- МиГ-25РБ предназначен для ведения фотографической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот, а также нанесения бомбовых ударов (в том числе и бомбами с ядерной боевой частью) по стационарным целям.
- Высотная разведка, с одной стороны, обеспечивала: большие площади территории, обследуемые за один вылет; большую величину радиогоризонта, что важно при ведении радиоразведки и передаче информации в диапазоне см- и УК волн; лучшие измерительные характеристики, уменьшение зон затенения целей рельефом местности. С другой стороны, при высотах полета более 20 км, особенно при сверхзвуковой скорости, обеспечивалась большая оперативность, дальность полета и выживаемость от средств ПВО.
- Поэтому с 1959 усилия конструкторов ОКБ им. А.И.Микояна были переключены на создание сверхзвукового самолета Е-155 в вариантах как истребителя-перехватчика (Е-155П), так и высотного разведчика (Е-155Р). Кроме того, рассматривалась возможность создания самолета-носителя аэробаллистической ракеты Е-155Н (тема была закрыта).
- В мае 1960 г. ВВС выдали требования к составу разведывательного оборудования самолета Е-155Р. Было предложено иметь на борту восемь комплектаций для ведения фотографической, радиотехнической, топографической и инфракрасной разведки. На Е-155Р возлагалось ведение разведки позиций тактических баллистических ракет, центров ПВО, мест дислокации боевой техники сухопутных войск, аэродромов, военно-морских баз, портов, крупных складов, кораблей и т.п.
- Первоначально предполагалось оснащение Е-155Р лишь серийной или уже заказанной промышленности (для других самолетов) разведывательной аппаратурой. Позже состав аппаратуры был пересмотрен. Так, для ведения разведки в сложных погодных условиях началась разработка подвесного беспилотного самолета-«доразведчика», подвешиваемого под фюзеляжем Е-155Р. За 150 ... 200 км от цели осуществлялся сброс БПЛА, который снижался под нижнюю кромку облаков и осуществлял съемку объекта, а затем выходил в заданную точку, где после выполнения разворота оказывался и самолет Е-155Р, на который по радиолинии «сбрасывалась» информация с борта «доразведчика". В дальнейшем от применения подвесного БПЛА отказались, а для расширения круга выполняемых задач было решено создать несколько комплектов модульной разведывательной аппаратуры, устанавливаемых на унифицированный планер.
- Для самолета была создана система автоматизированного управления САУ-155Р, а также комплексная навигационная цифровая система «Пеленг».
- 6 марта 1964 состоялся первый полет опытного разведчика Е-155Р-1 с двигателями Р-15Б-300 (2х7500/10210 кгс). Машину пилотировал летчикиспытатель А.В.Федотов. В 1965 г. к прототипу присоединился второй опытный самолет Е-155Р-2, а затем первые самолеты установочной серии, построенные на серийном заводе в г.Горьком и оснащенные полным комплектом целевого оборудования (начиная с четвертого опытного самолета).
- В конце 1969 г. завершились государственные испытания и на Горьковском авиазаводе был начат серийный выпуск самолета-разведчика, получившего обозначение МиГ-25Р и оснащенного модульным фотооборудованием трех взаимозаменяемых комплектаций. Оно включало фотоаппарат общей фоторазведки А-70М, либо 2 фотоаппарата детальной фоторазведки А-72, либо 2 фотоаппарата ночной (с подсветом от фотоосветительных бомб ФОТАБ-100/140) и сумеречной съемки НАФА-75 и топографический АФА-Е/10 и размещалось в нижней носовой части фюзеляжа.
- Кроме фотоаппаратуры, размещалась аппаратура «Ромб-4А» (с возможностью замены на «Ромб-45») для ведения общей радиотехнической разведки, а также (в сменных литерах) станция активных радиопомех.
- В 1970 г. несколько самолетов МиГ-25Р с советскими специалистами было направлено для боевых испытаний в Египет, воевавший в то время с Израилем. По оценкам западных специалистов Миг-25 можно было сбить только на взлете и посадке, пока он не набирал скорость М=3. После успешного боевого «крещения», Миг-25Р в декабре 1972 г. был принят на вооружение.
- В 1969 г. на основе опыта боевого применения авиации на Ближнем Востоке было принято решение о расширении функций самолета путем оснащения его бомбардировочным вооружением: низкая уязвимость и наличие высокоточной навигационной системы позволили МиГ-25 с высокой точностью поражать наземные объекты бомбами с больших высот и на высокой скорости. Большая скорость самолета уменьшала время реакции при действиях по целям, выявленным в ходе разведывательных полетов. Бомбовое вооружение массой до 5000 кг размещалось под крылом и фюзеляжем. Производство второй серийной модификации МиГ-25РБ с бомбардировочным вооружением было начато в 1970. Все ранее выпущенные самолеты МиГ-25Р были переоборудованы в эту модификацию.
- С 1971 по 1980 г. серийно строился разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБК, специализированный для радиотехнической разведки при помощи комплекта аппаратуры «Куб-ЗМ» (при этом с самолета сняли АФА). На самолете также устанавливалась станция постановки помех (СПС-141, СПС-142, или СПС-143).
- Одновременно с МиГ-25РБК было начато серийное производство МиГ-25РБС с РЛС бокового обзора «Сабля» (проектирование этого самолета началось в 1965 г., а серийный выпуск завершился в 1977 г.). Самолеты МиГ-25РБ, РБК и РБС приняты на вооружение Постановлением СМ СССР в 1972 г.
- В 1978 г. начался выпуск самолетов МиГ-25РБВ, являющихся модификацией МиГ-25РБ, с новой станцией радиотехнической разведки СПС-9 «Вираж». В дальнейшем в вариант РБВ на авиаремонтных предприятиях ВВС были доработаны и самолеты МиГ-25РБ.
- В 1978 г. начат выпуск варианта самолета МиГ-25РБТ со станцией радиотехнической разведки «Тангаж», заменившей станцию «Вираж».
- В 1981 г. на части МиГ-25РБС была установлена новая РЛС бокового обзора «Шомпол», в результате чего появилась модификация МиГ-25РБШ.
- В том же году самолеты МиГ-25РБК были доработаны в вариант МиГ-25РБФ с новой станцией радиотехнической разведки и другим усовершенствованным БРЭО.
- Параллельно с созданием разведчиков и разведчиков-бомбардировщиков типа МиГ-25 велись работы и над специализированной машиной, предназначенной для борьбы со средствами ПВО противника.
- В 1972 г. началось создание противорадиолокационного самолета МиГ-25БМ с ПРНК «Ягуар». Машина имела удлиненную на 0,72 м носовую часть фюзеляжа. В комплекс вооружения этой машины были включены ракеты Х-58У, а также свободнопадающие бомбы. Самолеты МиГ-25БМ имели две мощных станции радиопомех для 3-х и 2-х см диапазона длин волн, что повышало их выживаемость от ЗРК типа «Найк-Геркулес» и истребителей противника. Летные испытания МиГ-25БМ начались в 1976, а серийный выпуск осуществлялся в 1982-85 гг. (в г.Горьком было построено несколько десятков самолетов этого типа). Для поставок на экспорт, начавшихся в 1979 г., был создан вариант самолета МиГ-25Р, на котором применение бомбардировочного вооружения не предусматривалось.
- Несколько самолетов МиГ-25РБ и МиГ-25Р в рамках программы «Высота» были оснащены оборудованием для взятия высотных проб воздуха на радиоактивность. В дальнейшем на них было установлено более совершенное оборудование.
- С 1972 г. в небольших количествах выпускался учебно-тренировочный вариант самолета МиГ-25РБ - МиГ-25РУ.
- В конце 80-х гг. была предпринята попытка оснастить самолеты типа МиГ-25РБ системой дозаправки в воздухе. Неубираемой штангой топливоприемника были оснащены два опытных самолета МиГ-25РБВ и МиГ-25РБШ, получившие новое обозначение - МиГ-25РБВДЗ и МиГ-25РБШДЗ. Однако в дальнейшем, после резкого снижения финансирования оборонных заказов, эти работы были прекращены.
- Как и истребитель-перехватчик МиГ-25, самолет-разведчик МиГ-25Р выполнен по схеме двухдвигательного высокоплана с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением. При разработке самолета была реализована концепция создания унифицированного планера, на котором можно устанавливать различные комплексы разведывательной аппаратуры. Например, взаимозаменяемость комплексов фоторазведывательной аппаратуры достигается за счет установки их на сменном люке. При создании самолета были впервые решены также следующие технические проблемы:
- Самолет оснащен двумя ТРДФ Р15БД-300. Регулируемые воздухозаборники - боковые, совкового типа, с горизонтальным расположением клина торможения и подвижной губы.
- Самолет оснащен системой автоматического управления САУ-155Р, а также цифровой прицельно-навигационным системой «Пеленг-Д», («Пеленг-ДМ», «Пеленг-2»), включающей ИНС с коррекцией от доплеровского измерителя ДИСС-3 (на поздних модификациях - ДИСС-7) и цифровую ЭВМ ЦВМ-10-155 «Орбита». Бомбардировочная система «Пеленг» позволяет производить автоматический сброс бомб свободного падения (до 10 штук) массой до 500 кг по заранее заданным координатам.
- Имеется различное взаимозаменяемое разведывательное оборудование, обеспечивающее ведение фото-, радиотехнической и радиолокационной разведки. В модификации МиГ-25Р при выполнении фоторазведки одним из трех сменных комплексов фоторазведывательной аппаратуры самолет мог нести, например, два ориентируемых «влево-вправо» длиннофокусных аппарата с четырьмя маршрутами съемки. Кроме того, один короткофокусный фотоаппарат плановой съемки находится под кабиной пилота.
- На самолете МиГ-25РБМ, в более длинной, чем у остальных разведчиков-бомбардировщиков носовой части фюзеляжа, размещена аппаратура РЭБ.
- На четырех-пяти держателях (двух под крылом и двух-трех под фюзеляжем) самолет может нести четыре ФОТАБ-100-80 (под крылом); четыре ФОТАБ-100-140 или ФОТАБ-250 (под крылом и фюзеляжем); 8-10 бомб ФАБ-500М62 (в том числе и ФАБ-500М62Т в специальном термостойком снаряжении, обеспечивающим возможность полета в течение 45 мин. на скорости 2500 км/ч на высоте 10000 м). Максимальная масса боевой нагрузки первоначально составляла 2000 кг, затем увеличена до 5000 кг.
- Самолеты МиГ-25БМ несут две противорадиолокационные УР Х-58У с дальностью пуска до 200 км.
- Во всех вариантах разведчика и разведчика-бомбардировщика было выпущено более 200 машин.
- Разведчики-бомбардировщики типа МиГ-25 состоят на вооружении ВВС России (40), а также ряда стран СНГ. Они имеются также в ВВС Алжира (3), Индии (8), Сирии (10(6)), Ирака (8) и Ливии (7). Кроме того, несколько самолетов этого типа некоторое время находилось на вооружении ВВС Болгарии, но в дальнейшем были возвращены в СССР.
- В конце 80-х годов ОКБ были проработаны варианты модернизации самолета МиГ-25, обеспечивающие рост его боевой эффективности за счет введения дозаправки в воздухе, нового управляемого вооружения, а также перспективного БРЭО и систем РЭБ. Однако распад СССР и резкое сокращение оборонных расходов России привели к прекращению работ по дальнейшему совершенствованию самолета.
-е посещение страницы с 31.07.1999