Пока про эти машины известно мало. Лёгкие, возможно, многофункциональные истребители, альтернатива МиГ-29М и ЛФИ.
Высокая кабина С-55 указывает, скорее всего, на ударную (штурмовую) специализацию машины. Особый интерес представляют 2 хвостовые балки с двумя радиопрозрачными обтекателями. Все модификации - однодвигательные интегральные трипланы. Двигатель - АЛ-31. В дальнейшем вероятна установка АЛ-41 или Р-79.
В 1998-м году ходили слухи, что проект закрыт в пользу аналогичных разработок ОКБ Микояна. Но, в конце мая 1999-го года, перед собранием акционеров, создание этих машин - следующая по очереди программа после постройки Су-32МФ.
Характеристики
С-54
Экипаж, чел.
21
Размеры
размах крыла, м
9.08
длина самолёта, м
12.30
высота самолёта, м
4.47
площадь крыла, м2
26.42
Силовая установка
С-54
Двигатели
Один ТРДДФ Р195ФС (1х4200/6200 кгс). Возможно применение РД-33, F404 или RB199.
Массы и нагрузки, кг
С-54
Пустого
4790
Максимальная взлетная
9410
Максимальная посадочная
7130
Лётные данные
С-54
Максимальная скорость, км/ч
1650
Максимальная скорость у земли
1200
Практическая дальность полета (без ПТБ), км
на малой высоте
820
на большой высоте
2000
Практический потолок, м
18000
Длина разбега, м
360
Длина пробега, м
500
Максимальные эксплуатационные перегрузки
+9/-3
1. При необходимости пилотирование самолета может осуществляться одним летчиком из передней кабины.
Электронное оборудование
Самолет оснащен ЭДСУ, которая может перепрограммироваться для обеспечения подготовки летчиков самолетов различных типов.
Имеется автоматическая система приведения самолета к горизонту и выведения из штопора, а также система автоматической фиксации параметров полета.
Конструктивные особенности
Однодвигательный двухкилевой самолет с интегральной компоновкой. Воздухозаборник подфюзеляжный. Единый фонарь с улучшенным обзором, закрывающий кабину курсанта и инструктора.
Предназначен для замены УТС/УБС Аэро L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос» чехословацкого производства. Участвовал в конкурсе проектов УТС для ВВС России в декабре 1991 г., но не прошел его, т.к. одним из главных требований Министерства Обороны было оснащение УТС двухдвигательной силовой установкой.
Зимой 1993 г. велись переговоры с правительством Индии о совместной реализации программы самолета С-54. Предполагается создание одноместной истребительной модификации самолета, которая может заменить в индийских ВВС самолеты МиГ-21.
Рассматривалась возможность участия самолета С-54 в конкурсе на перспективный УТС JPATS для ВВС и ВМС США.
Маневренные характеристики УТС соответствуют характеристикам истребителей четвертого поколения (МиГ-29 и Су-27), что обеспечивает быстрый переход молодых летчиков с учебного на боевой самолет.
Как сообщал генеральный директор АООТ «ОКБ Сухого» Михаил Погосян, в середине октября 1999 года завершена разработка конструкторской документации на новый легкий истребитель, который получил пока индекс С-54. Генеральный директор не стал раскрывать тактико-технические данные нового самолета, но отметил, что при его создании будут использованы технологии, применяемые в крылатых машинах четвертого и пятого поколений.
«Такие авиационные комплексы, как тяжелые двухдвигательные истребители Су-27 и их модификации, - отметил Михаил Погосян, - по цене доступны только богатым странам, и мы считаем, что тот уровень технологий и опыта, который накоплен при создании Су-27 и его последующих модификаций, позволит построить более дешевый современный однодвигательный истребитель меньшей размерности».
[13 Sep 1999] На фирме Сухого завершена разработка конструкторской документации на новый
легкий истребитель, получивший условное наименование С-54. Об этом
корреспонденту Агентства военных новостей сообщил генеральный директор
АВПК "Сухой" Михаил Погосян. Он не стал раскрывать тактико-технические
характеристики новой боевой машины, но отметил, что при ее создании будут
широко использованы технологии, применяемые в истребителях четвертого и пятого
поколений. Михаил Погосян уверен, что опыт, накопленный при создании тяжелых
истребителей семейства Су-27 позволит создать машину, которая будет отвечать
самым жестким требованиям, предъявляемым к истребителям легкого класса. Сейчас
фирмой Сухого проводится анализ рынка, и определяются сроки и условия
реализации данной программы.
Ссылки
ЛЕГКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ С-54 / Вестник Авиации и Космонавтики №4'99 / Foxbat AVIa, Foxbat, 15.12.2000 19:11 ...Очевидно, что истребительный парк ВВС нашей страны должен включать также легкие, простые в производстве “мобилизационные” самолеты, массовый выпуск которых можно сравнительно быстро развернуть на предприятиях авиационной промышленности в угрожаемый период или непосредственно в ходе боевых действий. Современный уровень авиастроения позволяет создать такой истребитель - своеобразный “МиГ-21 XXI века”, по своим боевым возможностям не уступающий значительно более тяжелым и дорогостоящим машинам типа Су-27, F-15 или F/A-18E/F...
Опасения в "ОКБ Сухого" //27.05.99, www.avias.com из «НГ», =KRoN=, 15.12.2000 13:11 Накануне собрания акционеров, которое должно состояться 29 мая, ОАО "ОКБ Сухого" подвело итоги работы в прошлом году и наметило перспективные направления своего развития. Генеральный конструктор-генеральный директор предприятия Михаил Симонов считает основным достижением коллектива "создание системы существования в рыночной экономике". К достижениям предприятия можно отнести первый полет двухместного истребителя палубного базирования Су-33КУБ. Начались испытания экспортных Су-30МКК и Су-30МК. Один из этих самолетов разрабатывается по заказу Китая; контракт на поставку машины в эту страну может быть заключен до конца текущего года. В ближайших планах - постройка многофункционального боевого самолета Су-32МФ, создаваемого на базе Су-27ИБ. Следующей на очереди программой Симонов назвал строительство семейства легких истребителей С-54, С-55 и С-56. Работа над экспериментальным истребителем С-37 продолжится за счет собственных средств. Но положение предприятия выглядит далеко не безоблачным. В последние месяцы усилилось противостояние между руководством КБ и АВПК "Сухой", который в соответствии с приказами президента и постановлениями правительства должен соединить разработчиков и производителей самолетов семейства Су-27. На собрании акционеров 29 мая конфликт может перейти в решающую фазу. Цена ошибки при реформировании кооперации "сухих" очень велика, ведь ни одно другое предприятие России не приносит в казну столько денег от оружейного экспорта (примерно на 1 млрд долл.).
Планы "ОКБ Сухого" //28.05.99, www.avias.com из «НВО» №20, =KRoN=, 15.12.2000 13:09 Накануне собрания акционеров, которое должно состояться 29 мая, "ОКБ Сухого" подвело итоги работы в прошлом году и наметило перспективные направления своего развития. Генеральный конструктор - генеральный директор предприятия Михаил Симонов считает основным достижением коллектива "создание системы существования в рыночной экономике". Одной из ближайших программ Симонов назвал строительство семейства легких самолетов С-54 (учебно-тренировочный), С-55 (экспортный истребитель) и С-56 (экспортный палубный истребитель). КБ интенсивно занимается конверсионными программами. В ближайшее время будет построен легкий транспортно-пассажирский самолет С-80. Ведется проработка проекта административного сверхзвукового С-21. Михаил Симонов также ставит задачу завоевания рынка пассажирских лайнеров сверхбольшой вместимости КР-860. Следует отметить, что ряд экспертов считают две последние программы недостаточно проработанными в финансово-экономическом смысле. В частности, они указывают на бесперспективность двигателей КБ "Союз" для самолета С-21, а также на чрезвычайно высокую стоимость амбициозного проекта КР-860.