| |||||
|
F/A-18E/F Super Hornet | ||||
Биографию этой машины следует начать с 15 июля 1987-го года, когда министр обороны США направил командованию военно-морского флота директиву с требованием начать работы по глубокой модернизации основного палубного истребителя F/A-18. Необходимость в новом варианте "Хорнета" была обусловлена тем, что работы по палубному истребителю пятого поколения на базе самолета ATF и палубному штурмовику А-12 "Эвенджер" грозили затянуться, и Пентагону требовалось подстраховаться на случай, если эти программы будут сорваны. Что в дальнейшем и произошло. Исследование путей модернизации F/A-18 производились управлением перспективных исследований министерства обороны DARPA совместно с ВМС и фирмой Макдоннелл-Дуглас. Эта программа получила обозначение "Хорнет-2000". А также DARPA в рамках параллельной программы "Супер-Хорнет", которая предусматривала анализ таких экзотических новаций, как УВТ, цельноповоротное близкорасположенное к переднему крылу ПГО, дополнительные цельноповоротные управляющие поверхности под задней кромкой крыла и прыжковое шасси. Последнее устройство сообщает самолету при взлете дополнительный вертикальный импульс. В 1991-м году программа вышла из стадии предварительных испытаний, к этому времени ВМС США уже отказались от продолжения работ по малозаметному палубному штурмовику А-12, а перспективы создания палубного варианта Ф-22 становились все более эфемерными. К концу 1991-го года МО США приняло решение о начале в 1992-м эскизного проектирования самолета F/A-18E/F, вскоре получившего название "Супер Хорнет". Были отвергнуты технически рискованные и дорогостоящие предложения. Новый самолет должен был отличаться от своего предшественника F/A-18C/D крылом с увеличенной на 25 % площадью и на 25 мм большей строительной высотой в корневой части. Кроме того, вносились изменения в конструкцию воздухозаборника, состав БРЭО и вооружение машины. Для самолета предполагалось создать новую модификацию двигателя с тягой, увеличенной до 10000 кгс (при этом фирмой Дженерал-Электрик использовался технический задел, полученный при разработке ТРДД F412-400, предназначенного для штурмовика А-12). Если на первых этапах программы усилия конструкторов было направлены в основном на улучшение маневренных характеристик самолета (требовалось ответить на вызов, брошенный Су-33 и МиГ-29К), то после провала работ по А-12 и распада СССР (и, следовательно, уменьшения угрозы для ВМС США со стороны российских корабельных истребителей) более актуальным стало повышение ударного потенциала "Супер Хорнета". Предполагалось увеличение массы боевой нагрузки, расширение ее номенклатуры, увеличение на 38 % радиуса действия истребителя-бомбардировщика по наземным целям, сделать машину при взлетах и посадках менее зависимой от курса и скорости авианосца, а также силы ветра. За счет принятия мер по снижению радиолокационной заметности минимальную ЭПР самолета в курсовой плоскости намечалось уменьшить до 1,19 кв. м. (то есть более чем вдвое по сравнению с F/A-18C/D). В то же время новая машина не маневреннее своего предшественника, максимально допустимый угол атаки, как и на F/A-18C/D, ограничен величиной 30-35 градусов. Контракт стоимостью 3 млрд. 715 млн. долларов был подписан 7 декабря 1992-го года, подразумевавший полномасштабную разработку и постройку самолета F/A-18E/F, НИОКР предусмотрено провести в течение 7,5 лет, а также изготовление пяти опытных одноместных и двух двухместных учебно-боевых истребителей этого типа. В том же году с фирмой Дженерал-Электрик МО США заключает контракт (757 млн. долларов) на полномасштабную разработку ТРДДФ F414 для нового самолета. Торжественная выкатка опытного истребителя состоялась 18 сентября 1995-го года на авиазаводе в г. Сент-Луис, а первый полет "Супер Хорнета" состоялся 29 ноября 1995-го. Выпуск всей опытной серии из семи самолетов был полностью завершен к концу 1996-го года. Серийный выпуск начался на том же авиазаводе. В 1997-м финансовом году было заказано 12 самолетов (восемь F-18E и четыре F-18F), в 1998-м - восемь F-18E и двеннадцать F-18F, в 1999-м - четырнадцать F-18E и шестнадцать F-18F. А с 2000-й по 2004-й годы планируется закупить 222 самолета. Общий объем закупок "Супер Хорнета" для ВМС США и корпуса морской пехоты должен составить от 548 до 785 машин. Стоимость одного серийного истребителя, предназначенного для американского флота, составляет 42 млн. долларов, при поставках на экспорт - 52 млн. Первый серийный самолет F/A-18E/F был поставлен строевой эскадрилье ВМС США в ноябре 1999-го года. В соответствии с существующими планами, многоцелевой истребитель F/A-18E/F вместе со своим предшественником F/A-18C/D с начала десятилетия до 2010-го года будут являться фактически единственными боевыми самолетами американских авианосцев. Двухместный истребитель F/A-18F придет на смену истребителю-перехватчику F-14 "Томкэт", выполняющему задачи ПВО авианосного соединения, палубному самолету РЭБ ЕА-6ВВ "Праулер", а также будет выполнять роль самолета управления и наведения. Одноместный F-18F будет решать задачи завоевания превосходства в воздухе и палубного штурмовика, которые прежде возлагались на А-6Е "Интрудер". Кроме того, рассматривается возможность использования многоцелевого истребителя "Супер Хорнет" для нанесения высокоточных ударов и самолета-заправщика. Потеницальными покупателями новой машины, по мнению фирмы Боинг, являются: Чили, Венгрия, Румыния, Польша и Чехия. В настоящее время рассматривается комплекс мер по усовершенствованию F/A-18E/F, в направлении повышения его конкурентоспособности на внешнем рынке. В частности, предполагается уменьшение сигнатуры БРЛС, увеличение возможностей по нанесению высокоточных ударов по наземным целям, внедрение конформных топливных баков, а также реализация разного рода мероприятий по снижению стоимостью серийной машины (на 17-20 млн. долларов). Стоимость одного самолета F/A-18E в экспортной модификации должна быть уменьшена до 42 млн. долларов, то есть снижена на 10 млн. Рассматриваются пути дальнейшего уменьшения стоимости серийных самолетов еще на 7-10 млн. долларов. При этом суммарный боевой потенциал модернизированного палубного истребителя должен быть не меньше потенциала таких самолетов, как европейский EF-2000 "Тайфун", шведский JAS-39 "Грипен" и, конечно же, Су-27СМ и МиГ-29СМТ. К слову, появление последних на международном рынке ожидается к 2005-му году. Для истребителя создана новая БРЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), разработанной в рамках программы AESA. Станция обладает способностью обнаруживать цели типа "истребитель" на дальности 150-165 км. Но в серийное производство БРЛС поступит лишь к 2006-му году. В дальнейше AESA должна быть установлена на самолете JSF. Для снижения радиолокационной заметности антенну БРЛС предполагается устанавливать под углом к вертикальной плоскости (с решеткой, ориентированной вверх). Мощная станция с АФАР обеспечивает возможность применения ракет типа "воздух-воздух" большой дальности, что должно обеспечить поражение истребителей противника еще на подходе последних к зоне боевых действий. В августе 1995-го фирма Макдоннелл-Дуглас предложила в инициативном порядке создать на базе "Супер Хорнета" самолет радиоэлектронной борьбы F/A-18C2W, предназначенный для замены после 2007-го года всех "Праулеров", а также решения задач своеобразного летающего командного пункта. Который, в отличие от АВАКСа будет иметь большую выживаемость. При этом изменения конструкции исходного самолета должны быть минимальными. На концевых АКУ, вместо УР типа AIM-9 "Сайдуиндер", намечено разместить контейнеры радиоэлектронной разведки. Другое оборудование РЭБ должно быть размещено в контейнерах на подкрыльевых пилонах, за кабиной предполагается установть приемник спутниковой навигационной системы. Общая потребность ВМС в самолете этого типа оценивается в 150 единиц. Самолет РЭБ F/A-18C2W лег в основу проекта F/A-18G "Гроулер", предназначенного для ведения РЭБ, управления действиями нескольких боевых БПЛА типа UCAW и других "высокоинтеллектуальных" зачад. Создание самолета-заправщика на базе F/A-18E/F при передаче на удалении 610 км 2900 кг топлива позволит повысить боевой радиус действия "Супер Хорнета" до 1600 км, а дальность поражения целей при помощи оперативно-тактической крылатой ракеты SLAM-ER возрастает до 1850 км. После решения задачи по заправке самолет-заправщик может быть привлечен к патрулированию в целях обеспечения ПВО авианосца. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ:По сравнению с самолетом F/A-18 старых модификаций, новая многоцелевая машина имеет усиленный планер, удлиненный фюзеляж, крыло, крыльевые наплывы и горизонтальное оперение увеличенной площади, а также новый воздухозаборник, обеспечивающий больший расход воздуха. Минимальная ЭПР самолета в курсовой плоскоси равна 1,19 кв. м., это, как говорилось выше, примерно вдвое меньше, чем у F/A-18C/D, хотя габариты "Супер Хорнета" приблизительно на 25 % больше. Самолет имеет воздухозаборник четырехугольного сечения с уменьшенной радиолокационной заметностью. Каналы его несколько искривлены вниз и вбок, что способствует отражению электромагнитного излучения в сторону от оси самолета. В воздушном канале, перед лопатками компрессора двигателя, размещены радиальные пластины, также уменьшающие радиолокационное излучение, отраженное от ТРДДФ. Другие усовершенствования, направленные на уменьшение заметности, включают пилообразные края створок основного шасси и технологических панелей двигателей, ромбоидальные металлические экраны с перфорацией, выполненной методом лазерной обработки, покрывающие все наружные отверстия, а также специальные радиопоглащающие покрытия (в частности, золотое напыление на фонарь кабины). Ряд технических решений по уменьшению заметности реализован в конструкции отсека радиолокационной станции. На самолете использованы специальные коррозионностойкие материалы с радиопоглащающей способностью. В отличие от специализированных самолетов, выполненных по технологии "stealth", характеристики малой заметности истребителя F/A-18E/F гармонически сочетаются с высокими ЛТХ. В систему боевой живучести "Супер Хорнета" входит новый губчатый заполнитель крыльевых топливных баков, имеющий пониженную плотность. В нижней части фюзеляжа размещена аппаратура пожаротушения с использованием "пассивной" пены, предназначенная для защиты гидравлических коммуникаций и проводки системы управления, проходящих в этой части планера. В состав противопожарной системы входят также активные датчики, включающие систему инертного газа. Площадь незащищенной поверхности планера F/A-18E/F уменьшилась до 13 % по сравнению с 25% у F/A-18C/D, хотя новый самолет крупнее 25 % и объем топлива во внутренних баках у него на 33 % выше. СИЛОВАЯ УСТАНОВКА:Самолет оснащен двумя ТРДДФ Дженерал Электрик F414-GE-400. Вместе они дают тягу в 20000 кгс. Во внутренних топливных баках размещаются 8063 литра топлива, а при использовании пяти ПТБ общий запас топлива возрастет до 17148 литров! Имеется система дозаправки в воздухе (штанга-топливоприемник в нерабочем состоянии убирается). БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:Состав БРЭО на 90 % аналогичен БРЭО истребителя F/A-18C/D. Инерциальная навигационная система (ИНС) с 1999-го года дополнена приемником сигналов спутниковой навигации. С 2001-го года самолет получил электронную карту Смитс-Харрис. Радиоэлектронный комплекс включает в себя многофункциональную импульсно-допплеровскую БРЛС типа Хьюз AN/APG-73, которая является дальнейшим развитием станции AN/APG-65. Усовершенствования включают в себя расширенный диапазон частот, увеличенное быстродействие процессора обработки сигналов и установку нового основного процессора с увеличенным быстродействием и расширенной емкостью памяти. Оборудование кабины экипажа F/A-18E значительно улучшено. В верхней части приборной доски расположен экранный жидкокристаллический индикатор с сенсорным управлением. В центре доски установлен цветной ЖК-индикатор тактической обстановки 6х6 дюймов. Сохранены два многофункциональных монохромных индикатора, применяемые на самолетах F/A-18C/D. Имеется монохромный программируемый ЖК-индикатор предназначенный для проверки работы двигателей и топливной системы самолета. Модернизируемое приборное оборудование в задней кабине самолета F/A-18C2W позволит экипажу из двух человек решать задачи, аналогичные задачам четырехместного "Праулера". В центре приборной доски предполагается установить крупноформатный индикатор тактической обстановки (с цифровой картой), имещющий прямоугольную форму. Его будут обрамлять два стандартных многофункциональных индикатора на ЖК. В нижней части приборной доски расположатся два экранных индикатора меньших размеров (все дисплеи цветные). Комплекс РЭБ типа IDECM включает станцию предупреждения о радиолокационном облучении Хьюз AN/ALR-67(V)3, буксируемую ложную мишень Райтеон AN/ALE-50, служащую для увода в сторону неприятельских ракет и в нерабочем состоянии размещаемую под фюзеляжем, а также четыре блока разброса ИК-ловушек и дипольных отражателей Трэкор AN/ALE-47. ВООРУЖЕНИЕ:У истребителя F/A-18E/F на 11 узлах внешней подвески размещается различное ракетно-бомбовое оружие. В состав УР класса "воздух-воздух" входят ракеты малой дальности AIM-9 "Сайдуиндер" разных моделей (до 12 единиц), УР средней дальности AIM-7М "Спэрроу" (до 8 единиц) или AIM-120C AMRAAM (до 12 единиц). Для поражения наземных или надводных целей могут использоваться ракеты AGM-65 "Мэйверик" (до 6 единиц), противорадарные ракеты AGM-88 "Харм" (до 6 единиц), противокорабельные ракеты AGM-84A "Гарпун" и AGM-84H SLAM (по четыре). Также самолет может взять шесть планирующих авиабомбы AGM-154 JSOW, четыре КАБ JDAM GBU-32 (калибр 900 кг) или GBU-32 (калибра 450 кг) до шести штук. Плюс бомбы с лазерным наведением типа "Пейвуэй" II/III (до 11 единиц). После 2002-го года самолет должен будет получить новую оперативно-тактическую КР AGM-158 JASSM (две КР на подкрыльевых узлах). Неуправляемые средства поражения включают свободнопадающие авиабомбы, авиационные мины, напалмовые баки, кассетные бомбы и т. п. Всего самолет может нести 29 различных комбинаций вооружения. МАССО-ГАБАРИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:Размах крыла (с УР на АКУ) - 13,62 метра, размах крыла со сложенными консолями - 9,32 м. Длина самолета - 18,31 м, высота самолета - 4,88 м, площадь крыла - 46,45 кв. см. Масса пустого самолета - 13864 кг. Максимальная взлетная - 29937. Масса топлива JP5 во внутренних баках - 6531 кг, топлива JP5 ПТБ - 4436 кг. ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:Предельное число М > 1,8. Практический потолок 15240 метров. Боевой радиус действия (с ФАБ 4х450 кг, УР 2хAIM-9, ПТБ 2х1818 л, контейнеры с навигационной и прицельной тепловизионной системами) по профилю большая-малая-малая-большая высота - 722 км. Боевой радиус действия при эскортировании (два "Сайдуиндера" и два "АМРААМа") - 760 км. Продолжительность барражирования с шестью УР "воздух-воздух" и тремя ПТБ 3х1818 л, на удалении 278 км от авианосца - 2 часа 15 минут.
Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 22.11.2024 Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru. |
|