| |||||
|
Ла-5 | ||||
Ла-5 с М-71, Ла-5 улучшенныйК.Косминков
"Ас", 1991, март-апрель, N2, стр.38-41
#format Борьба за улучшение летных данных истребителей приобрела в период второй мировой войны очень важное значение и была чрезвычайно напряженной. Во всех воевавших странах проводилась усиленная работа, связанная с проектированием и внедрением в производство как новых типов самолетов, так и модификаций, находящихся на вооружении серийных машин. Внедрение в серию нового типа самолета связано с частичным переоборудованием производства и неизбежной потерей времени, необходимого для освоения новой машины в серии. Поэтому в военное время, когда темп выпуска готовой продукции имел решающее значение в деле снабжения ВВС, как в Советском Союзе, так и в других воевавших странах, одним из основных способов повышения боеспособности самолетов и, в частности, улучшения их летных данных, стала модификация серийных самолетов, не требующая больших конструктивных переделок и изменения процесса производства. В 1943 г. в Советском Союзе велись большие работы по совершенствованию истребителя Ла-5, который выпускался серийно с 1942 г. В марте 1943 г. на испытания вышел опытный образец этого самолета с более мощным мотором (М-82ФH мощностью на взлете 1850 л.с.), облегченной конструкцией и улучшенной аэродинамикой. По сравнению с Ла-5 он показал значительное превосходство в летных данных и был запущен в серийное производство. Правда, на серийных Ла-5ФH (так стали называть новый истребитель) не удалось осуществить все мероприятия по облегчению конс- трукции, но, тем не менее, этот самолет в летных боях на Курской дуге продемонстрировал высокую боеспособность. Определенные надежды в плане существенного улучшения летных данных Ла-5 конструкторы связывали с новым мощным мотором воздушного охлаждения М-71, созданным в ОКБ А.Д. Швецова. Под этот мотор, почти параллельно с Ла-5ФH, был разработан новый вариант истребителя Ла-5, который вышел на летные испытания 28 апреля 1943 г. Hа этом Ла-5 устанавливался уже форсированный вариант мотора - М-71Ф мощностью 220 л.с. на взлете. По сравнению с Ла-5 новый истребитель имел другой капот большого миделя, измененную систему выхлопа, новый всасывающий патрубок. Маслорадиатор сместили назад. Размеры полностью повторяли Ла-5, только длина самолета из-за изменившегося капота вместо 8,67 м стала 8,31 м. Вес Ла-5 с М-71Ф из-за более тяжелого мотора увеличился и достиг 3526 кг. Hа первом этапе испытаний, продолжавшемся до 4 июня 1943 г., самолет не показал ожидаемых данных, хотя по скорости он существенно превзошел Ла-5ФH. Скороподъемность его не измерялась. Hекоторое время испытания еще продолжались, а затем Ла-5 с М-71 был отправлен в ЦАГИ, где проводились его испытания в натурной аэродинамической трубе Т-101. Выявилось, что из-за недостаточно качественного производственного изготовления (в первую очередь капота) аэродинамическое сопротивление самолета оказалось существенно большим, чем расчитывали. Аэродинамики ЦАГИ пришли к заключению, что после проведения соответствующих улучшений самолет может показать скорость 720 км/час. Однако дальнейшего развития этот перспективный вариант Ла-5 все же не получил, поскольку мотор М-71 так и не был запущен в серию. В 1943 г. в ЦАГИ были продолжены исследования по дальнейшему совершенствованию самолета Ла-5. Hа основании большого объема испытаний в аэродинамических трубах удалось определить комплекс мероприятий по улучшению его аэродинамики. К таким мероприятиям, в частности, относились: полная герметизация капота мотора, перекомпоновка центропланной части крыла, изменения в системах маслоохлаждения и выхлопа и так далее. Все эти изменения составили систему рекомендаций ЦАГИ по второму туру улучшений самолета Ла-5 (рекомендации первого тура улучшений в основном были реализованы при создании Ла-5ФH). Чтобы проверить в условиях реального полета эффективность предлагаемых рекомендаций, в ЦАГИ модифицировали серийный самолет Ла-5ФH N39210206. Этот самолет проходил испытания в ЛИИ с 16 декабря 1943 г. по 10 февраля 1944 г. Летал летчик-испытатель В.И. Адамович. В ходе испытаний полностью подтвердилась действенность предлагаемых ЦАГИ улучшений: при таком же моторе, как у Ла-5ФH новый истребитель показал скорость на 34 км/час больше (684 км/час на высоте 6150 м). По скоростным качествам Ла-5 N39210206 не сильно отличался от варианта Ла-5 с гораздо более мощным мотором М-71Ф. Все рекомендации ЦАГИ были учтены КБ С.А. Лавочкина при создании нового истребителя Ла-7. По существу, Ла-5 N39210206 являлся аэродинамическим прототипом будущего Ла-7 и внешне отличался только расположением всасывающего патрубка. Таким образом, эта опытная машина послужила как бы отправной точкой при создании Ла-7 - самого совершенного истребителя КБ С.А.Лавочкина, выпускавшегося в период Второй мировой войны. #/format Ссылки
Помогали
Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 23.12.2024 Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru. |
|