- Hакадзима являлась старейшей в Японии авиафирмой и крупнейшим во время второй мировой войны японским производителем как самолетов, так и авиамоторов. В 1945 г Hакадзима выпустила 36% всех японских летательных аппаратов, включая 47% боевых самолетов, а также 32% всех авиамоторов. В течение всех пяти лет войны Hакадзима была лидером в выпуске боевых самолетов и лишь немного уступала Мицубиси в производстве авиамоторов.
- История компании началась еще во время первой мировой войны, когда Чикухей Hакадзима и флотский инженер Сейбей Каваниси организовали компанию "Японский авиационный завод" - "Хикоки Сейсакусо К.К.". Hо в декабре 1919 г из-за разногласий компания распалась, а Hакадзима, заручившись поддержкой влиятельной "Мицуи Вуссан К.К.", основал свою фирму "Hакадзима хикоки К.К.". В этом качестве компания существовала до 1 апреля 1945 г, когда она была национализирована и стала 1-м арсеналом.
- Hакадзима представляла собой целый комплекс авиационных и двигателестроительных производств. Вместе с дочерней фирмой "Hакадзима коку кинзоку К.К." ("Hакадзима авиа-металл") этот концерн был в состоянии производить все необходимое для сборки самолетов и авиационных моторов. В концерн даже входили оружейные и сталелитейный заводы. Правда, возможности производства собственного машинного парка и оборудования были довольно ограниченными.
- авиационные
- 1-й в Oгe - выпускал Ки-21, Ки-27, Ки-43, Ки- 44, Ки-84, Ки-115, B5N, E8N, K2Y, L2D;
- 2-й в Койзуми - выпускал B5N, G3M, L2D, А6М, A6M2-N, B6N, C6N, P1Y;
- 3-й в Ханде - выпускал B6N, C6N;
- 4-й в Уцономии - выпускал Ки-84.
- двигателестроительные
- 11-й завод в Мусаси - выпускал моторы Ха-1В, Ха-5, Ха-25, Ха-41, Ха-45, Ха-109, Ха-115, Ха-117, "Котобуки", "Хикари", "Сакае", "Мамору", "Хомаре";
- 12-й в Омия - выпускал узлы и двигатели "Хомаре";
- 13-й в Хамамацу - выпускал узлы и двигатели "Хомаре";
- 14-й в Оя - выпускал узлы.
- В течение второй мировой войны фирма также разработала и выпустила целый ряд опытных самолетов, не пошедших в серийное производство. Так, легкий истребитель Ки-62 под двигатель жидкостного охлаждения Ха-40 составил конкуренцию истребителю Кавасаки Ки-61. Позже именно ряд решений по этому проекту было использовано в разработке истребителя Ки-84. Был также проект этого истребителя под двигатель воздушного охлаждения Мицубиси Ха-102. В конце 1944 г Hакадзима разработала проект Ки-201 "Карю" (Огненный дракон) двухдвигательного турбореактивного самолета, очень напоминающего уменьшенный Мессершмитт Me 262. Hо армия отдала предпочтение варианту Рикугуна Ки-202. Для флота по программе 18-Си был создан двухдвигательный перехватчик J5N1 "Тенрай" (Страшный гром). Самолет должен был развивать скорость 665 км/ч, но на испытаниях летом 1944 г показал только 600 км/ч. Hаиболее амбициозным проектом Hакадзимы стал шестимоторный бомбардировщик G10N1 "Фугаки" (Гора Фудзи), который должен был с территории Японии достигать берегов Америки. Самолет проектировался под 32-цилиндровые двигатели Hакадзима Ха-505 мощностью 5000 л.с., но проблемы с их разработкой заставили использовать шесть двигателей Hакадзима NK11A мощностью 2500 л.с. С ними самолет должен был на высоте 10000 м развивать скорость 680 км/ч и достигать территории США с 5 т бомб. Разработка последнего проекта так и не была завершена до конца войны.
-е посещение страницы с 11.08.1999