Су-27 с поворотными соплами

Отрывок из книги А.Фомина «Су-27. История истребителя», 1999.

[Авиабаза->Самолёты->Россия->ОКБ Сухого->Су-27]
[«Полноцветная» версия|Форум|Предложения]

Опытный самолет Т10-26, на базе которого была создана летающая лаборатория ЛЛ-УВ(КС) с экспериментальным поворотным соплом
JPEG 800x376 49Кб
В середине 80-х гг. была поставлена задача дальнейшего повышения маневренности истребителя Су-27 и обеспечения его управляемости на очень малых скоростях полета за счет отклонения вектора тяги двигателя. В 1986 г. коллектив НПО "Сатурн" им. А.М.Люльки, возглавляемый Генеральным конструктором В.М.Чепкиным, начал проектирование первого варианта поворотного сопла для двигателя АЛ-31Ф. Работы велись под руководством главного конструктора двигателей АЛ-31Ф А.В.Андреева. В результате было создано осесимметричное дозвуковое поворотное реактивное сопло, выполненное по одношарнирной схеме и обеспечивающее отклонение вектора тяги в вертикальной плоскости в диапазоне углов +15°. Такое сопло было установлено на серийный двигатель АЛ-31Ф. Питание приводной части системы управления поворотным соплом обеспечивалось от гидравлической системы самолета.
Двигатель АЛ-31Ф с первым экспериментальным вариантом поворотного сопла был установлен в 1989 г. на самолет Т10-26 (Су-27 № 07-02). В первый полет его поднял 21 марта 1989 г. летчик-испытатель О.Г.Цой. В испытаниях этой летающей лаборатории, называвшейся ЛЛ-УВ(КС), принимал участие также В.Г.Пугачев. По результатам исследований АЛ-31Ф с экспериментальным поворотным соплом на Т10-26 было принято решение разработать серийный вариант двигателя с управляемым вектором тяги со следящими приводами, включенными в контур системы дистанционного управления самолетом. Два таких двигателя было рекомендовано использовать на модификации самолета Су-27М, позднее получившей название Су-37, благодаря чему была бы обеспечена эффективная управляемость самолета на больших углах атаки, вплоть до 90°, на скоростях полета, близких к нулевым.
    Т10-26 в полёте.
    JPEG 640x480 28К
    CD-ROM «Су-27 и его модификации»
    В рамках работ по созданию перспективного авиационного двигателя 5-го поколения в конце 80-х гг. НПО им. А.М.Люльки в содружестве с уфимским НПО "Мотор" (главный конструктор А.А.Рыжов), ЦИАМ, ЛИИ, "ОКБ Сухого" и КнААПО был проведен цикл исследований по плоскому соплу изменяемой геометрии. Использование плоского сопла с подвижными панелями могло обеспечить управление вектором тяги двигателей как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, а также реверсирование тяги для эффективного торможения самолета при посадке и боевом маневрировании. Кроме того, применение такого сопла должно было способствовать значительному снижению уровня инфракрасной заметности летательного аппарата - параметра, которому придавалось большое значение при разработке перспективных боевых самолетов 5-го поколения.
    Экспериментальное плоское сопло было изготовлено в НПО "Мотор" и установлено на левый двигатель АЛ-31Ф летающей лаборатории ЛЛ-УВ(ПС), созданной в 1990 г. на базе самолета Су-27УБ № 02-02 производства КнААПО. Руководителем работ по этой летающей лаборатории был назначен заместитель главного конструктора (а позднее - главный конструктор) "ОКБ Сухого" М.А.Погосян. Доработка Су-27УБ в летающую лабораторию была выполнена в Комсомольске-на-Амуре, после чего на самолете Ан-22 "Антей" машину перевезли на аэродром ЛИИ. На ЛЛ-УВ(ПС) было выполнено 20 полетов, в ходе которых были получены данные по значительному (в несколько раз) снижению уровня ИК-заметности двигателя с плоским соплом.
PhominSu-27_091_1.jpg (89 Кб) PhominSu-27_091_2.jpg (84 Кб) PhominSu-27_091_3.jpg (70 Кб)
Экспериментальное плоское сопло изменяемой геометрии на летающей лаборатории ЛЛ-УВ(ПС)