F3D-1

История F3D СкайНайта началась в конце 1945-го, когда представители ВМС начали обсуждения с изготовителями самолета относительно требований к палубному ночному истребителю оборудованного радаром, с реактивным двигателем и способного к обнаружению вражеского самолета на расстояниях до 200 км. (125 миль). Состояние радарной технологии во время было таким что требовался дополнительный член команды для эксплуатации такого радара. Максимальная скорость должна была быть по крайней мере 800 км/ч. (500 миль в час), а потолок в 12200 м. (40,000 футов).
Кёртис, Дуглас, Флитуинг и Грумман были приглашены представить на рассмотрение свои проекты. Предварительная работа над проектом началась в октябре 1945, и макет истребителя был представлен в апреле 1946. Дуглас представил проект самолета, имеющего среднерасположенное крыло, два турбореактивных двигателя Вестингауз J34 с тягой по 13,36 кН (3000 фунтов) каждый. В носу располагался радар Вестингауз APQ-35. Большой размер этой радарной установки требовал использования широкого фюзеляжа, и кроме того было решено поместить бок о бок двух членов экипажа. Фюзеляж был обычен, с хвостовой секцией подобной конфигурации используемой на Скайстрике и Скайрейдере. В качестве шасси использовался стандартный трицикл, с колёсами втягивающимися в крыльевые ниши. Было добавлено вспомогательное хвостовое колесо для предотвращения повреждений планера во время посадок с "задранным носом". Отдельный тормозной крюк был установлен позади вспомогательного хвостового колеса. Крылья могли складываться для облегчения транспортировки на авианосце. Вооружение состояло из четырёх 20-мм орудий установленных в нижней части носа.
Так как размещение пилотов "бок о бок" не позволяло использовать доступные в то время системы ктапультирования, то было решено обеспечить самолёт туннельной системой спасения. Она состояло из выходного туннельного выхода позади кабины, через который два члена экипажа могли бы спастись одновременно. Выход из туннеля находился между двигателями.
ВМС решили что предложение Дугласа самое лучшее из представленных на рассмотрение проектов, и 3 апреля, 1946 года предоставили Дугласу контракт на три опытных образца под обозначением XF3D-1 (Серийные номера 121457/121459). Для самолёта было выбрано имя СкайНайт. Восемь дней спустя, конкурирующему Грумману, который представил на конкурс четырёх-моторный ночной истребитель, был предоставлен контракт на два опытных образца четырёхмоторного истребителя под обозначением XF9F-1, на тот случай, если в ходе работ над проектом Дугласа возникнут трудности. Истребитель Груммана был переделан так, что четырёхмоторный XF9F-1 ночной истребитель превратился в одномоторный XF9F-2, родоначальника известной линии Пантера/Кугуар (Panther/Cougar) военно-морских палубных истребителей.
Первый опытный образец СкайНайта был готов к полету в начале 1948 года. На XF3D-1 была установлена пара турбореактивных двигателей Вестингауз J34-WE-22, с тягой примерно в 13.36 кН (3000 фунта) каждый. Опытные образцы были первоначально оснащены радаром SCR-720, так как система радара APQ-35 была еще не доступна. Первый из трёх XF3D-1 (121457) впервые совершил полёт 23 марта, 1948, пилотируемый летчиком-испытателем Расс Тавом (Russ Thaw). Второй взлетел 6 июня, 1948, третий 7 октября, 1948. В октябре 1948, испытания XF3D-1 на Реке Патоксент (Patuxent), Штат Мэриленд продемонстрировали что радар SCR-720 мог обнаружать цели на дальности до 137 км. (85 миль). Третий XF3D-1 имел радар APQ-35, который был способен обнаружать цели в диапазоне 200 км. (125 миль).
Испытания были достаточно благоприятны для того что бы 11 Мая, 1948 был заключен контракт на производство 28 F3D-1s для ВМС и Морского Корпуса. Серийные номера 123741/123768.
В октябре 1948, всего три XF3D-1s были переданы в Сухое Озеро Мюрок (позже переименовало Edwards AFB) для правительственных испытаний. Примерно в то же самое время, ВВС испытывали проблемы с разработкой собственных ночных истребителей. Кёртис XP-87 Nighthawk был отменен, а Northrop F-89 Скорпион столкнулся с серьезными проблемами, так что ВВС учитывала XF3D-1 как возможную замену. Однако, в конце концов ВВС решили не приобретать СкайНайт, выбрав разработку временного Lockheed F-94 Starfire, пока не будут решены проблемы с F-89 Скорпионом.
На серийных F3D-1 должны были устанавливаться пара турбореактивных Вестингаузов J34-WE-34, с тягой в 14.48 кН (3250 фунтов) каждый. Так как эти двигатели имели больший диаметр чем WE-22, ниша для двигателя была сделана несколько большей чтобы вместить их. Было добавлено дополнительное электронное и внутреннее оборудование, что увеличило вес на 5362 фунта. Первый серийный F3D-1 совершил свой первый полёт 13 февраля, 1950, и был отдан ВМС для испытания в августе того же года. Несколько первых самолетов были поставлены с двигателем J34-WE-32 имевшим тягу в 3000 фунтов. Тяга двигателей была позже увеличена до 3250 фунта, и двигатели были переобозначены как J34-WE-34.
VC-3, базирующаяся в Моффет Филд (Moffett Field), Калифорния, была первой эскадрильей получившей СкайНайта, получив первые самолеты в декабре 1950. Вскоре после того, F3D-1s были поставлены VMF(N)-542 в Эль Торо (El Toro), в NATC, и Поинт Мугу Point Mugu, Калифорния. Несмотря на потребность в самолётах на Корейской Войне, все F3D-1 были оставлены в США и использовались для обучения пилотов и операторов радаров для полностью боеготовых F3D-2 которые были должны скоро поступить в войска.
В конце 1952, XF3D-1 (121458) был модернизирован для испытаний ракет воздух-воздух Спарроу (Sparrow) полуактивного наведения с радарным управлением. В испытаниях была занята эскадрилья VX-4. Испытания были достаточно удачны и по крайней мере двенадцать F3D-1 были изменены для проведения тестов со Спарроу. Обозначенные как F3D-1M, они имели четыре внешних пилона на нижней поверхности крыла.
В сентябре 1962, остающиеся в эксплуатации F3D-1 были переобозначены как F-10A по новой системе обозначений. F3D-1M стал MF-10A.

ТТХ F3D-1 СкайНайта

Силовая установка: два турбореактивных двигателя Вестингауз J34-WE-34, с тягой в 14.48 кН (3250 фунтов) каждый.
Лётные данные: Максимальная скорость 853 км/ч. (530 миль в час) уровне моря, 909 км/ч. (565 миль в час) на высоте в 6098 м. (20,000 футов), 684 км/ч. (425 миль в час) на высоте в 12195 м. (40,000 футов). Крейсерская скорость 689 км/ч. (428 миль в час). Посадочная скорость 172 км/ч. (107 миль в час). Начальная скороподъемность 598 м. (1960 футов) в минуту. Эксплуатационный потолок 10366 м. (34,000 футов). Максимальный потолок 13415 м. (44,000 футов). Дальность 965 км. (600 миль). Максимальная дальность 2121 км. (1318 миль).
Веса: пустого 6754 кг. (14,890 фунтов), снаряженного 11106 кг. (24,485 фунтов), максимальный взлётный 12411 кг. (27,362 фунта).
Размеры: размах крыла 15.24 м. (50 футов), длина 13.85 м. (45 футов 5 дюймов), высота 4.90 м. (16 футов 1 дюйм), площадь крыла 37.18 кв.м. (400 квадратных футов).
Топливо: Максимальный внутренний запас топлива 1350 американских галлонов. Два 150 галлонных ПТБ на подкрыльевых пилонах.
Вооружение: Четыре 20-мм орудия с боезапасом в 800 выстрелов. Два подкрыльевых пилона только который могли нести до 1814 кг (4000 фунтов) бомб, ракет, или подвесных баков.

Серийные номера:

121457/121459 Дуглас XF3D-1
123741/123768 Дуглас F3D-1 СкайНайт

F3D-2

Основной серийной версией СкайНайта был F3D-2. Предварительное техническое задание для F3D-2 было выпущено ВМС 23 мая, 1949, заказ в октябре 1949. F3D-2 имел улучшенное кондиционирование кабины, более толстое лобовое бронирование, пересмотренное электронное оборудование, а также улучшенные версии поискового радара, радаров заднего обнаружения, и прицеливания орудий. Кроме того, F3D-2 имел автопилот Дженерал Электрик G-3 и обеспечивался крылом spoilers за улучшенный курс(ставку) рулона.
Согласно первоначальным планам, истребитель должен был оснащаться двумя турбореактивными двигателями Вестингауз J46-WE-3 с тягой по 20,45 кН (4600 фунтов) каждый, размещенных в увеличенных нишах, который существенно повысил бы летные характеристики самолёта. Но разработчики J46 испытывали серьезные затруднения связанный его разработкой, и двигатель не был еще доступен к тому времени как первый F3D-2 был готов для первого полета в начале 1951. Из-за этого первый F3D-2 был оснащен двумя J34-WE-36 тягой по 15,42 кН (3400 фунтов).
Первый полёт F3D-2 совершил 14 февраля, 1951. А производство J46 этого двигателя было отменено, в следствии чего программа производства F3D-2 была подогнана под менее мощный J34-WE-36. Однако, F3D-2 сохранил большую нишу двигателя, которая была предназначена для J46. Всего было построено 237 F3D-2, последний из которых был производён 23 марта, 1952.
F3D-2 использовали следующие эскадрильи ВМС: VC-3, VC-4, VC-33, VX-3, VX-4, VX-5, VFAW-3, VF-11, VF-14, VF-101, VF-121, и VT-86.
КМП: VMF(N)-542, VMF(N)-513, VMF(N)-531, VMF(N)-46, VMC-3, VMFT(N)-20, VMCJ-1, VMCJ-2, и VMCJ-3.
Хотя F3D-2 и был приспособлен для использования с авианосцев, больше всего он использовался с береговых баз. Единственной эскадрильей ВМС летавшей на СкайНайтах в море была VC-4, которая участвовала в плавании круиз на борту авианосца Корал Си (Coral Sea) в 1952 и на борту Мидуэя (Midway) в 1952/53, по Средиземноморью. VMF(N)-542 имеющая на вооружении F3D-2 была развернута в Корее весной 1952. Вскоре они переданы VMF(N)-513 базировавшуюся в Кунсане (Kunsan K-8). Их первоочередная миссия состояла в ночном эскортировании бомбардировщиков Б-29 ВВС. 2 ноября, 1952, пилот майор Вильям Страттон (William Stratton) оператор радара Ганс Гогленд (Hans Hoagland) сбили северокорейский Як-15, в первом воздушном поединке типа "jet-vs-jet". В последующих боевех действиях, F3D-2 уничтожили ещё один Як-15 и шесть МиГ-15, без потерь со своей стороны. Кроме того, ни один B-29 ВВС не был потерян при эскортировании их F3D-2. Экипажи VMF(N)-513 также участвовали в ночных схватках и выполняли боевые вылеты. Два СкайНайта были потеряны в бою по неизвестным причинам.
Обозначение F3D-2B было дано экспериментальному F3D-1 приспособленному к "специальному вооружению" в 1952. Детали этих испытаний неизвестны. Шестнадцать F3D-2 были приспособлены к несению ракетного вооружения и обозначены F3D-2M. С них были сняты орудия, а в удлиненном носовом конусе был установлен радар APQ-36. Самолёт имел четыре подкрыльевых узла подвески для ракет Спарроу (Sparrow). 35 F3D-2 были модернизированы для ведения электронной борьбы, на них радар был заменён оборудованием РЭБ, первый из них был преобразован в 1955. Этот вариант СкайНайта получил обозначение F3D-2Q. Пять F3D-2 были переделаны в ночные тренировочные истребители под обозначением F3D-2T. 55 F3D-2 были переделаны в тренажеры для операторов радара F3D-2T2.
В сентябре 1962, F3D-2 был переобозначен как F-10B, в новой объединенной системе обозначений. F3D-2M стал M-10B, F3D-2Q стал EF-10B, и F3D-2T2 стал TF-10B.
Летные характеристики СкайНайта никогда не были слишком внушительными, и после конца Корейской войны, СкайНайты вскоре были заменены в ВМС более совершенными одноместными Скайрэями (F4D Skyray). После этого СкайНайты ВМС стали выполнять роль тренировочных и экспериментальных самолётов. F3D-1M и F3D-2M использовались эскадрильей VX-4 в Военно-морском Ракетном Испытательном Центре в Поинт Мугу (Point Mugu), Калифорния, для испытаний Райтон Спэрроу (Raytheon Sparrow) полуактивной ракеты воздух-воздух радарного наведения. Кроме того СкайНайты также использовались в различных военно-морских исследовательских. Несколько раз на F3D-2T2 и F2D-2M применяли специальные носовые секции для испытаний новых радаров и электронного оборудования. На одном из F-10B (124610), был установлен носовая секция Фантома F-4. F3D-2 (124619) имел измененный нос в котором помещался радар Вестингауз APQ-72 разрабатываемый для F4H-1 Фантома. На TF-10B (124630) была установлена носовая секция от Скайхоука A-4. Эти испытания продолжались до начала 1980-ых с тремя СкайНайтами (124598, 124630, и 125807) переданными в Райтон и летавшими с армейской окраской. Это были последние летающие СкайНайты.
СкайНайт оставался в составе КМП несколько дольше чем в ВМС. Ко времени Вьетнамской войны, самолеты РЭБ EF-10B все еще имелись в составе эскадрилий VMCJ-1, - 2, и -3. Эскадрилья VMCJ-1 действовала с базы Да Нанг, в качестве электронного прикрытия для ударных самолетов во время налётов на цели в Северном Вьетнаме. На таких миссиях, СкайНайт обычно летел по прямой линии через предполагаемое расположение радарной станции, и электронный приемник сигнала и анализатор будут показывать приблизительное местоположение, тип, и диапазон вражеской радарной установки. Удар по радарной установке был бы тогда возложен на другой самолет вызванный во время миссии, или, альтернативно, станция могла бы быть подавлена СкайНайтом передававшим ложные сигналы и сбрасывавшим для этой цели отражатели. VMCJ-1 выполнила 791 миссию поддержки ударов по Северному Вьетнаму и Лаосу. VMCJ-1 была выведена из Вьетнама в 1969, а последний EF-10B КМП снят с вооружения в мае 1970.
Несколько СкайНайтов сохранились и по сей день. EF-10B серийный номер 124618 - в Музее КМП США в Квантико (Quantico), Вирджиния. F3D-2T2 серийный номер 124626 - в окружном Музее ВВС, Пима. XF3D-1 серийный номер 121458 - в Военно-морском Музее ВВС в Пенсаколе (Pensacola), Флорида. F-10B серийный номер 125870 демонстрируется в NAS Лос Аламитос (Los Alamitos).

Серийные номера F3D-2 СкайНайта:

124595/124664 Дуглас F3D-2 СкайНайт
125783/125882 Дуглас F3D-2 СкайНайт
127019/127085 Дуглас F3D-2 СкайНайт

Лётно-технические характеристики F3D-2 СкайНайта

Силовая установка: Два турбореактивных двигателя Вестингауз J34-WE-36 тягой по 15.11 кН (3400 фунта) каждый.
Лётные данные: Максимальная скорость 933 км/ч (580 миль в час) на уровне моря, 909 км/ч (565 миль в час) на высоте в 6098 м (20,000 футов), 793 км/ч (493 мили в час) на высоте в 10671 м. (35,000 футов). Крейсерская скорость 647 км/ч (402 мили в час). Посадочная скорость 187 км/ч (116 миль в час). Начальная скороподъёмность 1128 м (3700 футов) в минуту. Практический потолок 11646 м (38,200 футов). Абсолютный потолок 13415 м (44,000 футов). Боевая дальность 644 км (400 миль). Максимальная дальность 2212 км (1375 миль).
Веса: 8237 кг (18,160 фунтов) пустого, 10694 (23,575 фунта) снаряженного, максимальный 12556 кг (27,681 фунтов).
Размеры: размах крыла 15,24 м (50 футов), длина 13,85 м (45 футов 5 дюймов), высота 4,90 м (16 футов 1 дюйм), площадь крыла 37,18 м2 (400 квадратных футов).
Топливо: Максимальный внутренний запас топлива 6075 л (5103 американских галлонов). Два 150-галлонных резервуара могли подвешиваться на подкрыльевых пилонах.
Вооружение: Четыре 20-мм орудия с общим боезапасом в 800 выстрелов. Два подкрыльевых пилона на внутренней части крыла способные нести до 1814 кг (4000 фунтов) бомб, ракет, или топливных баков.

F3D-3

F3D-3 было обозначение СкайНайта со стреловидным крылом. В отличии от оригинала F3D-2, он был бы оснащен турбореактивным двигателем J46. Однако, после закрытия работ по J46, расчетное выполнение F3D-3 с заменой J34 посчиталось недостаточным чтобы гарантировать производство, и заказ на 287 F3D-3 был отменен в феврале 1952 прежде, чем хотябы один из них был бы построен.

Лётно-технические характеристики (оценочные) F3D-3:

Силовая установка: Два турбореактивных двигателя Вестингауз J46-WE-3 тягой в 18,14 кН (4080 фунтов) каждый.
Лётные данные: Максимальная скорость 1014 км/ч (630 миль в час) на уровне моря, 829 км/ч (515 миль в час) на высоте в 12195 м (40,000 футов). Посадочная скорость 206 км/ч (128 миль в час). Первоначальная скороподъемность 805 м/мин (2640 фута в минуту). Практический потолок 10061 м (33,000 футов). Абсолютный потолок 13110 м (43,000 футов). Дальность 1384 км. (860 миль).
Веса: 8981 кг (19,800 фунтов) пустого, 13083 кг (28,843 фунта) снаряженного, максимальный 15422 кг (34,000 фунтов).
Размеры: размах крыла 12,93 (42 футов 5 дюймов), длина 14,94 м (49 фута), высота 4,9 м (16 футов 1 дюйм), площадь крыла 37,18 м2 (400 квадратных футов).
Топливо: Максимальный внутренний запас топлива 6075 л (1350 американских галлонов). Два 150-галлонных резервуара могли подвешиваться на подкрыльевых пилонах.
Вооружение: Четыре 20-мм орудия с общим боезапасом в 800 выстрелов. Два подкрыльевых пилона на внутренней части крыла способные нести до 1814 кг (4000 фунтов) бомб, ракет, или топливных баков.

Источники:

Авторы