Су-30МКИ - экспортный вариант для поставки в Индию
Су-30МКК - экспортный вариант для поставки в КНР
Су-30КИ - одноместная экспортная модификация для поставки в Индонезию
Су-30КН - модернизация Су-30
Поступление на вооружение авиации войск ПВО страны истребителя-перехватчика четвертого поколения Су-27 совпало с принятием на вооружение ВВС США стратегических малогабаритных крылатых ракет ALCM с дальностью пуска около 2500 км, стартующих с борта стратегических бомбардировщиков Боинг B-52 "Стратофортресс". Рубеж перехвата носителей крылатых ракет требовалось вынести на большое удаление от государственных границ СССР, в воздушное пространство над Северным Ледовитым океаном, на трансполярные маршруты американской стратегической авиации.
Самолеты Су-27, несущие до 10 ракет класса "воздух - воздух" и имеющие практическую дальность около 4000 км, совместно с тяжелыми перехватчиками МиГ-31 явились достойным ответом на новую американскую угрозу. Однако ряд потенциальных возможностей этой уникальной машины не могли быть полностью реализованы. Для повышения потенциала самолета Су-27 в роли перехватчика ПВО требуется второй член экипажа. Первый летчик мог бы управлять самолетом и вооружением, вести ближний маневренный воздушный бой, а второй - решать задачи дальнего ракетного воздушного боя, наблюдать за воздушной обстановкой и выполнять обязанности руководителя при ведении групповых боевых действий. При этом возможности двухместного истребителя ПВО значительно повышались при внедрении системы дозаправки в воздухе.
В качестве основы для создания дальнего истребителя ПВО решили использовать двухместный учебно-боевой самолет Су-27УБ, серийное производство которого было освоено Иркутским авиационным заводом в 1985 году.
Отработка системы дозаправки топливом в воздухе осуществлялась на втором опытном Су-27УБ (самолет "02-10", или Т10У-2). Типовая система дозаправки в воздухе применена также на истребителе корабельного базирования Су-33, модернизированных истребителях Су-35 и Су-37, а также на ударном самолете Су-32.
Прототип Су-30МКИ
Вестник авиации и космонавтики №3/99
[ JPEG 800x392 52 Кб]
Первый полет переоборудованной "спарки" состоялся в начале 1987 года, а уже 6 июня того же года экипаж в составе летчиков-испытателей ОКБ И.В.Вотинцева и Н.Ф.Садовникова совершил на этой машине совместно с группой самолетов Су-27 перелет на самый северный в мире военный аэродром Грем-Белл, расположенный на архипелаге Земля Франца-Иосифа, вблизи Северного полюса.
23 июня 1987 года состоялся второй беспосадочный перелет Т10У-2 с тем же экипажем по маршруту Москва - Комсомольск-на-Амуре - Москва протяженностью 13440 км и продолжительностью 15 ч 42 мин с четырьмя дозаправками в воздухе. Тем самым была продемонстрирована возможность использования модернизированного Су-27УБ в качестве "стратегического" истребителя-перехватчика, способного действовать над просторами Сибири и в полярных широтах.
К работам по созданию нового самолета ПВО и подготовке его серийного производства на ИАПО были привлечены специалисты завода и Иркутского филиала ОКБ Сухого. В 1988 году началось переоборудование в "боевой" вариант двух серийных "спарок" Су-27УБ. Самолеты получили систему дозаправки в воздухе, новую систему навигации, модернизированную систему дистанционного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ).
31 декабря 1989 года с заводского аэродрома Иркутского авиационного завода поднялся в воздух первый из двух предсерийных самолетов Су-27ПУ (Т10ПУ-5). Вскоре за ним последовали и вторая аналогичная машина - Т10ПУ-6.
По результатам летных испытаний модернизированных самолетов было принято правительственное решение о развертывании на ИАПО серийного производства двухместного истребителя. Чтобы подчеркнуть отличия нового самолета от одноместной машины Су-27, ему было присвоено новое обозначение - Су-30.
Истребитель-перехватчик Су-30 способен совершать многочасовые (10ч) патрульные полеты с неоднократной дозаправкой в воздухе; использоваться для управления действиями самолетов в группе с сохранением возможности самостоятельного участия в воздушном бою. Внешне он отличается от учебно-боевого Су-27УБ наличием убираемой штанги топливоприемника по левому борту и смещенным вправо обтекателем оптической головки оптико-локационной станции. Усиление конструкции центроплана и шасси позволило эксплуатировать истребитель с большей взлетной массой. Кабины летчиков оснащены индивидуальными санустройствами, крайне необходимыми при многочасовых полетах.
Вестник авиации и космонавтики №3/99
[ JPEG 800x552 57 Кб ]
14 апреля 1992 года совершил свой первый полет серийный истребитель-перехватчик Су-30. Машину пилотировали летчики-испытатели ИАПО Г.Е.Буланов и В.Б.Максименков.
Пять первых серийных Су-30 (единственные в ВВС России) находятся в настоящее время в 148-м центре боевого применения и переучивания летного состава ВВС (до недавнего времени - ПВО) в Савостлейке, где активно используются в летно-тактических учениях. В частности, отрабатываются приемы групповых действий в единых боевых порядках с самолетами дальнего радиолокационного наблюдения и наведения А-50 и истребителями-перехватчиками МиГ-31.
Отсутствие необходимого финансирования привело к практическому прекращению закупок новых самолетов МО России. В этих условиях ОКБ Сухого, совместно с ИАПО приступило к созданию экспортного варианта истребителя - Су-30К. Он энергично продвигался на внешний авиационный рынок и с 1993 года стал одним из постоянных участников международных авиасалонов. Высокие боевые возможности машины, а также эффективная маркетинговая политика позволили заинтересовать потенциальных покупателей. В июле 1994 года, на переговорах с индийской делегацией, которую возглавлял главнокомандующий ВВС Индии маршал авиации Каул, обсуждались вопросы закупок самолетов Су-30, а также программа модернизации истребителей МиГ-21. Индийские специалисты сделали вывод, что этот истребитель, имеющий систему дозаправки в полете, удовлетворяет требования ВВС по боевому радиусу действия и имеет меньшую стоимость, чем западный такого же класса.
Вестник авиации и космонавтики №3/99
[ JPEG 800x427 44 Кб ]
30 ноября 1996 года был подписан российско-индийский контракт, в соответствии с которым ВВС Индии закупали 40 модернизированных самолетов Су-30МК. Первые восемь самолетов, поставки которых осуществлены в апреле-мае 1997 года, являлись перехватчиками Су-30К. Сборка и контрольные облеты доставленных из Иркутска в разобранном виде на транспортных самолетах Ан-124 "Руслан" истребителей выполнялись в Индии специалистами ИАПО.
11 июля того же года первые "Су" были переданы 24-й истребительной авиационной эскадрилье, дислоцированной на авиабазе Пуна. Летчики и инженерно-технический персонал 24-й эскадрильи в январе-апреле 1997 года прошли стажировку в ОКБ Сухого.
Первые две опытные машины, построенные на опытном производстве ОКБ Сухого в Москве, и соответствующие конфигурации Су-30МК (с ПГО и системой УВТ) были впервые продемонстрированы индийской военной делегации на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова 15 июня 1998 года.
В конце 1998 года было объявлено о заключении с Индией нового контракта на закупку в России еще 10 многофункциональных двухместных истребителей Су-30К, которые будут поставлены в течение 1999 года.
Ведутся переговоры о приобретении Индией лицензии на серийное производство этого самолета. Строить истребители предполагается на авиационном предприятии в г. Насик, где осуществляется производство по российской лицензии истребителей-бомбардировщиков МиГ-27Л "Бахадур". Общие потребности оцениваются не менее чем в 100 машин типа Су-30МК.
Китай выразил заинтересованность в закупке нескольких десятков самолетов Су-30 с расширенными ударными возможностями, призванных заменить стареющий парк бомбардировщиков H-5 (Ил-28) и H-6 (Ту-16). В дальнейшем возможна организация в КНР серийного производства этих многофункциональных истребителей.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ.
Самолет Су-30МК выполнен по аэродинамической схеме "продольный триплан". Конструкция планера подобна конструкции самолета Су-27УБ. Машина разработана в соответствии с интегральной аэродинамической компоновкой, при которой фюзеляж и крыло самолета образуют единый несущий корпус, набранный из крыльевых профилей, что обеспечивает высокие значения аэродинамического качества и коэффициента подъемной силы на маневре, а также низкий уровень волнового сопротивления на транс- и сверхзвуковых скоростях. Такая компоновка, характеризуемая плавным переходом фюзеляжа в крыло по размаху, позволяет более рационально использовать внутренние объемы самолета (в частности, для дополнительных топливных баков). По сравнению с Су-27УБ на Су-30МК увеличена хорда рулей направления.
Планер истребителя выполнен в основном из алюминиевых сплавов с широким использованием титана. Крыло со стреловидностью по передней кромке 42 град имеет автоматически отклоняющийся носок. В кабине самолета установлено катапультное кресло К-36ДМ.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.
На самолете Су-30МК установлены ТРДФФ АЛ-31ФП, по своим характеристикам близкие двигателю АЛ-31Ф и имеющие систему управления вектором тяги. Интегрированная система управления самолетом и двигателем обеспечивает оптимальное отклонение аэродинамических рулевых поверхностей и поворотных сопел. Имеется убирающийся топливоприемник системы дозаправки топливом в полете.
Возможна дозаправка одного Су-30 от другого, путём подвески под машину УПАЗ. Испытания Су-30 в качестве дозапращика шла на ОКБ Сухого на машине №01-01. До Су-30 (№ 01-01), система дозаправки была установлена на опытной спарке Су-27УБ (Т-10У-2) № 02-01. На ней она была собственно и отработана.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
Вестник авиации и космонавтики №3/99
[ JPEG 800x463 81 Кб ]
Самолет Су-30 может оборудоваться системой управления действиями группы истребителей-перехватчиков.
На истребителе Су-30МК будет установлена БРЛС с фазированной антенной решеткой.
В состав бортового информационного комплекса входит также оптико-электронная локационная система, включающая теплопеленгатор и лазерный дальномер. Имеется аппаратура приборного наведения по помехозащищенной линии, осуществляющая вывод самолета на цель в директорном режиме по командам с наземного ПУ.
Навигационное оборудование включает аппаратуру спутниковой навигации, позволяющую работать с системами ГЛОНАСС (Россия) и "Навстар" (США). При этом бортовая аппаратура самолета автоматически переходит на ту систему, которая в данный момент обеспечивает наивысшую точность.
Имеется возможность автоматического маловысотного полета в режиме огибания рельефа местности.
В каждой кабине установлены многофункциональные цветные индикаторы на жидких кристаллах, имеющих кнопочное обрамление. На дисплеи выводятся двухмерное и трехмерное изображения местности из цифровой базы данных. На модернизированный ИЛС выводится дополнительная информация, обеспечивающая атаку наземных целей. В перспективе предполагается реализовать режим распознавания объектов и наложение радиолокационного и оптолокационного изображения на цифровую карту местности.
Выбор информации для представления летчику осуществляется автоматически, в соответствии с полетным заданием (создан специальный сценарий представления информации). Использование высокопроизводительных процессоров в сочетании с новым программным обеспечением позволило внедрить элементы искусственного интеллекта в виде "подсказок" экипажу оптимальных вариантов действий в конкретной боевой обстановке.
ВООРУЖЕНИЕ.
Вестник авиации и космонавтики №3/99
[ JPEG 800x430 61 Кб ]
Самолет оснащен встроенной пушкой ГШ-301 (30-мм, боекомплект - 150 снарядов), установленной в наплыве в районе ПГО справа. Сбрасываемое вооружение общей массой до 8000 кг размещено на 12 узлах внешней подвески (восьми подкрыльевых и четырех подфюзеляжных).
Для действия по воздушным целям самолет может нести до восьми УР средней дальности Р-27Р1 или Р-27ЭР1 с радиолокационной полуактивной системой самонаведения, две Р-27Т1 или Р-27ЭТ1 с ТГС или до десяти РВВ-АЕ с активным радиолокационным самонаведением. Для ведения ближнего воздушного боя вооружение истребителя может включать шесть УР Р-73 с ТГС.
Ударное управляемое вооружение включает до шести противорадиолокационных высокоскоростных ракет Х-31П, до шести ракет Х-29Т, Х-29Л с телевизионным корреляционным или лазерным полуактивным самонаведением, две ракеты Х-59МЭ с командным телевизионным наведением (совместно с подвесным контейнером системы наведения АПК-9), шесть корректируемых бомб с телевизионным корреляционным самонаведением КАБ-500КР массой по 500 кг.
Неуправляемое вооружение класса "воздух - поверхность" представлено свободнопадающими бомбами массой по 500 кг и 250 кг, до четырех блоков НАР С-13 и С-8. Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса. Открытая архитектура бортового электронного комплекса допускает возможность оснащения самолета также зарубежными системами оружия.
ГАБАРИТЫ.
Размах крыла 14,70м; длина самолета (без штанги ПВД) 21,94 м; высота самолета 6,36 м; площадь крыла 62,04 м2.
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг:
пустого 17700, нормальная взлетная 24000 (Су-30МК 25670), максимальная взлетная 33000 (Су-30МК 34000), топлива во внутренних баках 9400, боевая нагрузка 8000.
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
Максимальная скорость 2125 км/ч; максимальная скорость у земли 1380 км/ч; максимальная скороподъемность 230 м/с; практический потолок 17500 м; практическая дальность полета 3000 км; дальность полета с одной дозаправкой в воздухе 5200 км; дальность полета с двумя дозаправками в воздухе 6990 км; длина разбега 550 м; длина пробега 670 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 8,5.