- SR-71А «Блэкберд» - самый быстрый самолет(с ТРД) в мире. 28 июня 1976 капитан Элдон Джорс на "Блэкберд" установил абсолютный мировой рекорд скорости - 3529,56 км/ч (на базе 15-25 км). Высота горизонтального полета составляла 26 км. А 27 июля 1976 пилот Бледсоу установил рекорд скорости по замкнутому 1000 км маршруту - 3367,221 км/ч.
- Рекорды высоты и скорости были не единственными достижениями «Блэкберд». Проект OXCART был с самого начала окутан тайной. Этот самолет должен был стать приемником U-2, но летать быстрее и выше. Почти невероятно, что корпорации Локхид удалось спроектировать, построить и провести летные испытания _А-12_ - первого самолета из семейства «Блэкберд», сохранив разработку в секрете.
- В декабре 1962 ВВС США заказали 6 "разведывательно-ударных (reconnaissance/strike)" самолетов, для проведения разведки вражеской территории после ядерного удара. Этот новый самолет отличался от одноместного A-12 большей длиной, полностью кондиционируемой двухместной кабиной, и нес много разнообразной фото- и электронной аппаратуры. Дополнительный вес этого оборудования снижал максимальную скорость и рабочий потолок SR-71 по сравнению с A-12. В августе 1963 Военно-Воздушные силы добавили к этому контракту еще 25 самолета, до общего количества - 31.
- Разработчикам SR-71 пришлось преодолеть огромные трудности в проектировании. Многие проблемы возникли в результате нагрева самолета при длительных полетах со скоростью в три раза превышавшей скорость звука. Из-за высоких температур самолет был выкрашен в черный цвет, за что и получил прозвище - BlackBird (Черный дрозд). Черная краска, изготовленная на ферритовой основе, рассеивала тепло, частично отводя его с поверхности самолета, а также уменьшала радиолокационную заметность самолета. Фирма разработала радиопоглощающую шиповидную конструкцию с пластиковым сотовым наполнителем, которая выдерживала нагрев до 275°С. На SR-71 радиопоглощающий материал использован в конструкции носков крыла и элевонов. Его относят к первому поколению малозаметных самолетов (stealth).
- На самолет были установлены двигатели фирмы «Пратт-Уитни» J.58 (JT11D-20B), развивающие на форсаже тягу в 14470 кг. На скорости М=3 ТРД давал только 18 % тяги, остальное обеспечивалось форсажной камерой, работающей в режиме прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Специальное топливо JP-7 использовалось для охлаждения обшивки (шасси и БРЭО), так что к двигателям оно подавалось нагретым до 320°. Топливные баки расположены в верхней части фюзеляжа и в консолях крыла. Для увеличения дальности полета самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе. Топливозаправку, обычно проходившую на высотах 7,5-8,5 км, обеспечивали специально переоборудованные KC-135Q.
- Экипаж SR-71A состоит из летчика и оператора разведывательной аппаратуры, который выполняет также функции штурмана и бортового инженера, а в случае необходимости может пилотировать самолет. Катапультируемые кресла "Martin Baker Mk H" являются частью системы спасения, обеспечивающей безопасное катапультирование с высоты до 30 км при скорости полета М=3. SR-71 обоpyдован тpех-осевой, восьмиканальной системой искyсственной стабильности SAS фиpмы Ханиyэлл, котоpая следит за поведением самолета и компенсиpyет его неyстойчивость на больших скоростях.
- Значительная часть используемого разведывательного оборудования была специально разработана для SR-71. Автоматическая автономная астроинерционная навигационная система позволяет вести наблюдение за звездами и по ним вычислять местоположение самолета даже в дневное время, а вычислитель воздушных данных и бортовая ЭВМ обеспечивают высокую точность полета по заданному маршруту. Разведывательное оборудование состоит из аэрофотоаппаратов, РЛС бокового обзора и аппаратуры, работающей в инфракрасном диапазоне. Отмечалось, что с высоты 24 км за 1 час полета бортовая аппаратура позволяет провести разведку территории площадью 155 тыс.км2.
- В первый полет 22 декабря 1964 г. в Палмдейл, штат Калифорния, SR-71A поднял летчик-испытатель компании Локхид Роберт Гиллиланд. На вооружение ВВС США SR-71 был поставлен 4200-му (позже, 9-му) Отдельному Звену Стратегической Разведки на Beale AFB, Калифорния, в январе 1966 г.
- Для обучения пилотов была создана тренировочная машина SR-71B, взлетевшая в январе 1964. 14 марта 1969 поднялся в воздух учебно-тренировочный SR-71C S/N 64-17981. Он был собран из хвостовой части поврежденного в 1966 при посадке _YF-12A_ (S/N 60-6934) и передней половины от модели SR-71 для стат. испытаний на замену SR-71B №17957, потерпевшего аварию 11 января 1968. Всего было изготовлено 29 SR-71A, 2 учебно-тренировочных SR-71B и 1 SR-71C. При этом стоимость всей программы превысила 1 млрд. долл.
- Благодаря своим летным характеристикам, самолет SR-71 получил подтверждение от Международной авиационной федерации (FAI) на рекордные перелеты. В сентябре 1974 5584 км между Нью-Йорком и Фарнборо(Лондон) уникальный самолет преодолел всего за 1 час 55 минут и 42 секунды, а несколько дней спустя - обратный перелет Лондон - Лос-Анджелес (3 часа 47 минут и 39 секунд). В завершение, 6 марта 1990 самолет SR-71, предназначенный для Смитсоновского института, установил другой рекорд, совершив перелет из Лос-Анджелеса (Калифорния), в Международный аэропорт Даллеса, Вашингтон, за 64 минуты и пять секунд со средней скоростью 2153 миль/час!
- В конце 60-х и 70-х годах все горячие точки мира находились под пристальным наблюдением SR-71. Вьетнам, Ближний Восток, Куба были сфотографированы с самолетов SR-71, базирующихся в Англии(Mildenhall), Японии(Kadena) и США(Palmdale). Blackbird совершал регулярные(дважды в неделю) полеты вдоль границы СССР для наблюдения за крупнейшей базой ВМС в Мурманске. Летал он и у Владивостока. За многие годы эксплуатации SR-71 собрал миллионы данных, использованных в целях национальной безопасности США. С 1968 по 1990 г. он совершил 3551 разведывательный полет, а полные эксплуатационные расходы на SR-71А оценивались в $ 200-400 миллионов в год. К январю 1990 общий налет самолетов семейства Blackbird составил 53490 ч, из них 11675 ч со скоростью М=3 и выше. В различных проишествиях было потеряно 11 SR-71A и 1 SR-71B, из них ни один не был сбит, а все экипажи успешно катапультировались.
- К 1988 в рабочем состоянии оставались только шесть самолетов SR-71, а в ноябре 1989г. они были выведены из эксплуатации. Официальная церемония списания состоялась на авиабазе Бил в 26 января 1990, оставшиеся самолеты были распределены в качестве дозорных самолетов на авиационные базы. Два самолета поступили в Музей ВВС на авиационной базе Райт-Паттерсон и в Смитсоновский музей воздухоплавания в Вашингтоне. Два самолета поступили в Музей ВВС на авиационной базе Райт-Паттерсон и в Смитсоновский музей воздухоплавания в Вашингтоне. SR-71B (17956) и 2 SR-71A (971 и 980) в 1990 были переданы в NASA, получив номера 831, 832 и #844 соответственно, и используются в качестве летающих лабораторий.
- После Иракского вторжения в Кувейт в августе 1990, Сенатская комиссия по делам вооружений решила возобновить полеты SR-71А для поддержки операции "Desert Shield"(Щит Пустыни). Но, несмотря на длительное давление Конгресса, ВВС отклонили эти требования.
- В 1995 году конгресс США добавил $100 млн. к оборонному бюджету , что позволило вернуть три SR-71 в состав Военно-Воздушных сил. В январе 1997 они опять начали совершать полеты.