Дата |
28.08.1973 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
Ахтубинск |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 (Т-6-4) |
Эксплуатант |
ГК НИИ ВВС |
Экипаж |
Лаврентьев Сталь Александрович - заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник.
Юров Михаил Сергеевич - штурман-испытатель |
Обстоятельства |
титановый пожар в двигателе |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
Обрыв лопатки компрессора двигателя |
Дата |
28.08.1973 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
Липецк |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
Липецкий центр боевой подготовки |
Экипаж |
|
Обстоятельства |
на взлете самолет вошел в неуправляемое вращение вокруг
продольной оси |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
заклинивание управления закрылком |
Дата |
12.06.1974 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
Ахтубинск |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 (Т-6-7) |
Эксплуатант |
ГК НИИ ВВС |
Экипаж |
Рухлядко Николай Васильевич - заслуженный лётчик-испытатель
СССР, подполковник
Сидоренко Валерий Михайлович - штурман |
Обстоятельства |
при заходе на посадку подкрыльевой пилон вместе с топливным баком неожиданно развернуло под большим углом к набегающему потоку. Самолёт с большим скольжением и креном пошёл к земле |
Исход |
экипаж успешно катапультировался |
Причины |
обрыв тяги поворотного пилона |
Дата |
10.07.1974 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
|
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 (Т-6-12) |
Эксплуатант |
ЛИИ |
Экипаж |
Щербаков Александр Александрович - Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник,
Лойчиков Владислав Ильич - заслуженный лётчик-испытатель СССР, капитан запаса |
Обстоятельства |
При испытании на прочность произошло разрушение механизма поворота левой консоли крыла.
Полукрыло, взломав узел крепления и пробив стенку топливного бака, заняло
положение минимальной стреловидности. Пожар, отказ всех систем. |
Исход |
экипаж успешно катапультировался |
Причины |
недостаточная прочность конструкции балки центроплана |
Дата |
28.12.1976 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
|
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
НАЗ |
Экипаж |
испытатели В.А.Плотников и
В.А.Глинчиков |
Обстоятельства |
из-за пожара
двигателя был потерян серийный Су-24 |
Исход |
экипаж успешно катапультировался |
Причины |
|
Дата |
18.04.1977 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
аэродром Черняховск |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
63 БАП (аэродром Черняховск) |
Экипаж |
Агиенко-Мирошниченко |
Обстоятельства |
ДПМУ, КПН, один интерцептор встал на замок, а второй - нет. При взлете
тот, который не встал на замок отсосало, и самолет начал крениться вправо.
Штурман при крене более 90 градусов катапультировался в землю. |
Исход |
оба члена экипажа погибли |
Причины |
отказ системы управления интерцепторами на взлете |
Дата |
19.07.1977 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
|
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 (Т-6-6) |
Эксплуатант |
ОКБ им.П.О.Сухого |
Экипаж |
Кречетов Владимир Анфимьевич -
лётчик-испытатель
Иванов Александр Михайлович - заслуженный штурман-испытатель |
Обстоятельства |
во время разгона у земли загорелся и взорвался двигатель |
Исход |
Кречетов - погиб, Иванов - успешно катапультировался |
Причины |
|
Дата |
19.09.1977 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
район городка Спас-Клепики в Мещерах |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 (Т-6-13) |
Эксплуатант |
ЛИИ |
Экипаж |
Волошин Владимир Арсеньевич - заслуженный летчик-испытатель CCCР, старший лейтенант
Юмашев Юрий Иванович - заслуженный лётчик-испытатель СССР, капитан |
Обстоятельства |
выполнялись виражи-спирали. Ввод на 6000 м. Верхний край облачности - 3000 м, а нижний - 250-300. Выскочили из облаков, крен убрали. Пока возились с двигателями, а одновременно оценивались характеристики их приемистости на максимальных перегрузках, высоты для вывода не хватило. |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
|
Дата |
1978 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
аэродром Черняховск |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
63 БАП (аэродром Черняховск) |
Экипаж |
Синицын Николай |
Обстоятельства |
сворачивая с полосы после посадки на боковую рулежку самолет, не сбросив скорость, перевернулся через крыло |
Исход |
экипаж не пострадал |
Причины |
|
Дата |
11.05.1978 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
|
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 (Т-6-16) |
Эксплуатант |
ГК НИИ ВВС |
Экипаж |
Кузнецов Петр Иванович - летчик-испытатель, полковник
Данилов Леонид Степанович - штурман |
Обстоятельства |
Испытательный полёт с дымовой бомбой. После отрыва бомбы самолет начал крениться влево с увеличивающимся креном |
Исход |
Кузнецов погиб |
Причины |
|
Дата |
17(19).10.1978 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
|
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
НАЗ |
Экипаж |
Косарев А.Н. - летчик-испытатель (?)
Сорокин Л.А. - летчик-испытатель (?) |
Обстоятельства |
|
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
|
Дата |
01.07.1981 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
|
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
НАЗ |
Экипаж |
Власов А.В. - летчик-испытатель (?)
Кондратьев В.И. - летчик-испытатель (?) |
Обстоятельства |
|
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
|
Дата |
15.09.1981 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
Ахтубинск |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24М |
Эксплуатант |
ГК НИИ ВВС |
Экипаж |
Рухлядко Николай Васильевич - заслуженный лётчик-испытатель СССР, подполковник,
Лотков Владимир Александрович - лётчик-испытатель, полковник |
Обстоятельства |
После очередного выхода на максимальную скорость на высоте одного километра экипаж услышал сзади за кабиной какой-то взрыв и самолёт тут же пошёл "на нос".
|
Исход |
Рухлядко погиб, Лотков - успешно катапультировался |
Причины |
пожар и взрыв 3 бака при запуске двигателя |
Дата |
24.03.1982 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
В районе Новосибирска |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
НАПО |
Экипаж |
Никитин В.И. - лётчик-испытатель
Гридусов Г.В. - штурман-испытатель |
Обстоятельства |
ясным солнечным днем выполнялся полет Су-24 на "обжим".
Разрушение самолета произошло на выходе из пикирования. |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
|
Дата |
198? |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
В районе Новосибирска |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
НАПО |
Экипаж |
А.Бовтун - ст.летчик-испытатель, ? - штурман-испытатель |
Обстоятельства |
во время полета на "обжим" экипаж катапультировался |
Исход |
Летчик приземлился нормально. Штурману по самое бедро оторвало ногу, и он погиб от шока
и потери крови |
Причины |
титановый пожар двигателя |
Дата |
1984 (?) |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
Ахтубинск |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
ГК НИИ ВВС |
Экипаж |
Саттаров Наиль Шарипович - летчик-испытатель, полковник
Цой Олег Григорьевич - заслуженный летчик-испытатель CCCР, полковник |
Обстоятельства |
отказало продольное управление самолётом |
Исход |
экипаж успешно катапультировался |
Причины |
|
Дата |
03.07.1984 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
|
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24М |
Эксплуатант |
ОКБ им.П.О.Сухого |
Экипаж |
Сидоренко Александр Федорович - летчик-испытатель,
Шаповал Григорий Николаевич - летчик-испытатель |
Обстоятельства |
|
Исход |
А.Ф.Сидоренко погиб |
Причины |
|
Дата |
14.03.1985 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
полигон Суур-Пакри, остров в Финском заливе. |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
321-й морской штурмовой авиационный полк (ВВС БФ, Эмари/Сууркюль, Эстония) |
Экипаж |
капитан Чегодаев С., штурман - лейтенант Царев А. |
Обстоятельства |
СМУ, учения, боевое применение, 4 ФАБ-500. |
Исход |
пролет мимо полигона, разворот к полигону с возрастающим углом крена, выход под нижний край (400 м) с углом крена более 160 град.
Самолет врезался в лед в перевернутом положении |
Причины |
|
Дата |
1985 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
Хаймашкер (ВНР) |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
|
Экипаж |
|
Обстоятельства |
Cтолкновение самолета Юркова на высоте 200 м при перестроении на дальности 10 до цели с Зам.КП Киреевым.
Боевая зарядка - по 4 БЕТАБ-500шп. |
Исход |
экипаж Киреева перетянул на рассыпающемся самолете через г.Айка и после этого катапультировались, самолет разбился |
Причины |
|
Дата |
18.03.1986 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
|
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
321-й морской штурмовой авиационный полк (ВВС БФ, Эмари/Сууркюль, Эстония) |
Экипаж |
Круль, Таран Андрей |
Обстоятельства |
|
Исход |
А.Таран удачно катапультировался, но приземлился в лед, очень тонкий, даже выбраться на него не смог, так и погиб от холодового шока. Летчик катапультировался на малой высоте с креном, парашют не раскрылся, погиб. |
Причины |
вероятно - отказ МИС в облаках |
Дата |
22.04.1986 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
полигон Рудники под Вильнюсом |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24М |
Эксплуатант |
4 ВА, БАП (г. Черняховск) |
Экипаж |
капитан Жариков Валерий В. 1 класс, ст. лейтенант Желдаков
С.И. 1 класс |
Обстоятельства |
при выполнении
атаки с ПВМ на пуск С-8 вышли на полигон после наступления сумерек (согласно КБП ФБА
данный вид боевого применения в сумерках не предусмотрен), после ввода в
пикирования с Н=2500, летчик увеличил угол пикирования до -28° и создал крен
50° для выполнения атаки цели (которая была не обозначена и не освещена),
пуск произвел на недопустимо малой высоте, вывод начал на Н=280 м и V=1200 с
перегрузкой 7,3, самолет столкнулся с землей в районе цели |
Исход |
при отходе от земли самолет начал разваливаться, экипаж погиб |
Причины |
|
Дата |
20.06.1988 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
аэродром Шаталово |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24МР |
Эксплуатант |
47-й ОГРАП |
Экипаж |
Романенко П.С. - летчик-испытатель (?) |
Обстоятельства |
не выпуск шасси при посадке |
Исход |
экипаж катапультировался, самолет разбился |
Причины |
отказ гидросистемы |
Дата |
21.07.1988 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
полигон Рудники (Руднинкяй) под Вильнюсом
|
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24М |
Эксплуатант |
(аэродром Черняховск) |
Экипаж |
Экипаж летчик – лейтенант Мельниченко Владимир, штурман лейтенант Чижов Игорь Юрьевич. |
Обстоятельства |
столкновение с птицей (чайкой) на предельно малой высоте, скорость более 1000 км/ч. |
Исход |
Удар пришелся на створку фонаря штурмана (фонарь разбился). Штурман от удара погиб. Летчик катапультировал штурмана (мертвого), и сам катапультировался. Летчик остался жив. |
Причины |
|
Дата |
08.08.1988 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
около села Николаевка, Алма-Атинской области |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
149 ГК БАП (в/ч 65229) |
Экипаж |
летчик - Никитин (ком.звена, ?), штурман - капитан Юдин Валентин Александрович |
Обстоятельства |
круг, при выполнении захода на посадку под шторкой, при уходе на второй круг от ДПРМ, самолет упал недолетая до БПРМ 300 м при скорости V=360км/час, угол атаки 10°, обороты 82-85% при вертикальной скорости 12м/с
|
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
Наиболее вероятная - продолжали снижаться под шторкой, хотя доложили об уходе на второй круг. |
Дата |
26.09.1988 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
аэродром Шаталово |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24МР |
Эксплуатант |
47-й ОГРАП |
Экипаж |
|
Обстоятельства |
при грубой посадке сломались основные стойки шасси |
Исход |
самолет сгорел |
Причины |
|
Дата |
28.09.1988 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
|
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
|
Экипаж |
Романенко Петр С. - летчик-испытатель (?) |
Обстоятельства |
в испытательном полете произошло
разрушение носовой части Су-24 |
Исход |
Романенко погиб |
Причины |
|
Дата |
19?? |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
Афганистан |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
ВВС |
Экипаж |
Шостенко Владимир - летчик, старший лейтенант
? - штурман |
Обстоятельства |
совершая посадку в сложных метеоусловиях, выскочил за пределы взлетной полосы. Сломавшаяся стойка шасси повредила
топливный бак, самолет загорелся |
Исход |
Шостенко сумел выбраться из кабины, но штурман
погиб |
Причины |
|
Дата |
12.10.1989 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
аэродром Кировабада |
Время |
ночь |
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
ВВС |
Экипаж |
|
Обстоятельства |
взлетая ночью не с ВПП, а с магистральной рулежки, бомбардировщик Су-24
на разбеге зацепил крылом автобус и врезался в хвост стоявшего у обочины транспортного Ан-12 |
Исход |
штурман Су-24 успел катапультироваться, летчик и 4 члена
экипажа Ан-12 и офицер ГСМ погибли в результате пожара и взрыва. |
Причины |
|
Дата |
31.05.1990 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
военный аэродром вблизи г.Капетнарий (Грузия) |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
ГК НИИ ВВС |
Экипаж |
Полухин Сергей Анатольевич - летчик-испытатель, подполковник
Кетов Владимир Николаевич - штурман-испытатель, подполковник |
Обстоятельства |
летные испытания на расширение боевых возможностей:
выполнение полетов с боевым применением в горах, с огибанием рельефа местности
в директорном (ручном) и автоматическом (САУ) режиме. Сразу после взлета самолет перевернулся и упал |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
не установлены. Предположительно –
неуборка правого закрылка. |
Дата |
21.09.1990 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
аэр.Диди-Шираки
|
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
|
Экипаж |
командир - капитан Николай Алферов, штурман лейтенант Рауль Уразманов |
Обстоятельства |
самолет разбился на взлете в 6-7 км. от аэродрома |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
|
Дата |
13.12.1990 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
аэродром Черняховск |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24М |
Эксплуатант |
ВВС БФ |
Экипаж |
капитан Чурсов Сергей Анатольевич, штурман – старший лейтенант Муртазин Артур Музагитович |
Обстоятельства |
при заходе на посадку ночью при УМП на самолете Су-24 без видимости ВПП была осуществлена посадка с касанием одним колесом на грунт. При касании стойкой шасси пробило баки, самолет загорелся, пересекая ось ВПП съехал на грунт, ударился об наземный фонарь огней ВПП. |
Исход |
Штурман по команде с КДП катапультировал себя и летчика за 1,5 сек до момента переворота самолета. Экипаж остался жив. |
Причины |
|
Дата |
09.01.1991 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
70 км восточнее о.Готланд (Балтика) |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
ВВС БФ |
Экипаж |
Попов - летчик, капитан
капитан Брюховецкий А. - штурман |
Обстоятельства |
пожар двигателей |
Исход |
экипаж катапультировался в нейтральных водах, был спасен и поднят на борт вертолета шведскими ВВС. |
Причины |
|
Дата |
17.04.1991 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
Харьюмааский р-н (Эстония) |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
321-й морской штурмовой авиационный полк (ВВС БФ, Эмари/Сууркюль) |
Экипаж |
Босой.А.Н. Хисматулин И.Л. |
Обстоятельства |
Выполнялся полёт в составе пары на полигон в разомкнутых боевых порядках на интервале 1 мин. После взлёта и выхода на первый ППМ (Кяру) ведущий м-р Мовчан И.И. запросил ведомого (Босого) о местоположении. Ответа на последовало, отметка от цели пропала. |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
отказ МИС-П без выдачи информации на табло отказов, не переключение КПП лётчика на дублирующую системыу СКВ автоматически.
МИС начала заваливаться плавно после 1-го разворота при отходе на маршрут, когда они вывалились из облаков на высоте 800 м с креном 120 градусов и углом тангажа 45 градусов уже ничего нельзя было сделать. |
Дата |
26.12.1991 |
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
|
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
|
Экипаж |
Калинкин - Гнездилов |
Обстоятельства |
|
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
отказ ПНС |
Дата |
март-апрель 1992 год
|
Страна-эксплуатант |
СССР |
Место |
аэродром Ханабад |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
|
Экипаж |
лейтенант Чиженко, лейтенант Джололов |
Обстоятельства |
на взлете - невключение форсажа левого двигателя, сваливание с высоты 10-15 метров, катапультирование в землю |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
|
Дата |
08.02.1993 |
Страна-эксплуатант |
Иран |
Место |
аэродром Тегерана |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
ВВС Ирана |
Экипаж |
|
Обстоятельства |
столкновение с взлетавшим Ту-154М авиакомпании Iran Air |
Исход |
Погибло 131 пассажир и члены экипажа Ту-154М, экипаж Су-24 |
Причины |
экипаж Су-24 нарушил правила полета |
Дата |
22.12.1993 |
Страна-эксплуатант |
Белоруссия (?) |
Место |
аэродром Бобровичи (Белоруссия) |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
ВВС |
Экипаж |
|
Обстоятельства |
катастрофа при посадке |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
|
Дата |
11.03.1994 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
Ахтубинск |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24М |
Эксплуатант |
ГК НИИ ВВС |
Экипаж |
Горелов Вячеслав Николаевич - летчик-испытатель, полковник
Колбаско Валерий Александрович - полковник |
Обстоятельства |
полёт под шторкой |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
не установлены |
Дата |
10.06.1998 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
военный аэродром города Остров (Псковская область) |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
ВВС Балтийского флота |
Экипаж |
Толмачев Сергей - заместитель командира полка подполковник
Писарьков Виктор - штурман-программист, майор |
Обстоятельства |
самолет совершал перелет по маршруту Черняховск (Калининградская область) - Остров. Потерпел катастрофу при заходе на посадку |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
выполнял проход на малой высоте с резкой горкой над точкой. Были с баками, скорость под 1000, перегрузка за 4. |
Дата |
15.04.1999 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
аэродром НАПО им.В.П.Чкалова |
Время |
12:18 |
Самолет(ы) |
Су-24МК |
Эксплуатант |
НАПО |
Экипаж |
Глущенко Вячеслав Васильевич - заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник запаса
Кремнев Алексей Владимирович - штурман-испытатель 1-го класса, полковник |
Обстоятельства |
на взлете, на высоте 60 м самолет выполнил переворот через крыло и упал |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
столкновение с птицами |
Дата |
22.04.1999 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
в 5 км от поселка Грушевка (в 15 км от Новороссийска) |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24МР |
Эксплуатант |
разведывательный авиаполк ВВС (аэродром Мариновка под
Волгоградом) |
Экипаж |
Коваленко Анатолий - командир эскадрильи, подполковник
Малкеров Андрей - майор |
Обстоятельства |
В 11.40 самолет находился на высоте 10 км над горами в районе станицы Грушевая.
Пилоты начали снижаться, чтобы выйти из зоны облачности. В последний момент пилоты сумели отвернуть потерявшую управление машину от
нефтебазы "Грушевая балка" Новороссийского морского порта |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
|
Дата |
4.10.1999 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
Урус-Мартан (Чечня) |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24МР |
Эксплуатант |
ВВС |
Экипаж |
Стукало Константин - майор
Смыслов Сергей - штурман, старший лейтенант |
Обстоятельства |
при выполнении поиска сбитого 3 октября Су-25 самолет был сбит
ПЗРК Стрела-2 |
Исход |
Первым благополучно катапультировался штурман С.Смыслов. Командир
катапультировался вслед за штурманом, когда самолет уже находился в левом крене
под углом к земле на высоте всего 200 метров. В результате парашют
К.Стукало не успел раскрыться, и командир разбился при ударе о
землю. Штурман попал в плен и был освобожден лишь 24 ноября |
Причины |
|
Дата |
14.03.2000 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
примерно в 30 км западнее аэродрома "Шаталово" (Смоленская область) |
Время |
12:50 |
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
ВВС |
Экипаж |
Семушкин Алексей - командир звена, военный летчик первого класса майор
Канышкин Игорь - штурман звена, военный штурман второго класса капитан |
Обстоятельства |
в ходе учений ВВС и ПВО на полигоне "Ладога" отрабатывали использование ракет "воздух-воздух". Внезапно
передали на землю, что будут производить аварийную посадку. Но когда самолет заходил на аэродром,
летчики катапультировались, а самолет упал и
взорвался |
Исход |
экипаж успешно катапультировался |
Причины |
|
Дата |
7.05.2000 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
склон горы в трех километрах южнее селения Беной-Ведено (Чечня) |
Время |
полдень |
Самолет(ы) |
Су-24МР |
Эксплуатант |
11-й отдельный разведывательный авиаполк ВВС |
Экипаж |
Казаков Юрий - майор
Курдюмов Евгений - капитан |
Обстоятельства |
при выполнении разведки самолет врезался в гору |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
сложные метеоусловия |
Дата |
26.06.2000 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
военный аэродром под Воронежем |
Время |
ок 20:00 |
Самолет(ы) |
Су-24М |
Эксплуатант |
ВВС |
Экипаж |
|
Обстоятельства |
При заходе на посадку в результате ошибки в технике
пилотирования самолет произвел грубое касание земли до взлетно-посадочной
полосы. После второго касания и возгорания самолета по команде руководителя
полетов экипаж катапультировался |
Исход |
экипаж успешно катапультировался |
Причины |
|
Дата |
11.03.2001 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
аэродром Моздок (Северная Осетия) |
Время |
23:55 |
Самолет(ы) |
Су-24М |
Эксплуатант |
4-я воздушная армия ВВС |
Экипаж |
|
Обстоятельства |
При заходе на посадку самолет попал в плотный туман. Была осуществлена посадка за
километр с лишним до начала ВПП |
Исход |
летчик и штурман не пострадали. Шасси выдержало, но восстановлению самолет уже не подлежал |
Причины |
сложные погодные условия |
Дата |
19.02.2002 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
Плюсский район Псковской области |
Время |
15:23 |
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
722-й бап (аэродром постоянного базирования - Смуравьево) 6-й армии ВВС и ПВО |
Экипаж |
Шостенко Владимир - летчик, майор
Дроздецкий Александр - заместитель командира первой эскадрильи, подполковник |
Обстоятельства |
катастрофа при полете на низкой высоте в сложных метеоусловиях |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
переоценка летчиками своих возможностей. Экипаж в нарушении параметров полетного задания попытался выполнить пилотаж на
запредельно низких высотах |
Дата |
07.08.2003 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
аэродроме Бада (Читинская область) |
Время |
16.09 |
Самолет(ы) |
Су-24МР |
Эксплуатант |
|
Экипаж |
майор Дорохов и капитан Куприян |
Обстоятельства |
В районе аэродрома испортилась погода, пошел дождь,
облака закрыли окрестные сопки. Выполнявший учебно-тренировочный полет
экипаж, заходя на посадку, сбился с курса, самолет потерял высоту. И тут с
земли пришла команда «включить фары». Мощные потоки света отразились от
сплошной белой стены тумана и ослепили пилотов, у них возникла иллюзия, что
взлетно-посадочная полоса буквально в нескольких метрах. Через несколько
секунд самолет врезался в сопку. |
Исход |
экипаж погиб |
Причины |
ошибка пилотов и неграмотные действия группы руководителей
полетами |
Дата |
12.02.2004 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
в 30 км от аэродрома «Хурба» (10 км от Комсомольска-на-Амуре) |
Время |
06.52 мск |
Самолет(ы) |
Су-24 |
Эксплуатант |
|
Экипаж |
капитан Зайцев и старший лейтенант Каленуров |
Обстоятельства |
выполнялся обычный тренировочный полет, но при заходе на
посадку оказался неисправным механизм поворота крыла |
Исход |
летчики вывели самолет в безопасный район и успешно катапультировались |
Причины |
|
Дата |
15.03.2006 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
в 50 километрах от Воронежа между поселками Ильича и Донское |
Время |
|
Самолет(ы) |
Су-24М |
Эксплуатант |
|
Экипаж |
|
Обстоятельства |
Во время полета произошло резкое падение давления в основной и резервной гидросистемах, в результате самолет стал неуправляем. |
Исход |
летчики катапультировались |
Причины |
|
Дата |
30.07.2006 |
Страна-эксплуатант |
РФ |
Место |
лесной массив в 25 км юго-западнее Калининграда |
Время |
12:35 местного времени /13:35 мск/ |
Самолет(ы) |
Су-24М |
Эксплуатант |
ШАП БФ |
Экипаж |
заместитель командира штурмового авиационного полка Балтийского флота полковник Виктор Пошехонцев и старший штурман полка подполковник Борис Седов |
Обстоятельства |
взлет группы самолетов Су-24М с аэродрома «Черняховск», построение в боевой порядок и полет по маршруту были организованы и выполнялись в соответствии с действующими правилами и фактическими метеорологическими условиями. Однако в процессе выполнения полета началось ухудшение метеорологической обстановки, образовалась сплошная облачность. В связи с невозможностью дальнейшего полета в сомкнутом боевом порядке ведущим группы было принято решение о роспуске группы и выходе из облачности вниз одиночными экипажами. |
Исход |
Экипаж погиб |
Причины |
снизившись с 1200 до 450 метров, командир погибшего экипажа предпринял действия по выведению самолета в горизонтальный полет. Однако из-за большой вертикальной скорости и наличию крена, а также малого запаса высоты, это ему не удалось. На высоте 20 метров самолет столкнулся с кронами деревьев и разрушился. |
|
|
|
|