- Работы над беспилотными летательными аппаратами велись с 30-х годов. Однако наибольший прогресс был достигнут когда к работе подключились немецкие авиконструкторы из разгромленной фашистской Германии. В 1949 был создан первый образец Firebee - высокоскоростная воздушная мишень Q-2. Аппарат был признан удачным и после ряда усовершенствований его приняли на вооружение под обозначением BQM-34A.
- Назначение: испытание новых систем ракетного вооружения классов "земля - воздух", "воздух - воздух", тренировка пилотов истребителей -перехватчиков с ракетным вооружением и расчетов зенитных ракетных комплексов. Способ запуска: старт с наземных (корабельных) пусковых установок (используется твердотопливный стартовый ускоритель) и сброс с крыльевого узла подвески самолета-носителя. Самолет-носитель: модернизированный DC-130. Firebee управляется по радио оператором с земли. При потере сигнала или при недостаточном уровне электроэнергии, управление полетом передается бортовой системе управления. Оператор так же имеет возможность переключить беспилотный летательный аппарат в режим автономного полета. Для безопасного приземления Firebee снабжен парашютной системой спасения. На фотографии- первый Firbee XQ-2C, совершивший 25 полетов (тогда это был рекорд) на базе ВВС Холломан, Нью Мексико, с 1958 до 1960.
- Firebee имел несколько обозначений: BQM-34S - в ВВС, MQM-34 в армии, так же было выпущено несколько экземпляров под обозначением Model 147.
- Firebee состояли на вооружении США, Израиля, Ирана и Китая. Китай и Иран производили эти аппараты.
- Боевое применение.
- Во время войны во Вьетнаме для ведения фоторазведки американцы использовали SR-71 и U-2s. Однако, после применения Северным Вьетнамом советских зенитных ракетных комплексов, проведение воздушной разведки с помощью самолетов стало очень опасным мероприятием. Выход был найден в использавании для разведывательных целей беспилотных ЛА. Teledyne Ryan Aeronautics в спешном порядке разработала на базе воздушной мишени BQ-34 Firebee 28 вариантов БЛА - разведчика. На аппарат устанавливалось оборудование для фоторазведки, ИК-разведки и радиоэлектронной разведки. В ходе Вьетнамской войны более 1000 американских Firebee совершили 3435 боевых вылетов, сохранив жизнь многих пилотов.
- Но Firebee был не только мишенью. Модель 147S была вооружена управляемыми ракетами. А на модификации названной "Pathfinder" проводились опыты по применению лазерных целеуказателей и высокочувствительных телевизионных камер.
- Хронология
- Успешное применение Firebee во Вьетнамской войне вызвало большой интерес у военных. В результате ряд фирм начали работы над БЛА специально предназначенном для разведки. В середине 60-х в соответствии Teledyne Ryan Aeronautical Co. создала беспилотный разведчик AQM-34N. Он был создан на основе дозвукового БЛА - мишени Firebee, модель 147. В конце 60-х годов модель 147H ( обозначение ВВС США - AQM-34N) поступила на вооружение разведывательных подразделений Стратегического авиационного командования (Strategic Air Command). AQM-34N имел в три раза больший размах крыльев, чем исходный Firebee, и мог действовать на высотах до 21 километра. Это была первая машина семейства 147 оснащенная крыльевыми топливными баками, при этом дальность полета достигла 2400 миль. Электронные системы, маневренность, и малая заметность уменьшало уязвимость разведчика от перехватчиков и ракет. С марта 1967 до июля 1971 было совершено 138 вылетов AQM-34N. Они запускались с самолетов DC-130, полет совершался в соответствии с предварительно введенной программой над территориями различных стран,. Несколько машин было потеряно над Китаем. Почти 65% вылетов на разведку были успешными. Приземлялся разведчик с помощью парашюта, при этом специально оснащенный вертолет мог захватывать его во время спуска на парашюте. AQM-34N на снимке закончил службу в 1973 году.
- В середине 60-х годов, основываясь на опыте, полученном при создании дозвукового беспилотного летательного аппарата (БЛА) Firebee, Ryan разработала сверхзвуковой вариант БЛА - воздушной мишени для ВВС и ВМФ. Предназначение: испытания новых ракетных систем класса "воздух - воздух" и "земля - воздух", а так же для учебных целей. Он имел обозначение BQM-34F. ВВС заказали 99 единиц Firebee II и, в феврале 1974, начали использовать их. BQM-34F запускался с наземной рельсовой пусковой установки с применением твердотопливного стартового ускорителя или сбрасывался с самолета-носителя DC-130. DC-130 был модернизирован и мог нести 4 БЛА Firebee II. Приземлялись они с помощью парашютной системы спасения. Специально оборудованный вертолет мог подбирать БЛА во время спуска на парашюте. В случае приводнения аппарат мог держаться наплаву несколько часов до прибытия поисковой группы. BQM-34F имел на борту различное электронное оборудование обеспечивавшего формирования нужного радиолокационного образа, полет на высоте до 15 метров, управление на расстоянии до 320 километров, фиксирование "попаданий ракет" и сбор телеметрической информации.
- На фотографии изображен Firebee II бортовой N69-3374 закончивший службу в августе 1978 года в 6514-м испытательной эскадрильи, авиабаза Хилл, штат Юта.
-е посещение страницы с 29.11.1999