*1 - По отдельным заказам предусматривается возможность установки двигателя фирмы Lycoming.
- 9 декабря 1998 года маленький самолет стал героем важного для всей российской авиации события: Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина получил первый Сертификат типа Федеральной авиационной администрации США (FAA) на 4-местный самолет Ил-103.
- Несколько десятилетий назад, когда начались поставки за границу отечественной авиатехники началось и создание первых отечественных «Норм летной годности воздушных судов». Однако они сильно отличались от западных.
- В начале 90-х годов авиастроители в России задумались об экспорте своей техники. Тогда уровень надежности авиатехники у нас и на западе был одинаковым, но методы сертификации оказались совершенно разными. Способствуя выходу отечественной техники на международный рынок Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (МАК) начал разработку Авиационных правил (АП) сертификации всех видов авиатехники, максимально унифицированных с американскими (FAR) и европейскими (JAR) при учете отечественного опыта. А такой уникальный опыт у нас есть. Например, по эксплуатации воздушных судов при обледенении и низких температурах. АК им. С.В.Ильюшина выступил с инициативой проведении «теневой» сертификации самолетов Ил-103 и Ил-96Т по правилам FAA. Договоренность об этом была достигнута в апреле 1995 г. Во время совместной работы проводилось сравнение соответствующих АП, испытательные полеты (208 - на Ил-103 с налетом 110 ч и 593 - на Ил-96Т с налетом 1242 ч), состоялось 75 встреч российских и американских специалистов.
- Сейчас первая часть этой работы завершена. 2 сентября 1998 г. премьер-министр России Евгений Примаков и госсекретарь США Мадлен Олбрайт подписали межправительственное Соглашение по повышению безопасности полетов (BASA). Этот документ завершает программу работ по взаимному признанию систем создания, сертификации и эксплуатации гражданской авиационной техники. Через неделю директор Федеральной авиационной службы Г.Зайцев подписал «Процедуры реализации по одобрению конструкции, деятельности, связанной с производством, экспортному одобрению летной годности, работам после одобрения конструкции и технической взаимопомощи между авиационными властями». После этого был вручен Сертификат типа FAA на самолет Ил-103. Пока достигнуто взаимное признание авиационных правил только по легким самолетам (АП-23). Вскоре американский сертификат типа получит грузовой Ил-96Т.
- Теперь воздушные суда, разработанные и изготовленные в странах СНГ и имеющие сертификат Авиарегистра МАК, могут получить сертификат FAA после проведения работ только по отличиям между авиационными правилами МАК и FAA (т.н. «теневая» сертификация). Некоторые разделы авиационных правил МАК жестче американских (например, по диапазону температур, обледенению, наличию аварийной радиостанции).
- Основанием для начала разработки самолета послужило техническое задание от бывшего ДОСААФ после конкурса, объявленного в 1988 году в журнале Крылья Родины на лучший проект самолета первоначального обучения. В период 1990-1993 годов самолет был практически заново перепроектирован под двигатель фирмы Teledyne Continental Motors вместо планировавшегося вначале отечественного двигателя ВАЗ. Главный конструктор - Андрей Пупков.
- Первый полет опытного самолета состоялся 17 мая 1994, а 30 января 1995 в воздух поднялся первый серийный самолет. 15 февраля 1996 Авиарегистр МАК выдал Сертификат типа. После установки автоматического радиокомпаса, приемника спутниковой навигационной системы GPS, курсовой системы 4 декабря 1997 г. было получено Дополнение к сертификату, и приказом ФАС Ил-103 был допущен к выполнению полетов с 2-й категорией посадки ИКАО.
- Самолет имеет назначенный ресурс 14000 летных часов, 20000 посадок, 15 лет службы. Весь срок самолет можно хранить вне ангара, поскольку все металлические детали защищены от коррозии по отечественной технологии. Ресурс самолета до первого ремонта 5000 часов, двигателя - 1500 ч (количество ремонтов последнего не ограничено).
- Стоит самолет $156,500. При налете 300 часов в год стоимость летного часа (без учета стоимости аэропортовых и навигационных услуг, зарплаты летчиков и техников) - около 50 долларов.
- Ил-103 по сравнению с аналогами имеет несколько заметных достоинств. Его конструкция - более крепкая и жесткая. Отсюда и относительно высокие допустимые эксплуатационные перегрузки: +4,4, -1,8, а разрабатывался он на +6, -3. Это делает машину пригодной для обучения летчиков всем фигурам простого пилотажа. Еще одно достоинство - просторная кабина шириной 1,3 м. 2 пассажира в меховой одежде спокойно размещаются рядом.
- Минимальная рабочая температура Ил-103 -20°С, сейчас этот предел расширяется до -37°С.
- Самолеты всех модификаций имеют клепанный цельнометаллический планер из алюминиевых сплавов.
- При освоении самолета в серийном производстве Луховицкий машиностроительный завод использовал опыт клепки тонколистовых обшивок, полученный при производстве самолета СЛ-90 Леший.
- В конструкции планера применены плакированный листовой Д-16, титановые сплавы, композиционные материалы. В производстве самолета применяется специальная клепка особо тонких обшивок и композиционных стеклопластиков. Применение современных материалов для отделки салона самолета обеспечило выполнение норм по горючести FAR 28.853. Устанавливаемые системы вентиляции и обогрева создают достаточно комфортные условия полета.
- На самолете Ил-103 установлен поршневой двигатель IO-360ES компании Teledyne Continental Motors максимальной мощностью 210 л.с., обеспечивающий крейсерскую скорость 180-220 км/ч и максимальную дальность полета 1000 км. Воздушный винт и часть бортового оборудования также производства США.
- В середине 1996 года на самолете устанавливалось отечественное бортовое оборудование. По данным на начало 1996 года устанавливалось только пилотажное оборудование - навигационное оборудование отсутствовало. В ближайшее время планируется оснащать самолеты Ил-103 навигационным оборудованием фирмы Bendix King.
- По проекту самолет имеет многоцелевое назначение и может быть использован в качестве пассажирского, связного, учебно-тренировочного, а так же на поплавках и лыжном шасси.
- Возможно создание самолета Ил-103 в вариантах самолета-лаборатории экологического контроля и морского экологического разведчика. Известно, что в начале октября 1996 года продолжалось проектирование и рассмотрение основных параметров глубокой модификации самолета Ил-103 в двухдвигательном варианте. Рассматривается возможность применения двигателей мощностью 270-280 л.с. фирм Teledyne Continental Motors или Lycoming, что при той же максимальной коммерческой нагрузке должно резко улучшить основные летно-технические и прежде всего взлетно-посадочные характеристики самолета. Поплавковый вариант самолета рассчитан на применение нового более мощного двигателя, планируется поднять в воздух поплавковый вариант в течение 1997 года. Модификация самолета на лыжном шасси должна совершить первый полет уже в 1996 году.
- Для продвижения Ил-103 на рынок создана компания «Ил-сервис». Осенью 1996 она приобрела один самолет который в 1997 г. демонстрировался на парижском салоне в Le Bourget и на московском салоне МАКС-97. В декабре 1998 г. компания получила сертификат авиационного учебного центра.
- Сейчас около 15 Ил-103 эксплуатируют АК им. Ильюшина (опытные), Луховицкий завод (опытные и учебные), компания «Ил-сервис», Авиационный центр специального экологического назначения, Национальный аэроклуб Татарстана, летно-методический центр Академии гражданской авиации (Санкт-Петербург). В октябре 1998 г. в Ульяновске состоялись демонстрационные полеты Ил-103 для специалистов Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации.