Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Программа модернизации., Elbit, Израиль, ТАМ, Грузия

Су-25КМ Скорпион.

Описание

Израильская компания Elbit Systems Ltd. (NASDAQ: ESLT) и ТАМ - грузинский производитель авиатехники (Тблисский авиазавод) совместно представили вариант модернизации штурмовика Су-25К под названием "Скорпион".

Работы над проектом модернизации Су-25 "Скорпион" начались в сентябре 2000 года. 14.04.2001 шеф-пилот фирмы Elbit Systems, Егуда Шафир (Ehuda Shafir) поднял в воздух первый модернизированный Су-25 "Скорпион". Первый официальный полет был совершен с аэродрома Тбилисского авиазавода 18.04.2001. На церемонии присутствовали президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, члены правительства, представители МО Грузии, Тбилисского авиазавода и фирмы Elbit.

Программа модернизации "Скорпион" предусматривает оснащение штурмовиков Су-25 новым комплексом авионики в соответствии с технологией "glass cocpit" и отвечающим требованиям ICAO, разработанным израильской фирмой Elbit. Новая авионика значительно расширяет возможности самолета, обеспечивают всепогодность применения, повышает безопасность полетов, обеспечивает точную навигацию и целеуказание для вооружения. Комплекс рассчитан на использование как западных, так российских образцов вооружения. Программа модернизации "Скорпион" повышает боеспособность Су-25 до современного уровня и позволяет полностью удовлетворить нужды потенциальных клиентов. Су-25 "Скорпион" демонстрировался на международном авиасалоне в Ле Бурже в 2001 году. Ожидается что Су-25 "Скорпион" будет участвовать и в авиасалоне МАКС-2001.

Комплекс авионики базируется на модульных многоцелевых компьютерах фирмы Elbit, соединенных двумя шинами обмена данных типа 1553B. Кабина обычного Су-25 подверглась коренной реконструкции. Большинство аналоговых приборов были замены двумя многофункциональными цветными LCD-дисплеями размером 6" x 8". Установлена система HOTAS (Hands-On-Throttle-And-Stick), позволяющая пилоту выполнять многие операции не снимая рук с ручек управления самолетом и двигателями. Старая система индикации на лобовом стекле заменена новой с с передней панелью управления. В комплекс входит новая навигационная система, работающая как в режиме GPS, так и в инерциальном режиме. Навигационная информация отображается на цветном дисплее в режиме движущейся карты. Это первое применение Элбитовской навигационной системы на самолетах. На Су-25 установлены две новые радиостанции: UHF и VHF, обеспечивающих защищенную от прослушивания связь. В комплект оснащения входит и нашлемная система целеуказания DASH, также разработанная фирмой Elbit. Из прежнего оборудования оставлены: радиолокационный высотомер, топливные датчики а также лазерный дальномер-целеуказатель "Клен".

Хотя это демонстрационная программа, и состав комплекса может быть изменен, она предназначена для модернизации самолетов ВВС Грузии. По данным Jane's ВВС Грузии имеют на вооружении шесть Су-25 и один Су-25УБ. Командующий ВВС Грузии, генерал-лейтенант Валерий Накопия, сообщил, что ВВС очень заинтересованы в модернизации Су-25 по программе "Скорпион" и будут продолжать тесное сотрудничество с израильской фирмой Elbit.

Тбилисский авиазавод предлагает к продаже и обычные Су-25. Завод имеет сейчас 30 готовых к продаже машин и 20 в различных стадиях изготовления. Директор авиазавода Пантико Тордия сообщил, в прошлом году завод продал 4 Су-25, в этом году близок к подписанию контракт на продажу 12 самолетов новому заказчику и он весьма надеется продать Росси 13 Су-25Т.

Цитата из НВО: "... штурмовик Су-25КМ, несущий на крыльях символику Израиля и эмблему компании "Элбит системс". Машина получила новое имя - "Скорпион", и, в отличие от прародителя, может вести боевые действия днем и ночью. Самолет оснащен принципиально новым бортовым оборудованием и интегрированным пилотажно-навигационным комплексом. В кабине - современные многофункциональные индикаторы и нашлемная система целеуказания. Вся электроника машины самолета соответствует стандартами НАТО. Оружие "Скорпиона" - причудливая смесь отечественных и западных ракет и авиабомб, причем среди них - самые современные средства поражения, такие как ракета Р-73 и, в перспективе, Х-31. Су-25 построен на тбилисском авиазаводе, который в советские времена серийно выпускал Су-25. Израильско-грузинское сотрудничество стало реальностью после того, как завершились неудачей многолетние попытки создать работоспособную межгосударственную финансово-промышленную группу (ФПГ) "Штурмовики Сухого". Представители "Элбит системс" пытались установить контакты с "ОКБ Сухого", но руководству знаменитой российской фирмы недосуг было заниматься штурмовиками, как, впрочем, и делегировать полномочия ФПГ. Тогда коммерсанты из Хайфы, выражаясь современным языком, "развели" бывших партнеров, причем Израиль и Грузия от этого выиграли, а Россия проиграла. Жаловаться некому - тбилисский завод имеет полный комплект документации на Су-25, а вопросы интеллектуальной собственности ни в России, ни, тем более, в СНГ не урегулированы. Стоимость превращения Су-25 в "Скорпион", по оценке российских специалистов, составляет примерно 2 млн. долл. Таким образом, за относительно небольшие деньги (новый Су-25 стоит не более 5-6 млн. долл.) потенциальный заказчик получает самолет, который оптимально подходит для действий в локальном конфликте, а в воздушном бою вполне сможет противостоять истребителям второго и третьего поколений. К машине на салоне проявлен большой интерес. О желании закупить "Скорпион" заявляют некоторые африканские государства. Чехия, которая хочет продать 24 своих Су-25, уже рассматривает возможность их модернизации по израильскому варианту. Весьма вероятно, что также поступит Словакия, имеющая на вооружении 12 штурмовиков. Всего в мире эксплуатируется примерно 800 таких машин. Значительная часть из них состоит на вооружении в государствах СНГ - Азербайджане, Армении, Белоруссии, Туркмении, Узбекистане, Украине. "Скорпион" не просто лишает заказов российских конструкторов, имеющих отличные наработки (Су-25Т, Су-25ТМ), но и выбивает Россию с рынка, который в Москве, по словам гендиректора "Рособоронэкспорта" Андрея Бельянинова, считают самым главным."

Ссылки и источники:



Фотографии и схемы

Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 21.11.2024
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.