| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ШВАК | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОписаниеПолигонные испытания пулемета ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. На оснований этих испытаний инженерами А. И. Гнатенко, П. Е. Ивановым,. Г. И. Миханевым, А. Ф. Поповым и А. И. Голышевым была выполнена конструктивная отработка 20-мм пушки ШВАК. Но возникали вопросы, как поведет себя пушка в воздухе и как отразится ее установка на летно-тактических данных самого самолета. Всесторонние испытания системы, проведенные В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16, окончательно решили ее судьбу. В 1936 г. была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК - первой советской системы авиационных пушек, положившей начало интенсивному развитию этого вида артиллерии. По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулеметом. Различие было лишь в канале ствола. Питание пушки ленточное. Перезаряжание пневма-тическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других мелочей. Общая длина пушек ШВАК составляла: для крыльевого варианта 1679 мм, для турельного - 1726 мм, для мотор-пушки - 2122 мм. Вес пушек соответственно 40 кг, 42 кг и 44,5 кг. Длина хода подвижных частей 185 мм. Темп стрельбы 700-800 выстр./мин. Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. Длина осколочно-зажигательного снаряда 2,4 клб, вес 96 г, снаряд содержал 27,5 г взрывчатого вещества. Длина бронебойно-зажигательного снаряда 3,1 клб, вес 96,6 г. Осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды имели одинаковый метательный заряд - 19,2 г, и одинаковую баллистику (начальная скорость 815 м/с). Вес патрона 185 гр., вес звена 38 гр. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильзы цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы. Первоначально 20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, ко-торый имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохра-нитель (чека) был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки. В 1938 г. он был заменен более чувствительным, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием взрывателем К-6, созданным П. Г. Щеголевым. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки. Первоначально патроны к пушке ШВАК комплектовали осколочными снарядами, а в 1941 г. началось валовое производство осколочно-зажигательных снарядов с взрывателем К-6. В новых снарядах объем каморы под взрывчатое вещество и его вес возросли почти в два раза. В мае 1941 г. началось валовое производство 20-мм подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда. В конце 1942 г. был разработан 20-мм ОЗТ со временем трассирования 2 с. Однако несмотря на модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Тем не менее, в годы войны развернулось массовое про-изводство пушек ШВАК. В 1942 г. была выпущена 34601 пушка, в 1943 г. - 26499 пушек, в 1944 г. - 25633, в 1945 г. -13433. В 1946 г. было выпущено 754 пушки, и на этом производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось. Несмотря на недостатки, создание 12,7/20-мм системы ШВАК явилось открытием нового направления в мировой военной технике, давшего жизнь целому ряду бикалиберных образцов. Позже, во время второй мировой войны, немцы создали бикалиберное оружие 13/20-мм (МО-132/135). По этому же пути пошли в дальнейшем и американцы. В 1943-1945 гг. в нашей стране конструкторами С. Е. Рашковым, В. Е. Шенцовым и С. С. Розановым также впервые в мире была создана крупнокалиберная автоматическая авиационная бикалиберная пушка РШР-57/45 со сменными стволами 45- и 57-мм калибра. 20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолетов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК были установлены на истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях 'Харрикейн' взамен 7,92-мм пулеметов 'Браунинг'. Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2. Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у нас, так и в других странах за все годы второй мировой войны не может сравниться с ней по объему производства. Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941-1942 гг. устанавливалась на танках Т-60 и Т-38, что позволило увеличить мощность их огня в десятки раз и довести прицельную дальность до 7 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 г. во время исторической битвы за Москву.Источники:
Ссылки:
Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 22.11.2024 Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru. |
|