| |
Оказалось, что около западной части Софии находится фирма, торгующая материалами из нержавейки- трубы, прутики и листы. Я сразу купил 1м трубки 20х1 ( минимальное количество). Трубка оказалась с лазерным швом и по каталогу должна держать 87 кг/см2 рабочее давление. Трубки со стенками тоньше не предлагались.
Я колебался какой длины двигатель сделать из нее и в конце концов решил камеру сделать 100мм и оставить по 10 мм на крышку и сопла, но оказалось что нужны 24 мм и камера стала 96 мм. Через несколько итераций с SRM я достиг оптимум - 3 шашки длиной по31мм, канал 5мм и диаметр 17мм. Критическое сечение 4мм. Сопло и заглушку сделал из дюраля для облегчение веса.
При первом наземном испытании прогорела часть критического сечения, поэтому было сделано новое сопло из дюраля с графитовой вставкой. В сопло нарезали резьбу М8х1, сделали винт из графита с резьбой и завернули, используя красный силиконовый герметик, после чего в собранном виде обрабатывались конвергентный и дивергентный конуса. Углы (половинки) соответственно 45 и 14 градусов. Крепление сопла и крышки к трубке посредством 4 стандартных винта М3 . Сопло имеет проточку для О-ринга, а заглушка - нет, так как под нее камера закупоривается надпороховой прокладкой 12 калибра, она прекрасно уплотняет и доказала себя в множество двигателей из гильз и отсосов для припоя. В сопло и заглушку так же проточены бортики меньшего на 1 мм диаметра, куда входит термоизоляция и таким образом прорыв газов к голому металлу корпуса , если и возможен, весьма затруднен- на отработавшем двигателе ничего такого не наблюдалось. Перед установкой их смазываю тонким слоем красного силикона ( герметик для автомобилей, высокотемпературный ). Около зарядов намотано 3 слоя с чем-то ( до плотного вхождения) термоизоляции - бумага от ксерокса, пропитанная жидким стеклом.
Расчет в Накковском SRM дал суммарный импульс 42N/s, средняя тяга 53 N и specific impulse 125 sec. , что вполне удовлетворительно для ничтожных 34 г. топлива типа сорбитовая карамель 65/35.
Максимальное давление в двигателе - 3.4 MPa ; для корпуса оно вообще не проблем.
Двигатель летел два раза на ракетах " Тyrsa" ( 1 и 2) и вел себя совсем достойно, поднимая их на около 600 метров без труда. После полетов , при разборке, было установлено, что дюралевое сопло как новое, никакой эрозии не наблюдалось ни на метал, ни на графит. Термоизоляция слегка прогорела между шашками на два слоя, третий оставался целым. Бронировка зарядов ( из той же бумаги) была целой за исключением 1-2 мм по краям. Трубка даже не потемнела , двигатель был готов к перезаряду и полету. Сопло и заглушка вынулись без всякого труда. Прямо заряжай и летай снова. После второго полета того же двигателя все повторилось- он был готов сразу после полета к перезаряду.
|
| Входная часть сопла, виден налёт карбоната калия |
|
|
|
| После мойки мылом и щеткой все как новое |
|
|
Оказалось что не нужно излишне стеснять критическое сечение и поднимать давление в двигателе, если это и дает немного больше мощности , то только несколько процентов, а вероятность эрозионного горения увеличивается, корпус нужно делать крепче, значит тяжелее , крепление сопла тоже...
Запал двигателя- нихромовая спираль 0.3мм с током белого каления 3-4 А при 7 V , обмазка- НЦ порох, растворенный в ацетоне, а на ней- осветительный состав от иллюминации с высоким содержанием магния. Запал вставлен до упора в двигатель, а сопло закупорено пластилином, что дало почти мгновенный выход на режим.
Такому двигателю участвовать в состязаниях не положено по ФАИ, но для тестов и экспериментов он весьма надежен и удобен.
Успехов Вам !
|
|
|
|