В ВС США проводят модернизацию своих В-52, усиливая их оснащение обычным вооружением Это позволит самолету-ветерану сохранить свою эффективность дальнего бомбардировщика двойного назначения в следующем столетии.
Программа модернизации СЕМ (conventional enhancement modification) охватывает более половины из 94 стоящих па вооружении самолетов этого типа. В результате модернизации самолет сможет нести ракеты «Гарпун» AGM-84 класса «воздух—поверхность», управление подвесками будет осуществляться с помощью интегрированной системы ISMS, а бомбовый отсек будет оснащен универсальным бомбодержателем. Навигационная система самолета будет оснащена средствами спутниковой навигации GPS. Кроме того, 10 самолетов будут приспособлены для подвески ракет «Рэптор» AGM-142 класса «воздух—земля» с оптической системой наведения. Эта запускаемая за пределами дальности действия ПВО противника ракета, разработанная в Израиле, была ранее известна под названием «Хэв Нэп».
Другие мероприятия по модернизации, уже проводимые или только рассматриваемые, ставят своей целью повысить надежность самолета и существенно снизить затраты на его обслуживание. В качестве одного из наиболее привлекательных вариантов изучается возможность переоснащения бомбардировщика существующими двигателями с тягой 18т, устанавливаемыми на гражданских самолетах. Каждым таким двигателем предполагается заменить четыре спарки двухконтурных двигателей TF33-P-3 фирмы «Пратт энд Уитни» с общей тягой каждой спарки 15т.
Хотя идея перехода к четырехдвигательной схеме силовой установки «еще находится на начальной стадии» проработки, она, как говорит полковник Джон Троуготт из Центра авиационного снабжения (OALC) в г.Оклахома, «заслуживает того внимания, которое к себе приковала». «Переход па новые двигатели производится прежде всего с целью повысить надежность самолета и упростить его техобслуживание, однако при этом достигаются и другие преимущества, например, снижение расхода топлива, что увеличит на 30-40% дальность, — продолжает Троуготт. — Мы ожидаем, что коэффициент надежности, возможно, возрастет на 800%».
Г-н Троуготт подчеркнул, что идея перевода В-52 на новые двигатели еще не обсуждалась с высшим руководством и формально никаких исследований не проводилось. Тем не менее это один из 10 главных пунктов предлагаемой программы модернизации, поскольку затраты, выражаемые в человеко-часах на час летного времени и связанные с обслуживанием двигателей, в настоящее время оказываются наибольшими по сравнению с трудоемкостью обслуживания других основных систем самолета. Раньше наиболее трудоемкой в обслуживании считалась система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), но за последние несколько лет лидерство захватили двигатели. В результате проводящейся модернизации B-52 сможет нести новые типы неуправляемого и управляемого оружия. Благодаря новым системам B-52 будет оснащаться новым высокоточным оружием.
От того, насколько долго будет бомбардировщик стоять на вооружении, зависит целесообразность его оснащения новыми двигателями. С позиций сегодняшнего дня вполне реальной выглядит 10-, 20- и даже 30-летняя перспектива применения 94 оставшихся В-52, хотя командование ВВС периодически пересматривает свои потребности в бомбардировочной авиации. По оценкам фирмы «Боинг», построившей в общей сложности 744 самолета типа В-52 и поставившей последний из 102 самолетов модели Н в октябре 1962г., ресурс планера самолета позволит эксплуатировать его до 2030-2040 гг.
Как утверждает менеджер отделения технического обеспечения Роджер Пауэрс из фирмы «Боинг» (Группа оборонной и космической техники), средняя выработка ресурса планера В 52 составляет 13 000 ч при типичном годовом налете бомбардировщика 395 ч. «После 30 лет эксплуатации этот самолет далеко не исчерпал свой ресурс. При этом для него была тщательно продумана программа регламентных работ, говорит г-н Пауэрс. - В 1980 г. нами было израсходовано 3,8 млрд долл на модернизацию электронного оборудования его вооружения, установку систем, рассчитанных на подвеску всех типов бомб».
«Я с уверенностью могу сказать, что конструкция этого самолета тверда, как скала», - подтверждает г-н Троуготт. Уверенность фирмы «Боинг», разделяемая Троуготтом, основана на проводившейся в течение более 10 лет программе контроля прочности конструкции.
Возможный срок службы В-52 непосредственно влияет па стоимость программы переоснащения новыми двигателями. Отдел программы модернизации В-52 (SPO) определил три возможных варианта решения проблемы замены двигателей. Дальность B-52H может быть увеличена на 30-40% в результате двигателей с тягой 18т каждый.
В настоящее время уже ведется целый ряд программ модернизации нацеленных на то, чтобы довести боевой потенциал самолета при ведении неядерных боевых действий до необходимого уровня. При этом несколько раздельно проводимых программ объединены, чтобы ускорить процесс модернизации В-52Н в целом и тем самым сократить недостаток в обычных средствах вооружения, образовавшийся в результате излишне форсированного снятия с вооружения В-52G.
В конце 80-х гг. В-52G в результате проведенной модернизации были оборудованы мощными внешними держателями и системами, позволяющими подвешивать ракеты типа «Хэв Нэп» и «Гарпун». Эти самолеты были оснащены навигационной системой GPS. В результате снятия с вооружения B-52G в 1993-1994гг. ВВС США остались без бомбардировщиков, способных нести ракеты AGM 142 «Хэв Нэп»/«Рэптор» и «Гарпун».
SPO и фирма «Боинг» сформулировали новый план модернизации В-52Н как носителя обычного вооружения. План, работы по которому уже развернуты, позволит сократить время модернизации на один год и сэкономить свыше 100 млн долл.
При затратах приблизительно 2,25 млн долл. на один самолет к концу 1996г. удастся завершить модернизацию 47 В-52Н. «Но ма рассматриваем возможность охватить еще 19 самолетов», - говорит г-н Троуготт. Еще 19 машин будут готовы в конце 1999г. Из 47 самолетов первой партии 36 модернизируются на заводе фирмы «Боинг» в Уичите, а модернизация остальных будет приурочена к проведению регламентных работ в Центре OALC.
Программа модернизации включает:
Большая часть направлений модернизации, а именно 18, связана с повышением надежности систем самолета и с упрощением его обслуживания. Устаревшая система «Флир» заменяется блоком, разработанным в «Роум Лабораториз» ВВС США, который будет установлен на место «Флир». Налет планеров большинства B-52H - всего лишь 13000 ч. Фирма «Боинг» предлагает новое оснащение кабины пилотов.
В числе других систем, предположительно подлежащих замене или модернизации, — ТВ-система, работающая в условиях слабой освещенности, видеомониторы и компьютеры. Устаревшие ЭЛТ уступят место взаимозаменяемым плоским жидкокристаллическим дисплеям (ЖКД) на всех рабочих местах. Помимо всего прочего, по словам г-на Троуготта, экипажи В-52 выражают пожелание увеличить оснащение самолета высокоточным оружием.
В свою очередь, фирма «Боинг» предлагает длинный список модернизаций, включающий оснащение кабины летчиков новым оборудованием, аналогичным используемому на гражданских самолетах, цветными плоскими ЖКД, РЛС повышенного разрешения, системой приема в оперативном режиме информации о целях, поступающей от внешних источников, модернизированными крыльевыми держателями для крылатых ракет, позволяющими устанавливать бомбовые замки и доводить бомбовую нагрузку до 110 единиц Mk-82.
Текущая и проведенная раньше модернизация, подкрепленная ежедневными усилиями аэродромного технического персонала, повысили боеготовность В-52 до уровня, превышающего 80%. Как утверждает г-н Троуготт, это наиболее высокий показатель за последние 10-15 лет. Однако он признал также, что обеспечение надежной работы систем при приемлемых затратах на их обслуживание является непростой задачей. Объем работ, которые можно и следует выполнить, всегда зависит от того, сколько еще времени В-52Н будут оставаться на вооружении.
Представитель фирмы «Боинг» г-н Пауэрс убежден, что ресурс бомбардировщика далеко не исчерпан и планы Пентагона списать в 1996 финансовом году 28 из числа стоящих на вооружении В-52Н должны быть пересмотрены в свете шаткого международного положения. Эти планы были основаны на исследовании, проведенном Институтом анализа оборонных проблем (IDA). Согласно этому исследованию, состав бомбардировочной авиации США рекомендуется ограничить 66 самолетами В-52Н, 95 В-1В и 20 В-2, что окажется достаточным для соответствия оборонной доктрине, принятой на период до 2014 г. Однако в этом исследовании исходили из того, что план по обеспечению ВВС высокоточным оружием полностью выполнен.
Г-Н ПАУЭРС СООБЩИЛ, ЧТО В-52Н в настоящее время является единственным носителем всего комплекта ракет дальнего радиуса действия, таких, как крылатые ракеты «воздух-земля» «Рэптор» и «Гарпун». Он также приспособлен к загрузке всеми видами бомбового вооружения, включая бомбы общего назначения, кассетные бомбы, мины (как морские, так и наземные), а также пять типов ядерного оружия.
«Все зависит от денег. Если бы я располагал средствами, то вывел бы штурмана, перейдя к экипажу из четырех человек, переместил оператора РЛС наверх и переоборудовал кабину летчиков. Известны все способы, как потратить деньги. Я просто не думаю, что в этом есть необходимость, — говорит г-н Троуготт. — Уже сейчас В-52 — самолет с чертовски высоким боевым потенциалом. За четыре года, что я здесь, степень моей уверенности в В-52 лишь возросла. Он бомбит и летает сейчас лучше, чем когда бы то ни было».

AVIATION WEEK & SPACE TECHNOLOGY
Еженедельник авиации и космической технологии / весна 1996 года

Страницу подготовил Сергей Рыжиков