Авиабаза =KRoN=
Искать:
[ Расширенная форма | помощь ]
 
Основные разделы
edit

Катастрофы, аварии и боевые потери самолетов Су-24 и Су-24М

Летные испытания самолетов Су-24 сопровождались большим числом летных происшествий. Всего было потеряно 10 самолетов, в том числе: по вине конструкции - 3 (обрыв тяги поворотного пилона, разрушение механизма поворота левой консоли крыла, отказ системы продольного управления самолетом), все остальные - из-за двигателя АЛ-21Ф3 (титановые пожары и взрывы камер сгорания). Кроме того, в летных испытаниях было потеряно 4 самолета Су-24М. К сожалению, это сопровождалось гибелью людей. Погибло 13 летчиков-испытателей и штурманов ОКБ П.О. Сухого, НАЗ и ГНИКИ ВВС: С. Лаврентьев, Н. Рухлядко, В. Кречетов, М. Юров, В. Волошин, Ю. Юмашев, В. Кузнецов, Л. Сорокин, А. Косарев, В. Кондратьев, А. Власов, В. Никитин, Г. Гридусов. Катапультировались и остались живы 8 человек: А. Щербаков, В. Дашков, В. Плотников, В. Глинчиков, А. Данилин, В. Лотков, Н. Саттаров, О. Цой. Ни на одном другом самолете нашего КБ таких потерь не было.» (Самойлович О.С.) [1]
    Когда Су-24 приняли на вооружение, показатель его аварийности был 5-6 падений в год. В основном подводила техника. Характерные аварии: неисправность двигателя (они загорались в полете), отказывало управление. Бывали случаи, что одно крыло свою стреловидность изменяло, а вот второе... [6]
   В 1998 году, выступая в Госдуме, заместитель главнокомандующего ВВС РФ Виктор Кот заявил, что "Су-24 на сегодняшний день являются наиболее аварийными летательными аппаратами в боевой авиации".

Дата 28.08.1973
Страна-эксплуатант СССР
Место Ахтубинск
Время  
Самолет(ы) Су-24 (Т-6-4)
Эксплуатант ГК НИИ ВВС
Летчик(и) Лаврентьев Сталь Александрович - заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник.
Юров Михаил Сергеевич - штурман-испытатель
Обстоятельства титановый пожар в двигателе
Исход экипаж погиб
Причины Обрыв лопатки компрессора двигателя
Дата 28.08.1973
Страна-эксплуатант СССР
Место Липецк
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант Липецкий центр боевой подготовки
Летчик(и)  
Обстоятельства на взлете самолет вошел в неуправляемое вращение вокруг продольной оси
Исход экипаж погиб
Причины заклинивание управление закрылком
Дата июнь 1974
Страна-эксплуатант СССР
Место Ахтубинск
Время  
Самолет(ы) Су-24 (Т-6-7)
Эксплуатант ГК НИИ ВВС
Летчик(и) Рухлядко Николай Васильевич - заслуженный лётчик-испытатель СССР, подполковник
? - штурман
Обстоятельства при заходе на посадку подкрыльевой пилон вместе с топливным баком неожиданно развернуло под большим углом к набегающему потоку. Самолёт с большим скольжением и креном пошёл к земле
Исход экипаж успешно катапультировался
Причины обрыв тяги поворотного пилона
Дата 1974 (?)
Страна-эксплуатант СССР
Место
Время  
Самолет(ы) Су-24 (Т-6-13)
Эксплуатант ЛИИ
Летчик(и) Щербаков Александр Александрович - Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник,
Лойчиков Владислав Ильич - заслуженный лётчик-испытатель СССР, капитан запаса
Обстоятельства При испытании на прочность произошло разрушение механизма поворота левой консоли крыла. Полукрыло, взломав узел крепления и пробив стенку топливного бака, заняло положение минимальной стреловидности. Пожар, отказ всех систем.
Исход экипаж успешно катапультировался
Причины недостаточная прочность конструкции балки центроплана
Дата 19.07.1977
Страна-эксплуатант СССР
Место  
Время  
Самолет(ы) Су-24 (Т-6-6)
Эксплуатант ОКБ П.О.Сухого
Летчик(и) Кречетов Владимир Анифимьевич - лётчик-испытатель
Иванов Александр А. - заслуженный штурман-испытатель
Обстоятельства во время разгона у земли загорелся и взорвался двигатель
Исход Кречетов - погиб, Иванов - успешно катапультировался
Причины  
Дата 19.09.1977
Страна-эксплуатант СССР
Место район городка Спас-Клепики в Мещерах
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант ЛИИ
Летчик(и) Волошин Владимир Арсеньевич - заслуженный летчик-испытатель CCCР, старший лейтенант
Юмашев Юрий Иванович - заслуженный лётчик-испытатель СССР, капитан
Обстоятельства выполнялись виражи-спирали. Ввод на 6000 м. Верхний край облачности - 3000 м, а нижний - 250-300. Выскочили из облаков, крен убрали. Пока возились с двигателями, а одновременно оценивались характеристики их приемистости на максимальных перегрузках, высоты для вывода не хватило.
Исход экипаж погиб
Причины  
Дата 11.05.1978
Страна-эксплуатант СССР
Место
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант ГК НИИ ВВС
Летчик(и) Кузнецов Виктор Иванович - летчик-испытатель, полковник
Обстоятельства Испытательный полёт с дымовой бомбой. После отрыва бомбы самолет начал крениться влево с увеличивающимся креном
Исход Кузнецов погиб
Причины  
Дата 19.10.1978
Страна-эксплуатант СССР
Место
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант ГК НИИ ВВС
Летчик(и) Косарев А.Н. - летчик-испытатель (?)
Сорокин Л.А. - летчик-испытатель (?)
Обстоятельства  
Исход экипаж погиб
Причины  
Дата 1979 (?)
Страна-эксплуатант СССР
Место Ахтубинск
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант ГК НИИ ВВС
Летчик(и) Саттаров Наиль Шарипович - летчик-испытатель, полковник
Цой Олег Григорьевич - заслуженный летчик-испытатель CCCР, полковник
Обстоятельства отказало продольное управление самолётом
Исход экипаж успешно катапультировался
Причины  
Дата 01.07.1981
Страна-эксплуатант СССР
Место
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант
Летчик(и) Власов А.В. - летчик-испытатель (?)
Кондратьев В.И. - летчик-испытатель (?)
Обстоятельства
Исход экипаж погиб
Причины  
Дата 15.09.1981
Страна-эксплуатант СССР
Место Ахтубинск
Время  
Самолет(ы) Су-24М
Эксплуатант ГК НИИ ВВС
Летчик(и) Рухлядко Николай Васильевич - заслуженный лётчик-испытатель СССР, подполковник,
Лотков Владимир Александрович - лётчик-испытатель, полковник
Обстоятельства После очередного выхода на максимальную скорость на высоте одного километра экипаж услышал сзади за кабиной какой-то взрыв и самолёт тут же пошёл "на нос".
Исход Рухлядко погиб, Лотков - успешно катапультировался
Причины пожар и взрыв 3 бака при запуске двигателя
Дата 24.03.1982
Страна-эксплуатант СССР
Место В районе Новосибирска
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант НАПО
Летчик(и) Никитин В.И. - лётчик-испытатель
Гридусов Г.В. - штурман-испытатель
Обстоятельства ясным солнечным днем выполнялся полет Су-24 на "обжим". Разрушение самолета произошло на выходе из пикирования.
Исход экипаж погиб
Причины  
Дата 198?
Страна-эксплуатант СССР
Место В районе Новосибирска
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант НАПО
Летчик(и) А.Бовтун - ст.летчик-испытатель, ? - штурман-испытатель
Обстоятельства во время полета на "обжим" экипаж катапультировался
Исход Летчик приземлился нормально. Штурману по самое бедро оторвало ногу, и он погиб от шока и потери крови
Причины титановый пожар двигателя
Дата 03.07.1984
Страна-эксплуатант СССР
Место
Время  
Самолет(ы) Су-24М
Эксплуатант
Летчик(и) Сидоренко А.Ф. - летчик-испытатель (?)
Обстоятельства
Исход Сидоренко погиб
Причины  
Дата 28.09.1988
Страна-эксплуатант СССР
Место
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант
Летчик(и) Романенко П.С. - летчик-испытатель (?)
Обстоятельства
Исход Романенко погиб
Причины  
Дата 19??
Страна-эксплуатант СССР
Место Афганистан
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант ВВС
Летчик(и) Шостенко Владимир - летчик, старший лейтенант
? - штурман
Обстоятельства совершая посадку в сложных метеоусловиях, выскочил за пределы взлетной полосы. Сломавшаяся стойка шасси повредила топливный бак, самолет загорелся
Исход Шостенко сумел выбраться из кабины, но штурман погиб
Причины
Дата 19??
Страна-эксплуатант СССР
Место аэродром Кировабада
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант ВВС
Летчик(и)  
Обстоятельства взлетая ночью не с ВПП, а с магистральной рулежки, бомбардировщик Су-24 столкнулся на разбеге с хвостом стоявшего у обочины транспортного Ан-12
Исход  
Причины  
Дата 31.05.1990
Страна-эксплуатант СССР
Место Ахтубинск
Время  
Самолет(ы) Су-24М
Эксплуатант ГК НИИ ВВС
Летчик(и) Полухин Сергей Анатольевич - летчик-испытатель, подполковник
Кетов Владимир Николаевич - штурман-испытатель, подполковник
Обстоятельства полёт на оценку МВК
Исход экипаж погиб
Причины не установлены
Дата 09.01.1991
Страна-эксплуатант СССР
Место Балтика
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант ВВС
Летчик(и) Попов - летчик, капитан
? - штурман
Обстоятельства пожар двигателей
Исход экипаж успешно катапультировался
Причины  
Дата 08.02.1993
Страна-эксплуатант Иран
Место аэродром Тегерана
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант ВВС Ирана
Летчик(и)  
Обстоятельства столкновение с взлетавшим Ту-154М авиакомпании Iran Air
Исход Погибло 131 пассажир и члены экипажа Ту-154М, экипаж Су-24
Причины экипаж Су-24 нарушил правила полета
Дата 22.12.1993
Страна-эксплуатант Белоруссия (?)
Место аэродром Бобровичи (Белоруссия)
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант ВВС
Летчик(и)  
Обстоятельства катастрофа при посадке
Исход экипаж погиб
Причины  
Дата 199?
Страна-эксплуатант РФ
Место аэродром Колитнари (Кутаиси)
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант ВВС
Летчик(и)  
Обстоятельства Сразу после взлета самолет перевернулся и упал
Исход экипаж погиб
Причины  
Дата 11.03.1994
Страна-эксплуатант РФ
Место Ахтубинск
Время  
Самолет(ы) Су-24М
Эксплуатант ГК НИИ ВВС
Летчик(и) Горелов Вячеслав Николаевич - летчик-испытатель, полковник
Колбаско Валерий Александрович - полковник
Обстоятельства полёт под шторкой
Исход экипаж погиб
Причины не установлены
Дата 10.06.1998
Страна-эксплуатант РФ
Место военный аэродром города Остров (Псковская область)
Время  
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант ВВС Балтийского флота
Летчик(и) Толмачев Сергей - заместитель командира полка подполковник
Писарьков Виктор - штурман-программист, майор
Обстоятельства самолет совершал перелет по маршруту Черняховск (Калининградская область) - 0стров. Потерпел катастрофу при заходе на посадку
Исход экипаж погиб
Причины  
Дата 15.04.1999
Страна-эксплуатант РФ
Место аэродром НАПО им.В.П.Чкалова
Время 12:18
Самолет(ы) Су-24МК
Эксплуатант НАПО
Летчик(и) Глущенко Вячеслав Васильевич - заслуженный летчик СССР, полковник запаса
Кремнев Алексей Владимирович - штурман-испытатель 1-го класса, полковник
Обстоятельства на взлете, на высоте 60 м самолет выполнил переворот через крыло и упал
Исход экипаж погиб
Причины столкновение с птицами
Дата 22.04.1999
Страна-эксплуатант РФ
Место в 5 км от поселка Грушевка (в 15 км от Новороссийска)
Время  
Самолет(ы) Су-24МР
Эксплуатант разведывательный авиаполк ВВС (аэродром Мариновка под Волгоградом)
Летчик(и) Коваленко Анатолий - командир эскадрильи, подполковник
Малкеров Андрей - майор
Обстоятельства В 11.40 самолет находился на высоте 10 км над горами в районе станицы Грушевая. Пилоты начали снижаться, чтобы выйти из зоны облачности. В последний момент пилоты сумели отвернуть потерявшую управление машину от нефтебазы "Грушевая балка" Новороссийского морского порта
Исход экипаж погиб
Причины  
Дата 4.10.1999
Страна-эксплуатант РФ
Место Урус-Мартан (Чечня)
Время  
Самолет(ы) Су-24МР
Эксплуатант ВВС
Летчик(и) Стукало Константин - майор
Смыслов Сергей - штурман, старший лейтенант
Обстоятельства при выполнении поиска сбитого 3 октября Су-25 самолет был сбит ПЗРК Стрела-2
Исход Первым благополучно катапультировался штурман Сергей Смыслов. Командир катапультировался вслед за штурманом, когда "сушка" уже находилась в левом крене под углом к земле на высоте всего двух сотен метров. В результате парашют Константина Стукало не успел раскрыться, и командир разбился при ударе о землю. Штурман попал в плен и был освобожден лишь 24 ноября
Причины  
Дата 14.03.2000
Страна-эксплуатант РФ
Место примерно в 30 км западнее аэродрома "Шаталово" (Смоленская область)
Время 12:50
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант ВВС
Летчик(и) Семушкин Алексей - командир звена, военный летчик первого класса майор
Канышкин Игорь - штурман звена, военный штурман второго класса капитан
Обстоятельства в ходе учений ВВС и ПВО на полигоне "Ладога" отрабатывали использование ракет "воздух-воздух". Внезапно передали на землю, что будут производить аварийную посадку. Но когда самолет заходил на аэродром, летчики катапультировались, а самолет упал и взорвался
Исход экипаж успешно катапультировался
Причины  
Дата 7.05.2000
Страна-эксплуатант РФ
Место склон горы в трех километрах южнее селения Беной-Ведено (Чечня)
Время полдень
Самолет(ы) Су-24МР
Эксплуатант 11-й отдельный разведывательный авиаполк ВВС
Летчик(и) Казаков Юрий - майор
Курдюмов Евгений - капитан
Обстоятельства при выполнении разведки самолет врезался в гору
Исход экипаж погиб
Причины сложные метеоусловия
Дата 26.06.2000
Страна-эксплуатант РФ
Место военный аэродром под Воронежем
Время ок 20:00
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант ВВС
Летчик(и)  
Обстоятельства когда самолет уже шел на снижение по посадочной глиссаде, отказало управление
Исход экипаж успешно катапультировался
Причины  
Дата 11.03.2001
Страна-эксплуатант РФ
Место аэродром Моздок (Северная Осетия)
Время 23:55
Самолет(ы) Су-24М
Эксплуатант 4-я воздушная армия ВВС
Летчик(и)  
Обстоятельства При заходе на посадку самолет попал в плотный туман. Была осуществлена посадка за километр с лишним до начала ВПП
Исход летчик и штурман не пострадали. Шасси выдержало, но восстановлению самолет уже не подлежал
Причины сложные погодные условия
Дата 19.02.2002
Страна-эксплуатант РФ
Место Плюсский район Псковской области
Время 15:23
Самолет(ы) Су-24
Эксплуатант 722-й бап (аэродром постоянного базирования - Смуравьево) 6-й армии ВВС и ПВО
Летчик(и) Шостенко Владимир - летчик, майор
Дроздецкий Александр - заместитель командира первой эскадрильи, подполковник
Обстоятельства катастрофа при полете на низкой высоте в сложных метеоусловиях
Исход экипаж погиб
Причины "переоценка летчиками своих возможностей". Экипаж "в нарушении параметров полетного задания попытался выполнить пилотаж на запредельно низких высотах"

Cсылки:

Copyright © Sergib.
Создано 01.01.1970.
-я версия от 30.06.2004.
В среднем посещений в день: 5,2.