Конструктивно-технологический макет корабельного самолёта радиолокационного дозора и наблюдения Як-44Э JPEG 1024x636 128K «Морская авиация России» (Москва. Изд.«Машиностроение». 1996г.)
Палубный самолёт самолет радиолокационного дозора, наведения и управления (ДРЛОУ) и, вероятно, радиоэлектронного противодействия (РЭБ). Самолёт создавался в качестве палубного для Советского Флота, а также для нужд Пограничной службы РФ.
Финансирование программы было прекращено в 1991-1992 гг., однако работы в ОКБ по Як-44 продолжались. Проектирование самолета было доведено до стадии постройки натурного макета, который одобрила макетная комиссия.
Як-44 планировалось использовать на борту тяжелых авианесущих крейсеров, типа «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и «Ульяновск». Предполагалось оснастить его двумя ТВВД типа Д-27 с соосными винтами. По аэродинамической схеме, размерам и основным ЛТХ он близок к американскому палубному самолету E-2C «Хокай». По официальной версии турбовинтовой двигатель более эффективен для самолетов такого класса. Однако РЛС, предназначенная для установки на Як-44, должна была по своим характеристикам значительно превосходить станцию, установленную на E-2C.
Так Як-44 должен был быть способен одновременно отслеживать 1300 целей наводить на 120 наземных и 160 воздушных целей и при этом находится в воздухе до 12 ч.