[image]

Истребители пятого поколения

Теги:авиация
 
1 2 3 4 5 6 7 11

fast

опытный

- Как вы относитесь к публичной дискуссии вокруг самолета пятого поколения?

- Руководство РСК очень настороженно относится к проектированию самолетов с помощью прессы. Когда разрабатывались МиГ-29, МиГ-31, Ту-160, Су-27 в газетах "Правда" и "Известия", их характеристики никто не обсуждал, однако были созданы выдающиеся образцы авиатехники.

Совсем другое дело - рассмотрение хода программы с точки зрения соблюдения закона, борьбы за права налогоплательщика и интересов ВВС. Так делается и в Европе, и в США, ход их многомиллиардных программ в большой степени прозрачен.

Конечно, нельзя раскрывать технологии, особенно когда идет конкурс. Но очень важно, чтобы на правительственном, военном, промышленном уровне соблюдались весьма разумные позиции, закрепленные нашим законодательством. Сегодня, похоже, все настроены его соблюдать, но борьба с противниками такого подхода будет непростой.

- В последнее время руководители разного ранга сделали ряд очень оптимистичных заявлений о создании самолета пятого поколения уже в 2007-2010 годах. Реально ли это?

- Переведу проблему в другую плоскость. Программа пятого поколения уже находится в стадии проектирования и экспериментальных отработок. Основная проблема состоит в том, когда начинать полномасштабное развертывание этой программы или, иными словами, строительство самолета.

Нарушать фундаментальные технологические принципы нельзя. Мы уже наступали на эти грабли. Вспомните, какой серьезный удар был нанесен по машинам, которые создавались в рамках программы "Истребитель 90-х годов". Из-за не связанных с авиационной промышленностью финансовых проблем возникла задержка в 5-7 лет, и самолеты устарели в технологическом аспекте.

Для полномасштабного развертывания программы пятого поколения нужно иметь очень серьезные финансовые, военные, технологические основания. Если сегодня построить новый самолет, он опять будет годами совершать пробежки в Жуковском. В лучшем случае его покажут на МАКСе, вывезут в Ле Бурже. Но никакой отдачи налогоплательщику и пользы военным не будет (НИОКР по проекту JSF оценивается в 25 млрд. долл. США, а общая стоимость программы - в 225 млрд. долл. - Ред.).

Стремление в условиях неразвитости ряда необходимых технологий построить "на коленке" очередной демонстратор, покрасить его в какой-то модный цвет - это борьба за отклики в прессе, ордена, новые должности. Эффективность военной авиации и промышленности от этого не возрастет.

К программе пятого поколения следует относиться более прагматично, как это сделали европейцы при создании "Еврофайтера". Конечно, я не призываю в XXI веке строить самолет четвертого поколения, но если мы замахнемся на суперпрограмму, не имея ресурсов, чтобы довести ее до реализации, - это будет огромная беда не только для нашей промышленности, но и для государства в целом. Весь пар уйдет в свисток, и мы отстанем навсегда.

- Но ведь мы уже отстаем от американских F-22A, X-32, X-35.

- Как показал опыт, отставание в пять лет в программах, которые длятся десятки лет некритично. F-4 "Фантом" создавался в 1955 г. Конечно, в какой-то степени альтернативой ему был МиГ-21, но в большей степени - МиГ-23, который совершил первый полет в 1966 г. Самолеты четвертого поколения появились в США в 1970-1974 гг. Наш ответ - МиГ-29 и Су-27 - взлетели в 1977 г. и начали поступать на вооружение в 1982-1983 гг. До сих пор живут даже проекты 50-х годов, например, МиГ-21, сегодня их производит и экспортирует китайская авиапромышленность.

Суета и пропагандистский шум ни к чему. Во главу угла следует поставить экономику и минимизацию риска. Если Россия замахнемся на создание тяжелого суперистребителя в размерности 35-40 тонн - финансы этого не выдержат.

Именно поэтому основная особенность предложений РСК "МиГ" - строительство более компактного самолета, ориентированного на достижение оптимума по критерию "стоимость-эффективность". У нас вырисовывается некий "пограничный проект" - меньший по размерам самолет будет иметь проблемы с боевой эффективностью, больший - с экономичностью или конкурентоспособностью.

А программу тяжелого супер-истребителя не спасет даже активно предлагающаяся некоторыми идея интеграции международных финансовых ресурсов.

- Иными словами, вы скептически относитесь к идее интернационального самолета пятого поколения?

- Надо быть крайне осторожным при интеграции в российскую программу ресурсов той или иной страны. Сегодня она даст средства, завтра начнет диктовать свои условия. Причем очевидно, что эти условия будут не только военными и военно-техническими. Речь пойдет об условиях промышленных, что впрямую скажется на возвратности средств. Нам придется делиться рынком, то есть тем, что сегодня есть у нас и чего нет у них.

- Как же тогда справиться с проблемой отставания?

- Если вы обратите внимание на историю отечественной авиации (в целом достаточно успешную), то заметите одно важное обстоятельство: мы никогда не забегали вперед более сильного соперника. Для умного гонка за лидером - оптимальная стратегия. На сегодняшний день американцы не так далеко ушли в своих технологиях, в идеологии создания самолета. Идеологическая неопределенность заставляет двигаться слишком широким захватом, идти к цели непрямым путем, тратить огромные средства на отработку и проверку всех возможных альтернатив.

России следует воспроизвести ситуацию с четвертым поколением, когда мы, накапливая передовые технологии, сначала дали сопернику обозначить свои приоритеты и технические качества, изучили его ошибки, а затем очень быстро к нему подтянулись и даже местами превзошли. В беге на длинные дистанции не надо обгонять соперника в начале пути, задача в том, чтобы строго рассчитав свои силы, вырваться вперед на финишной прямой.

Ле Бурже-Москва

ng.ru
   

TEvg

аксакал

админ. бан
>- Но ведь мы уже отстаем от американских F-22A, X-32, X-35.
Это еще почему? От F-22 может и отстаем, хотя есть и на солнышке пятна - "невидимость" на сверхзвуке т.е. основном режиме. А причем здесь X-32, X-35?

>F-4 "Фантом" создавался в 1955 г. Конечно, в какой-то степени альтернативой ему был МиГ-21, но в большей степени - МиГ-23, который совершил первый полет в 1966 г.

Хе. Фантом это, в лучших традициях амов, смесь непонятно чего с хорошим бомбовозом. А МиГ-21 который "альтернатива в какой-то степени" в БВБ убивал фантомов запросто.
   
IL <Scooter> #14.07.2001 05:55
+
-
edit
 
>>F-4 "Фантом" создавался в 1955 г. Конечно, в какой-то степени альтернативой ему был МиГ-21, но в большей степени - МиГ-23, который совершил первый полет в 1966 г.

TEvg>Хе. Фантом это, в лучших традициях амов, смесь непонятно чего с хорошим бомбовозом. А МиГ-21 который "альтернатива в какой-то степени" в БВБ убивал фантомов запросто.

Помоему альтернативы Фантому у России вообще нет. :biggrin: Причем тут МиГ-21 и МиГ-23? Если сравнивать их как истребители,то Фантом--полный отстой.А если как носители ракет В-П,то он очень даже крут.Был. :)
 
+
-
edit
 

Drakonid

втянувшийся
а как на счет амовской концепции для самолетов пятого поколения fly by wire? идея, конечно, заманчивая, но технологически возможно ли это? и что делать с РЭБ, которая наверняка быстро забьет каналы связи самолета с землей, и тот станет неуправляемым? может, все-таки в противовес западным разработкам самолетов, которым Россия пока по финансовым причинам ничего особого не может противопоставить, улучшать ракетное вооружение?
   
+
-
edit
 

israel

модератор
★★★
дык одними ракетами ПВО никто пока-что отбиться не смог.
   
IL <Scooter> #16.07.2001 20:19
+
-
edit
 
israel>дык одними ракетами ПВО никто пока-что отбиться не смог.

дык ракеты наземной ПВО намного эффективней истребителей.
 
+
-
edit
 

israel

модератор
★★★
вопрос не в еффективности а в достаточности.
   
IL <Scooter> #16.07.2001 20:45
+
-
edit
 
просто так>Согласен во многом с fast. Вот каким мне представляется рациональное развитие истребительной части российских ВВС на ближайшие 10 лет:
просто так>1. Господство в воздухе. Модернизация Миг-31 почти до стандарта "М" ("почти" - т.е. без литиевых сплавов в планере) с новым радаром и новыми ракетами повышенной дальности.
просто так>2. Истребители сопровождения. Су-27 и его варианты (33,35,37)
просто так>3. Истребители-бомбардировщики. Миг-29СМТ и Су-34.

А других вариантов просто нет! Конечно,в том безденежье,в кот. находится рос.промышленность и НИИ создание нового (или реанимирование С-37,МФИ) конкурентноспособного самолета проблематично (если вообще возможно). А на дальнейшее развитие Су-27 и его вариантов нужно не та к уж и много денег (относительно есессно!). Да и экспортный потенциал Сухих неплох,в отличии от дорогущих американских F-22 и подобных.Я уж молчу про поставку новых самолетов в армию:инфраструктура под Су-27 уже давно создана и ВВС России получают (???) новые самолеты.
Согласен со статьей Fastа:американцы мечутся в поисках оптимальных вариантов новых истребителей.Зачем России создавать "наш ответ" на каждый американский прототип??? Что такое X-32/35? Реальные самолеты? ИМХО,это просто рекламный проспект.Когда американцы наконец воплотят в железе F-22 и будут известны его характеристики,то тогда и можно будет говорить о каком-то отставании от американцев.А пока нужно толкать Су-2730МК,доводить до ума МиГ-СМТ.Это дешевле и может принести прибыль России.
 
US <просто так> #16.07.2001 21:21
+
-
edit
 
Согласен во многом с fast. Вот каким мне представляется рациональное развитие истребительной части российских ВВС на ближайшие 10 лет:
1. Господство в воздухе. Модернизация Миг-31 почти до стандарта "М" ("почти" - т.е. без литиевых сплавов в планере) с новым радаром и новыми ракетами повышенной дальности.
2. Истребители сопровождения. Су-27 и его варианты (33,35,37)
3. Истребители-бомбардировщики. Миг-29СМТ и Су-34.
 
UA <voice from .ua> #16.07.2001 23:26
+
-
edit
 
>доводить до ума МиГ-СМТ.

Не СМТ, а МиГ-29К/М. СМТ - убожество. Это если говорить о создании новых машин. На рынке модернихации СМТ, безусловно - приоритетная программа.
 
IL <Scooter> #16.07.2001 23:47
+
-
edit
 
>>доводить до ума МиГ-СМТ.

voice from .ua>Не СМТ, а МиГ-29К/М. СМТ - убожество. Это если говорить о создании новых машин. На рынке модернихации СМТ, безусловно - приоритетная программа.

А кому нужен МиГ-29/К?
Приоритетная? Но ее уже стока мурыжат... :(
 

TEvg

аксакал

админ. бан
>Причем тут МиГ-21 и МиГ-23? Если сравнивать их как истребители,то Фантом--полный отстой.
Дык речь здесь о истребителях идет :) А как бомбер фантом хорош, тогда у нас эквивалента не было.

>Что такое X-32/35?
Вот и я не пойму. Самолет типа Як-41М, только с вентилятором. А преподносится как истребитель пятого поколения. Но жизнь показывает что если соединить истребитель для завоевания превосходства в воздухе с бомбером с невидимкой и с самолетом КВП, то получается в лучших традициях амов летающий утюг.
   
+
-
edit
 

Flammy

новичок
Можно спорить и спорить , обзывать америкосов и находить массу
достоинств в разных программах модернизации отечественной авиации и прочее , а в итоге ? Су-27 прекраснейшая машина , а сколько экземпляров модифицированно до уровня сегодняшних требований ? Сколько экспериментальных самолётов летает ? С-37 через пень колоду ? Сколько типов машин собираются принимать на вооружение и строить в количестве хотя бы трёх десятков экземпляров ? Сплошная теория :( (( Академическая наука :( ((
Отстали мы уже , очень сильно отстали :( (( Настроение по этому поводу ниже уровня воды в Мёртвом море . Вот сегодня показали по ящику Х-35...Уже летает...Может он и утюг , но обьясните мне чем он отличается от Як-141 , кроме погнутых воздухозаборников
и чуток отрихтованного носа ? И он будет летать , модифицироваться , а Як где ? Э-э-эх , мы всё спорим , а они всё строят...
   

TEvg

аксакал

админ. бан
>обьясните мне чем он отличается от Як-141
Наличием вентилятора конечно.
   
IL <Scooter> #18.07.2001 05:41
+
-
edit
 
Flammy> И он будет летать , модифицироваться , а Як где ? Э-э-эх , мы всё спорим , а они всё строят...

Дык, строят потому,шо бабла у них немеряно!
:D

Пусть они до конца достроят,а там посмотрим.А то получается,что Су-30МК строится и продается,а тот же X-32 еще тока совершил первый полет под бурные апплодисменты ;) Су тридцатый можна руками потрогать и F-22 и X32/35 — миф.А у американских мифов,как мы знаем,вообще нет недостатков--одни достоинства! :D
 
RU <Slowspeed> #18.07.2001 08:27
+
-
edit
 
Да он уже и на сверхзвуке летал и вертикально садился. На The Boeing Company много рекламных роликов. Выгядит оно конечно отвратительно, но летает довольно резво ИМХО.
 

TEvg

аксакал

админ. бан
Дык амы думают что их "единный ударный истребитель" будет за нефиг делать сбивать Су-30, Су-33, Су-37, МиГ-31М? Хо-Хо. На сверхзвуке летал понимаешь.. Як-141 тоже на сверхзвуке летал и садился вертикально. А уж как МиГ-31 на сверхзвуке летает.. Фантастика.
   
+
-
edit
 
Slowspeed>Ну не знаю. ИМХО у американцев школа стелсостроения сильнее, чем у нас :-)

А еще у них сильнее гораздо сильнее гамбургеростроение и кокаколалитие.
А за комментариями по поводу крутости школы стелсостроения обращайтесь к сербам. Меня эта "школа" совершенно не впечатляет.

> И электроника покруче малось :-).

Я бы сказал - "полегче" в смысле веса изделия, но не настолько легче, как об этом принято думать.

> Продвинутость технологий не может не сказываться на продвинутости изделий.

В целом верно - но возможны весьма интересные частности: мы это проходили :)

Кроме того, продвинутость изделия не всегда определяет исход конфликта: почитайте историю, начиная от "дискуссии" варваров с Римом, кончая главой "США-Сомали"

Regards,
 
RU <Slowspeed> #18.07.2001 11:00
+
-
edit
 
Был такой мудрый индейский вождь (забыл имя). И когда на его землю пришли европейцы он их тоже всерьез не принял. У нас тысячи сильных войнов, говорил он, и у каждого из них есть меткие стрелы (ну или что-то такое). Он сказал европейцам убираться, а не то они скинут их в море (ну или куда-то туда).
Вобщем он не знал, что есть такая штука - пулемет.
 
+
-
edit
 
Slowspeed>Вобщем он не знал, что есть такая штука - пулемет.

Чтобы Вы не попали в неудобное положение, готов проинформировать Вас, что есть такие штуки, как "Сатана" и "Тополь-М" :)
 
RU <Slowspeed> #18.07.2001 11:22
+
-
edit
 
А при чем тут 5th gen. jet fighter?
 
+
-
edit
 
Slowspeed>А при чем тут 5th gen. jet fighter?

При том же, при чем упомянутые Вами индейцы и пулеметы.
 
RU <Slowspeed> #18.07.2001 13:29
+
-
edit
 
Индейцы тут при том, что если про все новое - ПРО, стелс-технологии, наноэлектронику и микромеханику, лазерное оружие и прочие достижения мировой науки и техники говорить, что все это фигня, то никакие тополя не спасут. Кстати, столько ресурса осталось у тех же тополей, да сатан? Лет пять-десять?
 
+
-
edit
 
Slowspeed>Индейцы тут при том, что если про все новое - ПРО, стелс-технологии, наноэлектронику и микромеханику, лазерное оружие и прочие достижения мировой науки и техники говорить, что все это фигня, то никакие тополя не спасут.

1. Говорить можно все, что хочется, слава богу Россия - свободная страна.
2. Важно не то, что говорится, а то что делается.
3. Слава богу, США не обладают МОНОПОЛЬНЫМ правом на ВСЕ достижения мировой науки. Это относится и к ПРО, стэлсам и лазерному оружию

> Кстати, столько ресурса осталось у тех же тополей, да сатан? Лет пять-десять?

Не переживайте Вы так сильно, одни тополя завянут - другие выростут.
 
RU <Slowspeed> #18.07.2001 14:08
+
-
edit
 
Пока свободная. Пока страна. Хотя все в ней говорить совсем не рекомендуется.
Не на все, но процентов на 80 точно. И оставшиеся 20% тоже далеко не все российские (это в относительных процентах финансирования фундаментальной науки). Страшно подумать, насколько там за 10-15 лет больше наработок сделано.
Тополя растут очень медленно, климат что-ль не тот.
За три года AFAIK процентов 30 от запланированного выросло. Можно пересчитать по пальцам рук. Наверное даже одной руки. По сравнению с грядущим массовым выводом ракет с боевого дежурства это ничто.
 
1 2 3 4 5 6 7 11

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru