- В рамках НИОКР по созданию Российского аэрокосмического самолета (РАКС) Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П.И. Баранова проводит работы в области разработки и летных испытаний водородных гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД).
- Новым этапом, вслед за ГЛЛ «Холод», с достижением больших крейсерских скоростей должны стать работы с гиперзвуковым летательным аппаратом «Игла». Ее ГПВРД тягой 14,7 тонн должен проработать 50 секунд и обеспечить достижение максимальной скорости. Для самостоятельного взлета «Игла» не предназначена - ее вывод в верхние слои атмосферы обеспечивает ракета-носитель легкого класса.
- Российские проектировщики считают, что отечественный проект отличается рядом преимуществ перед аналогичной программой США Hytex. Важнейшим из них будет посадка «Иглы» на парашюте (у Hytex - падение в океан). В результате каждое испытание отечественного аппарата будет более информативным.
- Ввиду особенностей рабочего процесса ПВРД «Иглы» не является, как обычно, отдельным агрегатом - двигатель и фюзеляж представляют собой интегрированную конструкцию. На специальных клиньях внизу фюзеляжа создаются скачки уплотнения. Их задача - сжать воздух и направить его поток в двигатель. В сущности, они выполняют функцию компрессора обычного ТРД.
- По словам заместителя начальника отдела гиперзвуковых силовых установок ЦИАМ Вячеслава Семенова, при нынешнем уровне финансирования «Игла» взлетит через 4-5 лет (2003-2004 гг).
- Основные целевые задачи создания ГЛЛ :
- Макет ГЛЛ-ВК «Игла» был представлен на МАКС-99.
- Разработчики: ЛИИ, ЦИАМ.
- Заказчики: РАКА, Министерство Науки и Технологий РФ.