| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ан-22 «Антей» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начале 60-х годов опытное конструкторское бюро О.К.Антонова приступило к проектированию военно-транспортного самолета большой грузоподъемности Ан-22. 27 февраля 1965 г. летчик-испытатель Ю.Курлин совершил на нем первый полет. В октябре 1967 г. начались государственные испытания. В 1968 г. самолет Ан-22 поступил в серийное производство и в 1969 г. был принят на вооружение авиационных частей военно-транспортной авиации. Конструктивные и компоновочные особенности Аэродинамическая схема - цельнометаллический моноплан с верхним расположением свободнонесущего крыла, приподнятой хвостовой частью фюзеляжа и двухкилевым хвостовым оперением. Особенностями конструкции самолета являются двухкилевое оперение, значительный вырез под грузовой люк размером 4,4х16 м, соосные винты с коэффициентом полезного действия, превышающим 90 %. Фюзеляж представляет собой полумонокок с работающей обшивкой. Каркас фюзеляжа состоит из набора стрингеров, шпангоутов и балок. Обшивка выполнена из дюралюминиевых листов, толщиной 1,2-2,5 мм. По длине фюзеляж делится на четыре части: носовую, среднюю, хвостовую и законцовку. В носовой части размещается герметическая кабина экипажа и лиц, сопровождающих груз, в средней - герметическая грузовая кабина, в хвостовой - грузовой люк. Ан-22 оснащен наклонным трапом-рампой, устанавливаемым на различных уровнях от земли до погрузочной эстакады или кузова грузового автомобиля, четырьмя тельферами грузоподъемностью по 2,5 т, что ускоряет и облегчает процессы загрузки и выгрузки независимо от наличия аэродромных средств. Крыло - трапециевидной формы в плане, кессонного типа, делится на центроплан, четыре средние и две отъемные части. Центроплан и средние части состоят из трех лонжеронов, набора нервюр, верхних и нижних прессованных панелей. Средние части несут на себе двигатели и двухщелевые закрылки. Отъемные части двухлонжеронные с набором нервюр, верхней и нижней силовыми панелями. На отъемных частях размещены элероны с серворулями и сервокомпенсаторами. Хвостовое оперение - свободнонесущее, двухкилевое. Силовой набор стабилизатора и каждого киля состоит из двух лонжеронов, нервюр и панелей. Руль высоты и каждый руль направления - однолонжеронные с нервюрами и химически фрезерованной обшивкой, имеют серворули. Шасси самолета - трехопорное: две главных опоры и одна передняя нога. Каждая главная опора состоит из трех стоек с рычажной подвеской двух тормозных колес, амортизаторов, гидроцилиндров уборки и выпуска шасси. Передняя нога имеет амортизационную стойку, два тормозных колеса с рычажной подвеской, рулевой механизм и гидроцилиндр. Уборка и выпуск шасси, торможение колес главных опор, выпуск и уборка закрылков, поворот колес передней ноги осуществляются двумя гидросистемами. Система управления шасси позволяет изменять давление в пневматиках, что делает возможным эксплуатацию не только с бетонированных ВПП, но и с грунтовых или заснеженных аэродромов первого класса. Управление самолетом двойное, смешанное. В фюзеляже проводка тросовая, в крыле и хвостовом оперении - жесткая из дюралюминиевых тяг. В систему управления рулями и элеронами включены двухкамерные необратимые гидроусилители, автоматы загрузки с электромеханизмами триммерного эффекта и рулевые машины системы автоматического управления САУ-1Т. Высокая степень безопасности полета достигнута возможностью перехода на ручное серворулевое управление при отказе бустерной системы. На самолете предусмотрено стояночное стопорение рулей, элеронов, закрылков и механизма поворота колес передней ноги. Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя НК-12МА конструкции Н.Д.Кузнецова; четыре соосных флюгерных воздушных винта АВ-90; топливная система, состоящая из двадцати мягких баков и десяти топливных баков-отсеков, общая емкость 127619 л; масляная система каждого двигателя с баком емкостью 198 л; система нейтрального газа; противопожарное оборудование, вспомогательная газотурбинная установка. Двигатель НК-12МА занесен в Книгу Гиннесса как самый мощный турбовинтовой двигатель в мире. Оборудование самолета: приборное - приборы пилотажно-навигационные и контроля работы силовой установки; радиосвязное - четыре радиостанции различных диапазонов, СПУ-8, АРК-11, радиовысотометр РВ-4; электрооборудование - источники и потребители переменного и постоянного тока; высотное - система кондиционирования воздуха в гермокабинах; противообледенительная система - тепловая и электротермическая; десантно-транспортное и санитарное; бытовое оборудование. Применение, участие в исторических событиях В 1965 г. самолет Ан-22 был показан на международном авиационном салоне в Ле Бурже, получив там самые восторженные отзывы не только журналистов, но и специалистов. В декабре 1965 г. экипаж летчика-испытателя И.Давыдова поднял Ан-22 с грузом 88103 кг на высоту 6600 м, установив в одном полете сразу 12 мировых рекордов. В общей сложности на Ан-22 было установлено 40 мировых рекордов. Основное назначение самолета Ан-22 - выполнение десантно-транспортных операций. В грузовой кабине размещаются 151 десантник или 292 солдата, или 202 раненых. Впервые самолеты Ан-22 широко применялись в ходе общевойсковых маневров "Двина" в марте 1970 г. В этом же году была доставлена гуманитарная помощь народу Перу, пострадавшему от землетрясения. На Ан-22 доставляются нефтяникам и геологам в труднодоступные места Сибири такие грузы, как бульдозеры, экскаваторы, электростанции, мощные дизели, трубы. К наиболее важным операциям, выполненным с помощью Ан-22, относятся: оказание помощи Египту и Анголе, подвергшихся агрессии со стороны соответственно Израиля и ЮАР; доставка грузов после землетрясения в Чили и Армению; перевозка на внешней надфюзеляжной подвеске крупногабаритных элементов крыльев самолета "Руслан". Более четверти века эксплуатируется "Антей" в частях военно-транспортной авиации. Опыт, накопленный за время его эксплуатации был использован при создании самолетов Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия". До настоящего времени Ан-22 является единственным в мире самолетом, который способен с тяжелым грузом приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы и взлетать с них. По транспортным возможностям Ан-22 превосходит Ил-76М в 1,4 раза. Ан-22 № 03340209 находится в экспозиции музея ВВС в г.Монино. В музей на аэродром Монино этот самолет перегнал экипаж подполковника Боровских (войсковая часть, г.Иваново). Двигатели НК-12МА №№ Ф242А09, Ф822А06, Ф032А07, Ф212А03. Катастрофы В процессе эксплуатации Ан-22 «Антей» было потеряно 8 машин:
Источники информации:
Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 03.11.2024 Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru. |
|