Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Фронтовой истребитель, ОКБ А.И.Микояна

МиГ-21

Модификации

  • Е-2 (1955 г.) - опытный самолет со стреловидным крылом и ТРДФ АМ-9В тягой 3250 кгс;
  • Е-2А (1956 г.) - прототип МиГ-23;
  • Е-4 (1956 г.) - опытный с треугольным крылом и ТРДФ АМ-9 тягой 3250 кгс;
  • Е-5 (1957 г.) - опытный с треугольным крылом;
  • Е-6 (1958 г.) - прототип серийного истребителя МиГ-21;
  • Е-6В (1961 г.) - опытный самолет для испытаний тормозного парашюта, СПРД и лыжного шасси;
  • Е-7 - прототип МиГ-21ПФ
  • Е-8 - экспериментальный фронтовой истребитель, развитие МиГ-21ПФ
  • Е-9 - прототип МиГ-21ПФМА
  • Е-50 (1956 г.) - опытный самолет со стреловидным крылом и дополнительным ЖРД.
  • Е-66А (1961 г.) - опытный самолет с ЖРД.
  • Е-76 - рекордный.
  • МиГ-21бис (1971 г.) - серийный фронтовой истребитель.
  • МиГ-21И (1968 г.) - летающая лаборатория "Аналог".
  • МиГ-21М (1968 г.) - серийный фронтовой истребитель.
  • МиГ-21МТ (1971 г.) - серийный фронтовой истребитель.
  • МиГ-21МФ (1970 г.) - серийный фронтовой истребитель.
  • МиГ-21П (1958 г.) - опытный истребитель.
  • МиГ-21ПФ (1962 г.) - серийный истребитель.
  • МиГ-21ПФМ (1964 г.) - серийный истребитель.
  • МиГ-21Р (1965 г.) - разведывательный самолет.
  • МиГ-21С (1965 г.) - серийный истребитель.
  • МиГ-21СМ (1968 г.) - серийный фронтовой истребитель.
  • МиГ-29СМТ.
  • МиГ-21У (1960 г.) - серийный двухместный учебно-тренировочный вариант истребителя МиГ-21Ф-13;
  • МиГ-21УС (1966 г.) - серийный УТС на базе МиГ-21У.
  • МиГ-21УМ (1971 г.) - серийный УТС на базе МиГ-21У.
  • МиГ-21Ф (1959 г.) - серийный истребитель.
  • МиГ-21ФЛ (1965 г.) - серийный истребитель.
  • МиГ-21Ф-13 (1959 г.) - серийный истребитель.
  • МиГ-21-93 (1994 г.) - проект модернизации серийных МиГ-21.
Характеристики
 МиГ-21
Экипаж1 чел.
Размеры, м
 МиГ-21
Размах крыла7,15
Длина самолета без ПВД13,46
Длина самолета с ПВД15,76
Высота самолета4,10
Площадь крыла, м222,95
Угол стреловидности крыла по передней кромке, град57
Двигатели
 МиГ-21
Тип и тяга1ТРДФ Р-11Ф-300 (1Х38,0 кН/1Х3880 кгс, 1Х56,2 кН/5740 кгс).
Массы и нагрузки, кг:
 МиГ-21
Максимальная взлетная8625 (МиГ-21Ф-13 с ПТБ на 490 л и двумя ФАБ-500)
Нормальная взлетная6850 (МиГ-21Ф), 7370 (МиГ-21Ф-13)
Пустого4980 (МиГ-21Ф-13)
Топлива во внутренних баках1790 (МиГ-21Ф), 2115 (МиГ-21Ф-13)
Летные данные
 МиГ-21
Максимальная скорость, км/ч2175
Максимальная скорость у земли, км/ч1100 (МиГ-21Ф), 1150 (МиГ-21Ф-13)
Практический потолок, м19000
Максимальная скороподъемность, м/с130
Практическая дальность полета без ПТБ, км1520 (МиГ-21Ф), 1300 (МиГ-21Ф-13)
Перегоночная дальность полета, км1670 (МиГ-21Ф-13)
Время разгона со скорости 600 км/ч до скорости 1100 км/ч, с28
Максимальная эксплуатационная перегрузка7,0
    1. Возможна установка ракетных стартовых ускорителей.

Отработав на ряде опытных самолетов (Е-4, Е-5, Е-6) аэродинамическую схему с треугольным крылом, ОКБ А. Микояна запустило в 1959г. в серию новый истребитель, получивший название МиГ-21. В октябре 1959 г. на МиГ-21 был установлен абсолютный мировой рекорд скорости 2388 км/ч на высоте 15-25 км. Всего на МиГ-21 было установлено 17 мировых рекордов.

Конструкция

МиГ-21 представляет собой свободнонесущий моноплан, имеющий треугольное среднерасположенное крыло малого удлинения. Крыло оснащено элеронами и простыми закрылками со скользящей осью вращения.

Для улучшения путевой устойчивости самолет снабжен подфюзеляжным килем. Под рулем направления размещается контейнер тормозного парашюта. Топливная система самолета состоит из 7 фюзеляжных резинотканевых баков и четырех крыльевых кессонов общей емкостью 2470 л.

На самолете применено трехстоечное шасси. Тормоза - пневматические. Гидросистема образована двумя самостоятельными контурами. Воздухозаборник - лобовой с автоматической плавной регулировкой. В зависимости от модификации на самолете устанавливали двигатели конструкции С.К.Туманского Р-11Ф-400 (1 х 5б00 кГс), Р-11Ф2-300 (1 х 6200 кГс), Р-13-300 (1 х 6600 кГс), Р-25-100 (1 х 7300 кГс). На МиГ-21 возможна подвеска стартовых пороховых ускорителей.

Оборудование

Радиодальномер СРД-5 (МиГ-21Ф) или СРД-5М "Квант" (МиГ-21Ф-13), коллиматорный

прицел АСП-СНД или АСП-5НД (МиГ-21Ф-13), автоматический радиокомпас АРК-10, радиостанция Р-802В (РСИУ-5В), система сигнализации об облучении РЛС "Сирена-2".

Самолеты оснащают системой средств спасения с защитным фонарем "СК",

обеспечивающей возможность безопасного покидания самолета на минимальных высотах и скорости до 110О км/ч.

Вместо посадочной фары на МиГ-21Ф-13 может монтироваться разведывательный

фотоаппарат АФА-39.

Вооружение

Две пушки НР-30 (30 мм, 60 снарядов, МиГ-21, МиГ-21Ф) или одна пушка НР-30 (30

снарядов, МиГ-21Ф-13), два блока УБ-16-57У или УБ-32-57У с НАР С-5 (57 мм) или две НАР С-24, две бомбы калибром 50 - 500 кг.

МиГ-21Ф-13 оснащен двумя УР Р-ЗС с ТГС (диапазон дальностей пуска 1 - 7 км).

Состояние

МиГ-21 является одним из самых массовых самолетов миря. Серийно он выпускался 28 лет (с 1959 по 1986г.). Истребитель МиГ-21 состоит на вооружении стран СНГ, бывших стран Варшавского договора, Финляндии, Германии, Вьетнама, Кубы, многих стран Азии и Африки. Небольшое количество самолетов состоит на вооружении ВВС США (эскадрилья "Агрессор"). По советской лицензии МиГ-21 строятся в Индии и Китае.

Состоял на вооружении ВВС СССР, а также поставлялся в страны Варшавского

Договора, на Кубу, в Египет, Индию, Сирию, Финляндию. Серийно строился в Китае под обозначением J-7.

В 1989г. начались работы над новой модификацией самолета - МиГ-21-93. Только за счет оснащения МиГ-21 современным радиоэлектронным оборудованием, удалось достичь многократного повышения боевой эффективности по сравнению с последней модификацией МиГ-21бис. МиГ-21-93 оснастили многофункциональной когерентной импульсно-доплеровской БРЛС "Копьё", превосходящей по основным характеристикам американскую РЛС AN/APG-68, устанавливаемую на истребителях F-16C.

МиГ-21-93 может нести 2 ракеты средней дальности класса "воздух-воздух" Р-27 или 4 УР ближнего боя Р-73Э, либо 1 ПКР Х-35 на подфюзеляжном пилоне. Диапазон высот перехватываемых целей расширился до 0.03 - 22 км. В перспективе на самолете планируется установить новый ТРДДФ РД-3З, используемый в настоящее время на МиГ-29.

Дополнительные сведения

Прозвища:: Балалайка - за форму крыла. Веселый - за небольшие габариты и, возможно, за маневренность в полёте. Голубь мира - ранние модификации ракетных МиГ-21 за малое (две) число точек подвески.

Работы по программе создания легкого фронтового истребителя второго поколения,

предназначенного для замены самолетов МиГ-15 и МиГ-17, начались - в 1954 г. С целью выбора аэродинамической схемы перспективного истребителя было построено несколько опытных самолетов. Первый полет опытного самолета Е-2 (стреловидное крыло, ТРДФ АМ-9В тягой 3250 кгс) состоялся 14 ферраля 1955 г. (летчик-испытатель Г. К. Мосолов), в 1956 г. был построен самолет Е-2А. Самолет Е-4 с треугольным крылом (ТРДФ АМ-9 тягой 3250 кгс) впервые поднялся в воздух 16 июня 1955 г. (летчик Г. А. Седов). Истребитель Е-2А (МиГ-23) со стреловидным крылом и ТРДФ АМ-11 (1x5100 кгс) предполагалось запустить в серийное производство на Горьковском авиационном заводе, однако в дальнейшем предпочтение было отдано истребителю с треугольным крылом. В 1956 г. был создан Е-50 - опытный самолет со стреловидным крылом и дополнительным ЖРД. В 1955 и 1957 гг. совершили первые полеты опытные самолеты с треугольным крылом Е-4 и Е-5.

Прототип серийного истребителя, самолет Е-6/1 с двигателем Р-11Ф-ЗОО, впервые

поднялся в воздух 28 мая 1958 г. (летчик В. А. Нефедов). На самолете была достигнута скорость, соответствующая М=2,05 на высоте 12050 м. Самолет Е-6/3 (Е-66) в конце 1959 г. установил два мировых рекорда: максимальной скорости полета (2388 км/ч) и скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 100 км (2148 км/ч). Самолеты МиГ-21 первых модификаций являлись дневными истребителями, предназначенными для использования в хороших погодных условиях (радиоприцел отсутствовал) .

В 1958 г. начался выпуск самолетов МиГ-21 (в частности, на Тбилисском авиазаводе

построено 7 истребителей), серийный выпуск МиГ-21Ф осуществлялся в 1959 - 1960 гг. на Горьковском и Тбилисском авиазаводах (на последнем построено 10 истребителей). МиГ-21Ф-13 строился на Горьковском авиазаводе в 1960 - 1962 гг. и на ММЗ "Знамя труда" (ныне МАПО им. Дементьева) в 1962 - 1965 гг. Китаю была передана лицензия на выпуск самолета МиГ-21Ф-13, где он строился под обозначением J-7; 194 истребителя МиГ-21Ф-13 было выпущено в Чехословакии. Самолеты МиГ-21 ранних модификаций широко использовались в региональных конфликтах, в частности в арабо-израильской войне 1967 г., индо-пакистанском конфликте 1971 г. и войне во Вьетнаме.

По маневренным характеристикам и тяговооруженноети МиГ-21 превосходит истребители "Мираж-3С" и F-104 "Старфайтер".

#agi img/mig-21.gif, img/200/mig-21.gif, 491, 400, 14419, Схема МиГ-21
Фотографии и схемы

Смотри также

Источники

  • Дмитрий Усцов
  • Евгений Двуреченский
  • «Энциклопедия вооружений» фирмы «Акелла»

Ссылки

    МиГ-21ПД, Мороз, 06.10.2001 19:25
    Самолёт укороченного взлёта и посадки.

    КАК УГНАЛИ МиГ-21, =KRoN=, 14.01.2001 14:15
    Среди сотрудников Института разведки и специальных задач, как официально называется израильская секретная служба "Моссад", операция "Пенициллин"считается не менее значительной, нежели более известные и эффектные, как, например, поимка нацистского преступника Адольфа Эйхмана или освобождение заложников в Уганде. Итогом той операции стало похищение в августе 1966 года самого лучшего по тем временам советского истребителя МиГ-21, состоявшего на вооружении Египта, Сирии и Ирака.



Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 29.03.2024
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.