Разделы  
  Ракеты mtr_xxx  
   Подходящие для начинающих

   Хорошо начинать новое дело по системе "от простого к сложному ". Как бы не хотелось сразу начать доставкой спутника на орбиту, множество мелочей открываем именно делая малые ракеты и двигатели ( а в мелочах черт прячется ). На них скапливается опыт, который поможет неимоверно в больших проектов.
   Я начал с ракетами , которых окрестил mtr_ххх.
   mtr = Малая Тестовая Ракета. И совпадает с буквами в "metero". Следует порядковый номер . Характерна легким и быстрым изготовлением, как правило одноразовая. Такой тип ракет я делал еще в далеком 1967 году, под готовые двигатели из охотничьих гильз 12 калибра, покупая их в магазинах " Млад Техник" (юный техник). Калибр 20 мм ( внутренний) , корпус- ватман размером А3, намотан на оправку и декстриновом клею. Длина корпуса (фюзеляжа) около 45 cm. Толщина его получается около 1.5 мм. Обтекатель делал из картона, тип "нос Буратино". Впоследствии появился токарный станок по дереву - точил чаще всего из сосны, иногда пользовал ветки вишни и груши потолще, оставшиеся при поддержке сада на даче. Стабилизаторы вначале делал из толстого картона (коробки всяких компьютерных плат и мышей), потом из сосны. Изредка , скрепя сердце, из бальзы (дорогая она).

mtr017-on-start
 mtr017-on-start 

   Номера ставились по очереди изготовления. По настоящем их точный счет немножко потерян, но около 30 +/- 5.
   Для ракет mtr использовались двигатели из гильз 12 калибра и из отсосов для припоя. С последними как правило ракеты исчезали из виду и потом их найти не представлялось возможным. С гильзами летели на высоте 300-400 метров , если обращал внимание на уменьшение веса - и более.
   Изготовление:
а) Фюзеляжа
   Сначала надо найти подходящую оправку- я купил полипропиленовую трубу диаметром 20мм , толстостенную, так как PVC трубки находил только кривыми. Длина 60 см вполне достаточна. Ватман должен быть не очень толстым, порядка 0.6-0.8мм. Если без накатки, просто наворачивал ватман на оправку, мазал декстриновым клеем- намотал один оборот, намазал клеем сантиметров 8, намотал- намазал и так до конца. Если намотка пошла криво , не страшно- потом можно обрезать. Конец ( шев) приклеивал самым дешевым китайским скотчем шириной в 1 см . Тело должно сохнуть на оправку , дольше- лучше, иначе покоробится. После высыхания - от 5 до 30 часов - красил нитроцеллюлозной краской из флакона. Лучше избегать светлые краски , чтобы ракету на фоне неба лучше было видно. Я предпочитаю темно-синюю краску для корпуса и красную для стабилизаторов и головки.
   Недавно сделал приспособу для накатки - три вала от старых принтеров и полдня работы- вследствие чего после накатки получил корпуса намного тверже и плотнее.

пресс для накатки- рама открыта и третьего вала не видно
 Пресс для накатки- рама открыта и третьего вала не видно 

   Но после сушки полученная трубка давала такую усадку, что двигатель в ней не входил никак. Тогда на оправку намотал 2 слоя газетной бумаги и на ней уже ватман. После сушки оправка начала легко сниматься, а двигатели входили нормально.

б) Головной обтекатель

<b>Головной обтекатель
 Головной обтекатель 

   Вначале обтекатель делал из ватмана , скручивая в воронку . Снаружи обклеивал скотчем. Обрезал по диаметру трубы фюзеляжа и получался конус- "нос Буратино". На оправке наматывал полоску ватмана шириной в 3-4 см , чтобы внешний диаметр был равен внутреннему фюзеляжа- т.е. 20мм , и плотно входил в нем. Вставлял половину, а кромка другой половины мазал обильно клеем и вставлял конус. Отцентрировал на глазу . Оправкой выталкивал немножко , чтобы не приклеился к трубе. Иногда для баланса насыпал немного мелкой ( номер 7-11) дроби и затыкал газетой на клею. Недавно у меня появился токарный станок по дереву и я, естественно, начал точить обтекатели на нем . Делал из сосны- ее хуже обрабатывать, но когда сухая, она довольно легкая и прочная. Делал из вишни и груши, но самое приятное дерево наверное береза- точить ее одно удовольствие. Как правило в обтекателях сверлил отверстия с задней стороны, d=16 мм , предвидел для заполнении чем-то для баланса- потом оказалось, что не нужно. Длина обтекателя около 8 см + 2 см переход диаметром 20мм . После шлифовки окрашивал спреем.

Крашу
 Крашу 

с) Стабилизаторы

   Они определяют стабильность ракеты. Для стабильного полета нужно поместить центр тяжести перед центром давления - минимум на 1 диаметр, лучше на 2-3. Центр давления можно перемещать назад , используя стабилизаторы. В случае площадь около 35-40 см2 на одну сторону стабилизатора достаточна. Вначале их делал из толстого картона, в дело входили коробки компьютерных плат и аксессуаров, мышей и подобные. Легче всего делать треугольные стабилизаторы. Чертим прямоугольник с размерами 9х7 см, разрезаем по диагонали- и два стабилизатора готовы. Как правило использую три стабилизатора, клею их "на глаз", стремление достигнуть знак Мерседеса. Использую клей для дерева типа ПВА. Оказалось, что мне лично труднее центровать 4 стабилизатора . Впоследствии я открыл, что не так уж трудно сделать , используя деревообрабатывающий станок, тонкие дощечки ( 2-3мм ) из сосны- оно оказались достаточно прочными и легкими, хорошо клеятся к бумажному корпусу. Вырезаю по шаблону из SpaceCad-а техническим скальпелем, кромки снимаю абразивным диском, шлифую, крашу . Как правило длина ракеты большая и балансировка сверхстабильная. При сильном ветре это проблема, но зато больше уверенности в правильном старте- стабилизация в начало полета достигается при относительно невысокой скорости.

d) Направляющие кольца

   Стартовая установка- штырь диаметром 6 mm , длиной 140 см, из стали марки 4X13. Втыкается в землю. На около 10 см выше земли намотана толстая ( 2мм) медная проволока, которая служит упором для ракеты. На фюзеляж приклеены два кольца диаметром 7-9 мм, в них скользит штырь при старте. Они могут быть изготовлены из бумаги, намотанной на карандаш. Из колпачков фломастера. Нарезать на куски подходящая по диаметру часть старого удилища. Приклеиваются к корпусу ракеты декстрином, полиэстерной смолой, эпоксидкой, hot glue:.в нижний и верхний концы фюзеляжа. Важно соблюдать их соосность и расположить их по прямой линии.
   Ракеты типа mtr удобны для теста ветра перед запуском больших ракет. Они достаточно атрактивны для публики, если надо. Время изготовления полдня. Материалы почти ничего не стоят. На них легче поставить стриммер, чем парашют. Работаю над моделью с подвижными стабилизаторами- в апогее должны развернуться как лопасти вертолета.

Старт !
 Старт ! 

   Успешных стартов!