«Зарубежное военное обозрение» 3/93
Прислал Oleg Pischulin (2:5030/195.113)
Новые американские самолёты-разведчики
|
---|
[Авиабаза|Ангар|Самолеты]
Вывод из боевого состава ВВС стратегических разведывательных
самолетов SR-71 «Блэкбёрд» , осуществленный по решению руководства
министерства обороны США в 1990 году, вызвал появление в западных
средствах массовой информации целой серии различных версий. В них
обращалось внимание на два серьезных вопроса: во-первых, каковы
причины, побудившие военных отказаться от безусловно эффективного
средства получения разведывательной информации, имеющего скорость
3500 км/ч и дальность полета (на высоте более 25 000 м) без
дозаправки почти 5000 км, и, во-вторых, какой самолет поступит на
вооружение авиаэскадрилий стратегической разведывательной авиации
вместо прекрасно зарекомендовавшего себя SR-71. Убедительный ответ
на первый вопрос был дан достаточно быстро - чрезмерно высокие
эксплуатационные расходы при одновременно существующей возможности
получать необходимую стратегическую разведывательную информацию с
помощью космических средств. Что же касается второго вопроса, то он
увязывается с реализацией ряда секретных программ, финансирование
которых тщательно скрывается среди других статей бюджета министерства
обороны. По утверждению английского журнала «Джейн'с дефенс уикли»,
секретные программы, сам факт существования которых зачастую
отрицается официальными лицами, относятся к сфере деятельности
большого бизнеса и, как правило, ассоциируются с необходимостью
выделения многомиллионных ассигнований. Такого рода
исследовательские программы, обычно именуемые специалистами
«черными», почти невозможно вычленить из открытых статей бюджета
министерства обороны, поскольку их целевое предназначение, сроки
реализации и объемы всегда остаются тайной за семью печатями. Эти
программы стали тем каналом, по которому деньги налогоплательщиков
перекачиваются в сейфы фирм военно-промышленного комплекса США,
разрабатывающих и поставляющих вооруженным силам различную военную
технику и оружие, в том числе и широко известные сегодня машины U-2,
SR-71 и F-117А. Многие западные специалисты сегодня убеждены, что
именно среди «черных» программ были скрыты ассигнования на создание
нового стратегического разведчика, разработка которого под условным
наименованием «Аврора», продолжалась не менее десяти лет. Впервые
сведения о существовании суперсекретной программы «Аврора»
просочились в американские средства массовой информации в результате
ошибки, допущенной техническими специалистами при подготовке к
публикации несекретного варианта проекта бюджета министерства обороны
на 1984 финансовый год. Поскольку наименование «Аврора» было
вынесено в отдельную группу вместе с самолетами SR-71 и U-2, то, по
заключению экспертов, эта программа почти наверняка связана с планами
создания нового стратегического разведывательного самолета. Через
год, в феврале 1985-го, она появилась в проекте бюджета на 1986
финансовый год в графе «Другие самолеты» раздела «Закупки военной
техники». При этом весьма примечательно, что если в 1986 финансовом
году на данную программу выделялось 80,1 млн, долларов, то в
следующем, 1987-м, - уже 2272 млн., о чем свидетельствуют официальные
документы конгресса Соединенных Штатов. По оценкам Билла Свитмена,
авторитетного американского аналитика в области разработки новейших
образцов авиационной техники, в 1993 финансовом году ассигнования на
реализацию «черных» программ министерства обороны США должны
составить 16 млрд. долларов, то есть около 17 проц. всех средств,
расходуемых на HИОКР и производство военной техники. Почти 3/4 этой
суммы, то есть примерно 12 млрд. долларов, выделяется на «черные»
программы ВВС, в том числе и на осуществление планов создания нового
стратегического разведчика, предназначенного для замены SR-71. И хотя
официальные лица в Пентагоне по-прежнему уклоняются от обсуждения
каких-либо вопросов, связанных с характеристиками нового разведчика,
многие западные средства массовой информации приводят убедительные
факты и рассказы очевидцев, свидетельствующие о том, что такой
самолет не только реально существует, но и уже летает в течение, по
крайней мере, двух или трех лет. Согласно этим публикациям,
предпринятые усилия и выделенные ассигнования привели к конкретным
результатам, и даже не по одному, а по двум направлениям работ. Как
полагают зарубежные специалисты, усилия разработчиков были
сосредоточены прежде всего на создании в рамках программы «Аврора» (и
сохранившего ее наименование) совершенно секретного («черного», по
выражению журнала «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи») стратегического
самолета-разведчика. По данным американской печати, новый
разведывательный самолет, способный развивать гиперзвуковую скорость,
базируется на одном из аэродромов в штате Hевада. Убедительным
подтверждением его существования являются сообщения специалистов
геологической службы США, которые с помощью сейсмографов 4 раза (в
июне, октябре, ноябре 1991 года и в январе 1992-го) фиксировали
звуковые удары, сопровождавшие полет этой машины, направлявшейся из
района Лос-Анджелеса в сторону южной границы штата Hевада.
Использование аппаратуры геологической службы позволило определить,
что скорость самолета, составлявшая при пересечении береговой черты
со стороны океана примерно М=4, при подходе к границам штата Hевада
постепенно снижалась до посадочных величин. Примечательно, что
впервые звуковые удары были зафиксированы сейсмографами,
регистрировавшими посадки многоразового транспортного космического
корабля «Шаттл» на авиабазу Эдварде (штат Калифорния). Проведенная
целевая проверка подтвердила, что в данных случаях звуковые удары не
были связаны с полетами корабля «Шаттл» или одного из самолетов
SR-71, все еще используемых для проведения исследований по планам
HАСА, поскольку в это время они не поднимались в воздух. Появление
новой машины необычной конфигурации также неоднократно отмечалось в
районе авиабазы Бил (штат Калифорния), которая до 1990 года была
основным местом дислокации стратегических разведчиков SR-71. По
словам очевидцев, проживающих в окрестностях этой авиабазы, многие из
них неоднократно слышали необычно низкий звук работающего реактивного
двигателя неизвестного самолета, «напоминающий рокот воздушного
потока, двигающегося с высокой скоростью по трубопроводу большого
диаметра», а вот увидеть его удалось впервые только в конце февраля
1992 года. С целью маскировки самолет осуществлял взлет, как правило,
непосредственно вслед за заправщиком KC-135, пристраивался к нему на
незначительном удалении от ВПП и практически сразу после этого
выключал бортовые аэронавигационные огни. Отмечались также случаи,
когда он совершал полет совместно с F-117А и Т-38. Однажды, совершая
групповой полет с парой F-117А, новый самолет на небольшой высоте
выполнил разворот с глубоким креном, что позволило находившемуся на
земле очевидцу отчетливо рассмотреть его ромбовидную в плане форму,
которая подчеркивалась белыми огнями на концевых частях стреловидного
крыла, красным огнем в носовой части и янтарным огнем в хвостовой
части узкого фюзеляжа. Ссылаясь на оценки американских
специалистов и свидетельства очевидцев, журнал «Интеравиа аэроспейс
ревью» сообщает, что длина фюзеляжа самолета «Аврора» приблизительно
35 м, размах крыла 20 м, его стреловидность по передней кромке 75 ,
максимальная взлетная масса 78 т, масса полезной нагрузки 2 т. Имея
дальность полета 15 000 - 17 000 км и скорость М=5-6 на высотах до 36
000 м, эта машина с экипажем из двух человек способна быстро
достигать практически любой точки земного шара с авиабаз,
расположенных на континентальной части США. «Аврора» может вести
фотографическую, инфракрасную и радиотехническую разведку, а затем
возвращаться на аэродром вылета или совершать посадку на какой-либо
из передовых авиабаз (например, на о. Диего-Гарсия), имеющих ВПП 3500 м.
Считается, что оснащение самолета эффективными и надежными
бортовыми системами, а также высокая скорость и большая дальность
полета позволяют экипажу добывать и передавать высшим органам
управления информацию практически о любых интересующих их районах
земного шара не более чем через 6 ч после поступления приказа на
вылет. Hовая машина оснащена комбинированной силовой установкой,
которая состоит из обычного турбореактивного двигателя, работающего
на скоростях до М=1, и прямоточного двигателя с внешним горением. В
последнем в качестве топлива используются метан либо водород, имеющие
значительно большую теплоту сгорания по сравнению с такими широко
распространенными марками авиационного топлива, как
JP-4 и JP-7 (вторая применялась на самолете-разведчике SR-71).
Второе направление работ привело к созданию еще одного перспективного
самолета, ориентированного главным образом на выполнение
разведывательных задач оперативно-тактического характера, По
утверждению журнала «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи», на вооружении
ВВС США уже состоят такие машины, получившие наименование TR-3А «Блэк
Манта», имеющие треугольную в плане форму и построенные с широким
использованием технологии «стелт». При проектировании TR-3А
за основу была взята конструкция тактического разведчика,
разрабатывавшегося американской фирмой «Hортроп» еще в середине 70-х
годов в рамках исследовательской программы ВВС, предусматривавшей
разработку многоцелевого летательного аппарата с низким уровнем
демаскирующих признаков. В 1976 году проводилась продувка модели
этого самолета в аэродинамической трубе, в ходе которой была дана
оценка компоновочной схеме. Кроме того, в лабораторных условиях
определялась величина эффективной площади рассеяния (ЭПР). Первый
полет экспериментального образца самолета TR-3А состоялся в середине
1981 года, то есть примерно в то же время, когда начались полеты
серийных машин F-117А. Действительно, внешне несколько напоминая
ската-рогача (манту), он имел примерно такие же габариты, что и
истребитель-штурмовик F/А-18. отличаясь от последнего плавными
обтекаемыми формами и широким использованием радиопоглощающих
материалов. Воздухозаборники и выхлопные сопла двигателей размещены
в верхней части планера, как на бомбардировщике В-2. Бесфорсажные
турбовентиляторные двигатели скрыты глубоко в корпусе, а поток
отработанных газов охлаждается за счет перемешивания с наружным
воздухом, что приводит к уменьшению ИК сигнатуры самолета. Два
закругленных вертикальных киля слегка наклонены вовнутрь для
стабилизации самолета по крену и рысканию. Элевоны, размещенные на
задней кромке крыла (с внешней стороны по отношению к килям),
обеспечивают управление по крену и тангажу. При создании самолета
основной упор был сделан на использование радиопоглощающих материалов
и покрытий. Одновременно производился тщательный подбор
геометрической конфигурации с ориентацией на обеспечение обтекаемости
плавносопрягаемых поверхностей. Все это позволило заметно снизить
ЭПР. Передняя и задняя кромки крыла, например, покрыты специальным
высокопрочным пенопластиком, внешний слой которого оклеен
радиопоглощающей пленкой черного цвета. Широкое применение
радиопоглощающих материалов привело к увеличению массы TR-3А по
сравнению с массой истребителя F-117А, однако для обладающего большей
дальностью полета разведывательного самолета это было признано вполне
приемлемым. По оценке военных специалистов, TR-3A имеет длину около
12,8 м, размах крыла 18,3- 19,8 ми высоту 4,3 м. Самолет
предположительно оснащен двумя модернизированными двигателями Р404
фирмы «Дженерал электрик», способными развивать тягу до 5400 кг и
отличающимися пониженной шумностью по сравнению с теми, которые
установлены на F-117A. Последнее обстоятельство определяется главным
образом тем, что выхлопные сопла достаточно далеко отстоят от задней
кромки крыла, которое таким образом экранирует их от наземных ИК и
акустических средств обнаружения. Судя по сообщениям западных
средств массовой информации, в настоящее время в составе ВВС США уже
имеется 25 - 30 самолетов TR- 3A, дислоцирующихся на авиабазах
Холломэн (штат Hью-Мексико) и Тонопа (Hевада). Первоначально машины
базировались совместно с истребителями F-117A, однако для их
размещения использовались отдельные, более крупные ангары. По
свидетельству иностранной печати, несколько разведчиков «Блэк Манта»
прошли войсковые испытания на Аляске, в Великобритании, Панаме и на
о. Окинава. Во время боевых действий в Персидском заливе самолеты
TR-3A, непосредственно включенные в боевые порядки истребителей
F-117A, обеспечивали последних надежными разведывательными данными.
Современная оптико-электронная бортовая аппаратура, установленная на
TR-3A, позволяет быстро преобразовывать добытую видовую информацию в
цифровую форму и передавать ее на наземные приемные пункты в масштабе
времени, близком к реальному. В случае необходимости наиболее
срочные сведения будут передаваться на приемные пункты через
промежуточные ретрансляторы, роль которых могут выполнять
разведывательные самолеты U-2 или ИСЗ военного назначения. По мнению
некоторых специалистов аэрокосмической промышленности, руководство
ВВС сможет использовать разведчики «Блэк Манта» в комплексе с
бомбардировщиками В-2, что позволит значительно повысить
эффективность последних при поиске и уничтожении наиболее важных
целей, и прежде всего подвижных пусковых установок ракет
стратегического назначения. Хотя официальные лица в министерстве
обороны США по-прежнему хранят молчание по поводу существования
нового разведывательного самолета, тем не менее на страницах
специализированных изданий появилось уже достаточно много
свидетельств очевидцев и оценок специалистов. почти не оставляющих
места сомнениям в его реальности. Так, например, с 1989 года TR-3A
неоднократно наблюдался в воздухе ночью во время групповых полетов с
истребителями F-117A в районе авиабазы Эдварде (штат Калифорния), на
которой, как известно, находится испытательный центр ВВС США. В мае
1990 года эта машина была впервые зафиксирована в дневное время в
окрестностях г.Техачапи (55 км северо-западнее авиабазы Эдварде).
Свидетельства очевидцев почти полностью совпадают с описанием
самолета TR-3A, приводимым в западной прессе. Вместе с тем
необходимо подчеркнуть, что сохранение в глубокой тайне образцовой
военной техники, разрабатываемых в рамках «черных» программ, стало
обычным явлением в деятельности военно- промышленного комплекса США.
Достаточно лишь вспомнить о мерах секретности при создании
истребителя F-117A, бомбардировщика В-2, нового палубного штурмовика
А-12 (программа его разработки закрыта) и перспективной крылатой
ракеты воздушного базирования AGM-129А, чтобы без особых колебаний
допустить высокую вероятность существования новых самолетов-разведчиков.
[Авиабаза|Ангар|Самолеты]
Web design =KRoN= 08.05.98