Ту-104 - исходный вариант на 50 пассажирских мест с двигателями АМ-3 (2x85,3 кН, 2x8700 кгс);
Ту-104А (1957 г.) - вариант на 70 пассажирских мест с удлиненным фюзеляжем и
двигателями РД-ЗМ;
Ту-104Б (1959 г.) - вариант с еще более удлиненным фюзеляжем и измененной компоновкой пассажирских салонов;
Ту-104Е - вариант на 122 пассажирских места;
Ту-104 "Циклон" - летающая лаборатория для метеоисследований;
Ту-107 - военно-транспортный вариант (серийно не строился);
Ту-110 (1957 г., серийно не строился) - четырехдвигательный вариант с двигателями АЛ-7 (4x49,0 кН, 4x5000 кгс).
Один из переоборудованных Ту-104 использовался для тренировок космонавтов в
условиях кратковременно создаваемой невесомости.
Характеристики
Ту-104А
Ту-104Б
Размеры
Ту-104А
Ту-104Б
Размах крыла, м
34,54
Длина самолета, м
38,85
40,06
Высота самолета
11,90
Площадь крыла, м2
174,40
183,50
Пассажирская кабина
длина, м
16,11
20,12
ширина, м
3,20
высота, м
1,97
объем, м3
143,20
149,20
Число мест
Ту-104А
Ту-104Б
Экипаж
4 - 5 чел.
Пассажиров
70
100 - 115
Двигатели
Ту-104А
Ту-104Б
Тип, число
ТРД РД-ЗМ-500 (2x93,2 кН, 2x9500 кгс).
Массы и нагрузки, кг:
Ту-104А
Ту-104Б
взлетная
76000
78100
максимальная посадочная
61000
пустого самолета
42280
43320
максимальная коммерческая нагрузка
9000
12000
полный запас топлива
26500
Летные данные
Ту-104А
Ту-104Б
Максимальная скорость, км/ч
1000
Крейсерская скорость, км/ч
750 - 800
Скорость при наборе высоты, км/ч
600
Взлетная скорость, км/ч
295 - 305
Скорость захода на посадку, км/ч
280... 300
Посадочная скорость, км/ч
225 - 250
Максимальная скороподъемность у земли, м/с
13,3
Практический потолок, м
11900
Длина разбега, м
1970 - 2200
Длина пробега, м
1450 - 1850
Потребная длина ВПП, м
2500
Практическая дальность полета, км
2900 - 4200
Состояние
Последний полет Ту-104 в СССР состоялся в 1986 г.
Дополнительные сведения
Ту-104 разработан на основе бомбардировщика Ту-16 и стал первым в мире реактивным пассажирским самолетом, непрерывно эксплуатировавшимся с момента поступления.
Проектирование Ту-104 началось в 1953 г., первый опытный образец впервые поднялся в воздух 17 июня 1955 г. (командир экипажа Ю.Т.Алашеев). Регулярная эксплуатация самолета на авиалиниях началась в сентябре 1956 г. В течение нескольких лет Ту-104 в различных вариантах был основным пассажирским самолетом на магистральных авиалиниях СССР.
В 1957 - 1959 гг. на Ту-104 было установлено 26 мировых рекордов. Ту-104
эксплуатировался на авиалиниях СССР до 1978 г.