или расстреляли в качестве натурных стендов для испытания воздействия оружия на самолеты.

Несколько оставались в летном состоянии, будучи залогом ВАС, поглотившей Виккерс, и предназначались для различных летных испытаний.

Неудивительно, что единственной машиной предназначенной для хранения был борт XD818 - тот самый "Вэлиэнт", который сбросил первую английскую водородную бомбу. Когда ВАС "разобралась" со своими 4-мя летными экземплярами "Вэлиэнтов", то после недолгого хранения они были утилизированы. Но перед этим, один из них, XD816 принял участие в воздушном параде 29 апреля 1968 года, ознаменовавшем расформирование Бомбардировочного Командования (которое стало Ударным Командованием.) Последний сохранившийся "Вэлиэнт", XD818, много лет хранился на базе РАФ Marham, пока его не перевезли в музей Бомбардировочного Командования в Хендоне, Северный Лондон (сейчас этот музей известен как "On Target Hall" ("Над целью зал") музея РАФ.

Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 24.04.2024
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.