| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
CAC J-7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Появление J-7В 1961 году Советский Союз передал Китаю лицензию на серийное производство фронтового истребителя МиГ-21Ф-13,а также двигателя Р-11Ф-300. Одновременно Китай получил не-сколько самолетов этого типа, построенных в СССР, а также комплект деталей для сборки в КНР предсерийной партии истребителей. Это была первая попытка передачи новейших авиационных технологий высокоразвитыми странами в страны “третьего мира”. Впервые супердержава делилась своими технологиями со странами “третьего мира”. Однако резкое ухудшение советско-китайских отношений привело к разрыву военно-технического сотрудничества. В результате Китай так и не получил полного комплекта технической документации на истребитель. Тем не менее было решено запускать МиГ-21 в серию, опираясь на собственные силы. Для производства первого китайского истребителя второго поколения был выбран завод в городе Чэнду (Центральный Китай). Предприятие было основано в 1958 году и строилось при советской технической помощи. В начале 1964 года в Гуанчжоу (Кантон) началось изготовление отдельных узлов для самолета МиГ-21, получившего китайское обозначение J-7, которые направлялись в Чэнду для окончательной сборки. В Гуанчжоу осваивался и выпуск двигателей Р-11Ф-300 (WP7) для этого истребителя. Однако задержка с вводом производственных мощностей в Чэнду, вызван-ная прекращением советской технической помощи, заставила правительство КНР принять решение о переносе производства J-7 в Манчжурию, на завод в г. Шэньян (Мукден), где уже существовало хорошо налаженное авиационное производство. Статические испытания планера самолета J-7, полностью изготовленного в Китае, завершились в ноябре 1965 года, а 17 января 1966 года первый истребитель этого типа, собранный в Шэньяне, поднялся в воздух. Его пилотировал летчик-испытатель Ге Венронг. В ходе летных испытаний была достигнута максимальная скорость, соответствую-щая М=2,02. Однако выпуск новых самолетов продолжался сравнительно недолго: начавшаяся в стране “Великая пролетарская культурная революция” сорвала планы перевооружения ВВС новой авиационной техникой. Развернувшиеся политические дискуссии, быстро сменившиеся прямой конфронтацией различных группировок и массовыми “чистками” специалистов, привели к дезорганизации работы промышленности. В Шэньяне удалось выпустить лишь несколько серийных истреби-телей J-7, практически не отличавшихся от советских МиГ-21Ф-13.Модификации J-7I и F-7AК работам по программе J-7 удалось вернуться лишь через год, когда был введен в строй завод в Чэнду. В июне 1967 года там возобновился выпуск истребителей. К тому времени специалистами заводского КБ в конструкцию машины был внесен ряд изменений. Истребитель получил регулируемый конус воздухозаборника. Так как поступление на вооружение ВВС Китая управляемых ракет класса “воздух-воздух” с тепловой головкой самонаведения затягивалось, было решено усилить пушечное вооружение самолета, вернувшись к схеме истребителя МиГ-21Ф - две HP-30 в нижней части фюзеляжа. Новая модификация получила обо-значение J-7I. Выпуск истребителей шел довольно низкими темпами, и ВВС Китая получали их в крайне ограниченных количествах. J-7I использо-вались главным образом в авиационных центрах и на полигонах ВВС. Не удавалось довести до работоспособного состояния систему катапультирования “СК” с защитой летчика от набегающего потока при помощи фонаря кабины (аналогичные проблемы с системой катапультирования МиГ-21Ф, МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ испытывал и Советский Союз). Ограничивал возможности применения J-7I и крайне низкий ресурс первых серий двигателей WP7 - не более 100 часов. Тем не менее истребители J-7I поставлялись и за рубеж: Китаю требовалось продемонстрировать военно-политическую поддержку своим идеологическим союзникам. В результате ВВС Албании и Танзании получили небольшую партию самолетов, имевших экспортное обозначение F-7A. Поступление на воору-жение ВВС Китая сверхзву-ковых истребителей J-7I Совпало с войной во Вьетнаме, характеризовавшейся массированным использованием авиации. Однако в отличие от других истребителей китайского производства - J-5 (МиГ-17) и J-6 (МиГ-19), которые поставлялись ДРВ и принимали участие в воздушных боях, J-7I повоевать во вьетнамском небе не довелось - очевидно, сказалась “недоведенность” этой машины, а также незначительное число выпущенных истребите-лей. Основную тяжесть воздушных боев с американской авиацией взяли на себя МиГ-21 советского и чехословацкого производства. Тем не менее J-7I ограниченно использовался в системе ПВО Китая. С 1969 по 1971 год истребители J-7I сбили над южными районами страны шесть пилотируемых самолетов-нарушителей, а также более 300 разведывательных и агитационных дрейфующих аэростатов.Модификации J-7II и F-7BВ 1974 году в Чэнду развернулись работы над новой модификацией истребителя, получившей обозначение J-7II. По сравнению со сво-им предшественником самолет имел нерегулируемый воздухозаборник с центральным конусом, усовершенствованный двигатель WP7B с большим ресурсом и тягой, увеличенной с 5100 до 6100 кгс. Тормозной парашют был перемещен из отсека в нижней задней части фюзеляжа в контейнер, расположенный за килем (аналогичное изменение ранее было сделано и на советских самолетах МиГ-21). Для истребителя был разработан новый центральный подвесной бак емкостью 720 л. Вместо системы катапультирования “СК” было установлено новое катапультное кресло “Тип 2” китайской разработки, обеспечивающее возможность покидания самолета на малой высоте в диапазоне скоростей 250-850 км/ч. Применение нового кресла повлекло за собой изменение конструкции фонаря кабины (аналогичные изменения были сделаны и на советских самолетах МиГ-21 при переходе на кресло КМ-1). Впервые в реальной обстановке для спасения летчика новое катапультное кресло “Тип 2” было успешно использовано в 1984 году, а год спустя его создатели были удостоены “Национальной золотой медали качества”. Вероятно, J-7II стал первым серийным самолетом с семействе китайских МиГ-21, получившим в качестве “штатного” вооружения управляемые ракеты класса “воздух-воздух” PL-2 (вариант советской УР Р-2С). Первый полет самолета J-7II состоялся 30 декабря 1978 года (летчик-испытатель Ю Мингуэн). В начале 1980-х годов в Чэнду начался серийный выпуск нового истребителя. Однако темпы производства попрежнему оставались низкими. Так, в 1989 году было выпущено лишь 14 машин. Хотя китайские ВВС испытывали острую нужду в современных истребителях для замены морально устаревших самолетов J-5 и J-6 (МиГ-17 и МиГ-19), несколько тысяч которых было вы-пущено с 1950-х по конец 1970-х годов, истребитель J-7II усиленно продвигался на экспорт. Очевидно, китайский военно-промышленный комплекс, остро нуждающийся в валютных средствах для технического перевооружения, готов был ради этого держать собственные вооруженные силы на “голодном пайке”. В 1979 году в Чэнду начались работы над экспортным вариантом J-7II, получившим обозначение F-7B. В состав вооружения этого истребителя вошли ракеты французского производства Matra R550 Magic. Первыми покупателями F-7B стали Египет и Ирак, которые приобрели в 1982-83 гг. по 90 машин этого типа. По отзывам летчиков египетских ВВС, китайские самолеты в целом имели более высокие характеристики, чем советские МиГ-21Ф-13, поставлявшиеся Египту в середине 1960-х годов (что неудивительно, если учесть “разницу в возрасте” этих самолетов). В дальнейшем 15 F-7B приобрел Судан (поставки завершены в 1996 году).Модификация F-7MСледующим шагом по расширению экспортного потенциала китайского истребителя стало оснащение его западной авионикой. В мае 1979 года было заключено соглашение с английской фирмой GEC-Marconi об оснащении новой экспортной модификации истребителя J-7II, получившей обозначение F-7M “Эргард” комплектом бортового оборудования HIDWAC, включающим индикатор на лобовом стекле и кабинный индикатор на ЭЛТ. Самолет получил также новые радиодальномер (GMAv Skyranger), радиовысотомер и запросчик-ответчик системы “свой-чужой”, защищенное связное радиооборудо-вание, а также цифровой центральный вычислитель. Расширение состава БРЭО потребовало и увеличения мощности электрической системы. “Эргард” получил также модернизированное крыло, имеющее не два, а четыре узла внешней подвески, усовершенствованный двигатель WP7B(BM), усиленное шасси и более прочное “птицестойкое” лобовое стекло фонаря кабины летчика. Штанга ПВД была перенесена на верхнюю поверхность воздухозаборни-ка (с небольшим смещением вправо). В состав вооружения F-7M, помимо ракет Magic и PL-2, были включены и новые китайские УР малой дальности PL-7, имеющие более совершенную ТГС и лучшие маневренные характеристики. Самолеты F-7M “Эргард” поставлялись в Бангладеж (16 единиц), Иран (18), Мьянму (24) и Зимбабве (22). Их серийный выпуск продолжался до конца 1990-х годов.Модификация F-7BSСвоеобразным гибридом F-7M и F-7B стал самолет F-7BS, созданный в 1991 году для Шри-Ланки. Сохранив конструкцию фюзеляжа и простую китайскую авионику F-7B, эта машина получила крыло от F-7M с четырьмя узлами внешней подвески. Ланкийским ВВС поставлено четыре самолета этого типа.Модификации F-7P Skybolt и F-7PMСпециально для стратеги-ческого союзника Китая - Пакистана - была разработана модификация F-7P Skybolt, близкая модели F-7M. Основным отличием этого самолета от “Эргарда” являлась установка катапультного кресла Martin-Backer MK.10l английского производства. Ракетное вооружение истребителя состояло из четырех УР AIM-9 Sidewinder. В 1988-91 гг. Пакистан получил 24 самолета этого типа. Дальнейшим развитием F-7P стал истребитель F-7PM, также созданный под требо-вания ВВС Пакистана. Усовершенствования коснулись главным образом авионики (в соответствии с контрактом, подписанном в 1989 году, вносилось около 100 изменений). В частности, самолет получил новое радионавигационное оборудование фирмы Collins и цифровое радиосвязное оборудование. В 1993 году между Ки-таем и Пакистаном было подписано соглашение об установке на самолеты F-7P и F-7PM вместо радиодальномера Skyranger миниатюрной БРЛС FIAR “Грифо” 7 с дальностью обнаружения воздушных целей более 55 км. В мае 1996 года начались летные испытания этой станции на летающей лаборатории F-7.Модификация J-7III и F-7-3Все вышеперечисленные модификации “семерки” относились к классу дневных истребителей, способных действовать лишь по визуально наблюдаемым целям. В то же время ВВС КНР остро нуждались в новом легком всепогодном истребителе, способном заменить морально устаревшие всепогодные перехватчики J-6 (МиГ-19П и ПМ). Однако создание такой машины долгое время сдерживалось неспособностью китайской радиоэлектронной промышленности поставить компактную и достаточно мощную БРЛС, размещенную в конусе воздухозаборника истребителя. В 1981 году Чэнду совместно с фирмой GAJC (г.Гуанчжоу) началось проектирование первой всепогод-ной версии китайского МиГ-21 - фронтового истребителя-перехватчика J-7III, в общих чертах соответствующего советскому истребителю МиГ-21МФ. Параллельно велись работы и над легкой БРЛС, предназначенной для установки в носовом конусе истребителя. В частности, были созданы опытные радиолокационные станции “317” и “317А”, прошедшие испытания на наземных стендах и летающих лабораториях. Сборка первого самолета J-7III, занявшая месяц, завершилась в феврале 1984 года, а первый испытательный полет новой машины, пилотировавшейся летчиком Ю Мингуэном, состоялся 26 апреля 1984 года. В 1992 году истребитель J-7III начал поступать в части ВВС Китая. Его серийное производство продолжалось до 1996 года. Самолет оснащен многоцелевой РЛС JL-7, обеспечивающей борьбу с воздушными целями, а также способной действовать по наземным целям в режиме радиодальномера. Самолет получил более мощный двигатель WP13, дополнительный топливный бак в увеличенном гаргроте, крыло с четырьмя узлами подвески (как у F-7M), новый фонарь с крышкой, откидывающейся на бок (ухудшение обзора назад из кабины было частично компенсировано установкой перископа), новое катапультное кресло HTY-4, обеспечивающее возможность покидания ма-шины на малой скорости и нулевой высоте, а также усовершенствованную систему управления оружием. Вместо двух 30-миллиметровых пушек на J-7III в подфюзеляжной гондоле установили двуствольную 23-миллиметровую пушку - копию советской ГШ-23Л. Для прицеливания при стрельбе из пушки в кабине разместили оптический прицел HK-03D. В киле увеличенной хорды были установлены антенны системы предупреждения о радиолокационном облучении. Создан и экспортный вариант J-7III, получивший обозначение F-7-3. Однако сведений о заказах на этот самолет не имеется.Модификация J-7EНесмотря на солидный возраст истребителя F-7 (его прототип, МиГ-21, был создан еще в 1958 году), совершенствование этой машины продолжалось и в 1990-х годах. В 1990 году совершил первый полет истребитель J-7E, являющийся продолжением линии легких “яснопогодных” истребителей J-7I и J-II. Основным отличием нового истребителя от своих предшественников являлось новое крыло увеличенной площади. Конструкторы фирмы САС (Чэнду Эркрафт Индастриал Корпорейшн) “отрезали” приблизительно 1/3 каждой консоли и пристыковали к ним дополнительную сек-цию, имеющую меньший угол стреловидности (42 град.). В результате размах крыла увеличился на 1,17 м, а площадь - на 1,88 м2 (т.е. на 8,17%). Самолет получил также усовершенствован-ный двигатель WP7F с тягой 4400/6500 кгс. Увеличение тяговооруженности и сни-жение удельной нагрузки на крыло позволило не-сколько улучшить взлетно-посадочные и летные характеристики истребителя. Новое крыло имеет четыре точки внешней подвески, две из которых “мокрые”, позволяющие устанавливать ПТБ по 480 л. В результате удалось увеличить боевой радиус действия. Самолет оснастили новым ИЛС и центральным компьютером. В состав вооружения включена новая УР класса “воздух-воздух” PL-8. Следует заметить, что варианты модернизации ис-требителя МиГ-21, направленные на улучшение его маневренных характеристик за счет увеличения площади крыла, рассматривались в ОКБ им. А. И. Микояна еще в 1970-е годы. Однако в Советском Союзе они были признаны неперспективными, т.к. планировалась замена самолетов МиГ-21 более современны-ми МиГ-23 и МиГ-29. Впрочем, МиГ-21 сохранился на вооружении строевых частей российских ВВС до начала 1990-х годов, а в летных училищах на этих самолетах летали и в 1998 году. В 1993 году истребители J-7E начали поступать в строевые части китайских ВВС.Модификации J-7MG и F-7PGВ ноябре 1996 года во время китайского авиашоу в Жухае был впервые публично продемонстрирован экспортный вариант F-7MG (G - от китайского слова “гай” - “модернизированный”), сочетающий аэродинамические усовершенствования J-7E и западную авионику F-7M. По утверждению китайских специалистов, маневренные характеристики новой машины по сравнению с F-7M улучшились на 43%. Суммарная боевая эффективность при ведении ближнего маневренного воздушного боя возросла на 83,9%, боевой радиус действия - на 0%, скороподъемности - на 24%, снижение взлетной дистанции - на 30% и посадочной дистанции - на 28,6%. За счет улучшения эргономики кабины снижена нагрузка на летчика. Улучшены также эксплуатационные характеристики самолета, повышен ресурс планера и силовой установки. Велись переговоры о по-ставках самолетов F-7MG ВВС Бангладеж. Для Пакистана была разработана модификация F-7PG, незначительно отличающаяся от J-7MG составом бортового оборудования и вооружения. В настоящее время на вооружении ВВС Китая имеется 250 самолетов J-7 всех модификаций, еще 180 машин имеется в составе морской авиации. Можно предположить, что в начале 2000-х годов в Китае начнутся большие работы по модернизации парка этих истребителей.Особенности конструкции J-7MGСамолет выполнен по нормальной аэродинамиче-ской схеме с треугольным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Крыло имеет двойную стреловидность по передней кромке (57 и 42 град.) и обратную стреловидность по задней кромке в концевой части. Имеются односекционные маневренные пред-крылки, положение которых автоматически регулируется в зависимости от угла атаки, скорости и высоты полета. Имеются закрылки и элероны. В корневой передней части крыла сфор-мированы интегральные топливные баки. Фюзеляж - типа полумонокок. Фонарь имеет плоское лобовое бронестекло и колпак, откидывающийся назад. Катапультное кресло ки-тайского производства обеспечивает покидание истребителя при нулевой высоте в диапазоне приборных ско-ростей 130-850 км/ч. На пакистанских самолетах установлено кресло Martin-Backer Mk.10L.Силовая установка J-7MGСамолет оснащен ТРДФ LMC WP13F (4400/6500 кгс). Топливо размещено в шести мягких фюзеляжных и двух интегральных крыльевых топливных баках суммарной емкостью 2385 л. Под фюзеляжем может подвешиваться ПТБ на 500 или 800 л, а под крылом, на внешних узлах, два по 480 л. Имеется централизованная система заправки топливом.Целевое оборудование J-7MGСамолет F-7MG оснащен усовершенствованной системой управления огнем, основу которой составляет малогабаритная многоцелевая БРЛС GEC-Marconi Super Skyranger с полностью программируемым цифровым процессором. Станция, размещенная в конусе воздухозаборника, имеет планарную антенну с углами обзора +/20 град. Обеспечивается сопровождение нескольких целей “на проходе”, а также возможность обнаружения и сопровождения целей на фоне земли. Имеются специальные режимы ближнего воздушного боя, а также режим картографирования. В кабине установлен ИЛС GMAv Тип 956, на ко-торый выводится полетная и прицельная (в том числе и радиолокационная) информация, а также информация, обеспечивающая управление вооружением (до 32 параметров). Летчик может осуществлять нацеливание ракет класса "воздух-воздух" с ТГС PL-9 при помощи нашлемного прицела-целеуказателя, выпускаемого в Китае по российской лицензии. Имеется цифровая система воздушных данных, радиовысотомер, система оповещения о радиолокационном облучении и система выброса ИК-ловушек. БРЭО объединено циф-ровой шиной данных ARINC 429.ВооружениеНа самолете J-7E (F-7MG) имеется две встроенные пушки 30-1 (30 мм, 60 снаря-дов на ствол). На четырех подкрыльевых и подфюзеляжном узлах подвески могут размещаться две УР класса “воздух-воздух” ма-лой дальности PL-2, PL-2A, PL-5, PL-7 и PL-9 китайского производства, а также западные УР Matra Magic R550, четыре AIM-9P Sidewinder. Для действий по назем-ным целям самолет может брать на борт до четырех блоков НАР HF-7C (18х57 мм) Тип 90-1 (7х90 мм). Бомбардировочное вооружение может включать до двух свободнопадающих бомб массой 500 (450) кг или до четырех - 250 (225) кг. Под крылом могут подвешиваться два ПТБ по 480 л, а под фюзеляжем - один бак на 800л. Самолет J-7III несет одну пушку Тип 23-2 (23 мм), до четырех УР PL-2 или PL-5B, два - четыре блока НАР HF-16В (12х57 мм) или Тип 90-1, две авиабомбы калибром 500 кг, до четырех - 250 кг или до 10-100кг.Ссылки и источники
Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 22.11.2024 Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru. |
|