Отечественный многофункциональный истребитель превосходит американский F-22 и «Еврофайтер»

      Вплоть до последнего времени российские и зарубежные эксперты задавались вопросами: что представляет собой многофункциональный истребитель (МФИ), известный также как проект 1.42? на каком этапе находится данная разработка? И способен ли Авиационный научно-промышленный комплекс «МИГ» в принципе поднять МФИ в воздух? Еще вчера дать какие-то определенные ответы было практически невозможно - проект 1.42 окружала плотная завеса секретности. Даже внешний вид нового самолета относился к категории особо охраняемых сведений. Корреспондент «НВО» стал единственным представителем СМИ, кому была предоставлена возможность ознакомиться с прототипом российского истребителя 5-го поколения в версии АНПК «МИГ». 12 января 1999 года машину покажут первому вице-премьеру Юрию Маслюкову и министру обороны РФ Игорю Сергееву.
      Необходимо отметить: создание МФИ, в полной мере соответствующего требованиям войн XXI века, можно по праву отнести к числу выдающихся достижений российского авиастроения и отечественной научно-технической мысли последней четверти нынешнего столетия. Несмотря на экономический и финансовый кризис, Россия пока что продолжает входить в число ведущих авиационных держав мира. Усилиями конструкторов и инженеров микояновского ОКБ разработан истребитель, по своим тактико-техническим характеристикам не уступающий, а по ряду показателей даже превосходящий американский F-22 «Рэптор» - машину, олицетворяющую последние технологические успехи военно-промышленного комплекса Соединенных Штатов.
      Немного об истории создания МФИ. В ответ на развертывание в Соединенных Штатах в начале 1980-х гг. НИОКР по программе ATF (Advanced Tactical Fighter) в качестве ответной меры в 1986 году принимается закрытое совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, предусматривающее начало работ по созданию истребителя 5-го поколения. Определение концепции и облика новой боевой машины взяли на себя ведущие научно-исследовательские организации Министерства авиационной промышленности и Военно-воздушных сил при участии крупнейших конструкторских бюро, занимающихся проектированием военной авиатехники. Это позволило сформулировать четкое тактико-техническое задание на перспективный истребитель. Несколько лет спустя микояновское КБ представило заказывающему управлению ВВС эскизный проект МФИ, который прошел успешную защиту перед государственной комиссией. Одновременно, будучи уверенными в правильности выбранного пути и обоснованности предлагаемых решений, микояновцы разработали необходимую техническую документацию на самолет, используя автоматизированную систему проектирования. В 1989 году был выпущен полный комплект рабочих чертежей, после чего начались изготовление и сборка первого самолета на базе опытного завода АНПК «МИГ». Руководителями работ по созданию МФИ являлись генеральный конструктор Ростислав Беляков, главный конструктор Григорий Седов, а на заключительном этапе - главный конструктор Юрий Воротников.
      В начале 1994 года МФИ был доставлен в Жуковский. В декабре того же года МФИ, управляемый летчиком-испытателем Романом Таскаевым, совершил скоростную рулежку по взлетно-посадочной полосе летно-исследовательского центра в Жуковском с отрывом передней стойки шасси. Однако ввиду отсутствия финансовых средств дальнейшие работы по проекту 1.42 были заморожены. Не помогли даже многочисленные обращения во всевозможные инстанции.
      МФИ - это тяжелый одноместный истребитель, выполненный по аэродинамической схеме «утка» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО), среднерасположенным треугольным крылом и V-образ-ным хвостовым оперением. В нашей стране такая аэродинамическая схема при проектировании реактивных машин реализована впервые. Самолет обладает улучшенными взлетно-посадочными характеристиками. Силовая установка состоит из двух двигателей АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги, обеспечивающих машине сверхманевренность в воздушном бою во всем диапазоне скоростей и длительный крейсерский полет на сверхзвуковых скоростях на бесфорсажном режиме работы. Скорее всего расчетная максимальная скорость полета соответствует числу М=2,6. Воздухозаборники двигателя - регулируемые с S-образными каналами для экранирования компрессоров двигателей и радиопоглащающей облицовкой. В конструкции фюзеляжа, крыльев и ПГО широко использованы композиционные материалы на основе углепластика и полимеров. Машина спроектирована с учетом требований технологии «стелс», о чем свидетельствует внешний вид МФИ с характерно выраженными малоотражающими формами. Применение радиопоглощающих покрытий, экранирование радиолокационно-контрастных элементов конструкции, низкая тепловая заметность, размещение ракетного вооружения во внутрифюзеляжных отсеках позволили достигнуть практически тех же значений эффективной площади рассеивания, что и у F-22.
      Бортовая импульсно-доплеровская РЛС 5-го поколения с фазированной антенной решеткой и электронным сканированием диаграммы направленности позволяет эффективно вести дальний воздушный бой вне визуальной связи с противником и атаковать свыше 20 воздушных целей одновременно. Специально для МФИ разработаны управляемые ракеты большой дальности класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» 5-го поколения, реализующие принцип «пустил-забыл».
      Вместе с тем сохраняется встроенная 30-мм пушка. Кроме того, на внешних узлах подвески истребитель может нести любые виды ракетно-бомбового вооружения, используемого самолетами ВВС РФ.
      На фоне столь впечатляющих достижений нынешнее положение разработчика МФИ выглядит печальным. АНПК не имеет статуса юридического лица и является всего лишь одним из многочисленных филиалов МАПО «МИГ». Зарплата сотрудникам ОКБ выплачивается с большой задержкой. (А ведь во всем мире конструкторское бюро, разработчики стоят во главе внутрифирменной кооперации.) В результате шло постепенное удушение одного из ведущих конструкторских бюро страны.
      После назначения генеральным директором МАПО Григория Немова и генеральным конструктором АНПК «МИГ» Михаила Коржуева ситуация стала меняться к лучшему. Только лишь один предложенный АНПК «МИГ» проект модернизации современного самолетного парка ВВС стран Центральной и Восточной Европы принесет России 250-300 миллионов долларов. При минимальной господдержке АНПК «МИГ» только за счет внешних заказов может ежегодно получать по 100 миллионов долларов.
      Судьба МФИ обещает быть трудной. Нынешние экономические реалии таковы, что в обозримом будущем едва ли будет возможно развернуть его серийное производство в интересах ВВС РФ. Ведь ориентировочная стоимость нового истребителя составит порядка 70 миллионов долларов. В то же время неразумно окончательно закрывать проект 1.42. Как представляется, Россия могла бы принять предложение Китая о кооперации в проектных работах по МФИ с последующими экспортными поставками данных самолетов для нужд ВВС этого государства. В дальнейшем не исключена и передача соответствующих технологий. Потенциальный инвестор готов финансировать все необходимые работы. Дело за малым - требуется политическое решение Кремля. Если, конечно, принцип стратегического партнерства реализуется не на словах, а на деле.


© «Независимая газета»
© «Независимое военное обозрение»
Перепечатка за рубежом допускается по соглашению с редакцией. Ссылка на «НГ» и «НВО» обязательна.
Представительство редакции в Интернете поддерживается сетью ГЛАСНЕТ на адресе http://www.glasnet.ru/ng
E-mail nvo@ng.glasnet.ru