- Авиакомпания "Кувейтские авиалинии" планирует приобрести российский грузовой самолет нового поколения Ту-204-120С. Как сообщил представитель международной лизинговой компании Sirocco Aerospace, по приглашению руководства "Кувейтских авиалиний" 20-21 июля 1999 года в Эль-Кувейте состоится техническая презентация и демонстрация работы российского самолета в жарких климатических условиях.
- Планируемый к подписанию контракт может стать первым случаем приобретения российского самолета нового поколения страной Персидского залива. По мнению экспертов, этот факт говорит о возрастающей конкуренции для европейских и американских самолетов среднемагистрального класса со стороны российского авиалайнера типа Ту-204-120.
- Грузовой самолет Ту-204-120С разработан в конструкторском бюро им. А.Н.Туполева. Он полностью сертифицирован в соответствии с требованиями российского авиационного регистра, продолжается работа по получению самолетом международной сертификации.
- Самолеты данной серии оснащены двигателями фирмы Rolls-Royce RB211-535E4B. Ty-204-120 сертифицирован для перевозки до 25 тонн груза на расстояние до 3550 км.
- Приборное оснащение кабины пилотов удовлетворяет самым жестким требованиям по автоматизации и обеспечению безопасности полета. На авиалайнере применяется авионика производства американских фирм AlliedSignal и Honeywell.
- Техническое обслуживание самолета обеспечивает его эффективную эксплуатацию и годовой налет до 3000 летных часов. Базовая стоимость Ту-204-120С составляет $25 млн.
Агентство Интерфакс, 19.07.99
- Арсеньевское авиаобъединение "Прогресс" отправило первую партию противокорабельных комплексов "Москит" на одну из судоверфей России, на которой ведется строительство нескольких эсминцев для Военно-морских сил Китая.
- Как сообщил главный инженер авиапредприятия Виктор Пламадяла, несмотря на финансовые трудности, авиапредприятие выполнит все обязательства перед партнером. Директор "Прогресса" сейчас находится в Москве и заключает договор на финансирование оставшейся части работ с одним из банков.
- Это один из самых крупных экспортных контрактов, заключенных государственной компанией "Росвооружение" за несколько последних лет. Авиастроители Арсеньева должны поставить на эсминцы противокорабельные комплексы "Москит", которые во всем мире считаются морским супероружием.
Агентство Интерфакс, 20.07.99
- Государственные испытания нового боевого вертолета Ми-24ВМ должны начаться в августе. Как сообщил первый заместитель генерального директора Московского вертолетного завода им. Миля Алексей Самусенко, в настоящий момент первый опытный экземпляр Ми-24ВМ завершает испытания на базе МВЗ, до передачи на государственные испытания осталось провести два полета. Ми-24ВМ представляет собой наиболее глубокую модернизацию вертолета Ми-24.
- Стоимость модернизации базового вертолета Ми-24 в Ми-24ВМ будет зависеть от количества заказанных блоков и выбора отдельных решений в рамках этих блоков.
- Всего на МВЗ им.Миля подготовлено пять блоков модернизации, связанных с улучшением летно-технических и эксплуатационных характеристик вертолета, усилением системы вооружения, обеспечением возможности действовать в ночных условиях, увеличением срока службы и ресурса.
- Главная отличительная особенность Ми-24ВМ - использование на нем новейших разработок, сделанных в ходе создания перспективного боевого вертолета Ми-28Н. В частности, на Ми-24ВМ использованы новые лопасти несущего винта, придающие вертолету лучшие аэродинамические качества. Он может использоваться в любых погодных условиях.
Агентство Интерфакс, 23.07.99
- Главное финансовое управление при конгрессе США (GAO) проводит подробную экспертизу проектов лазерных систем ПРО. Наибольшее внимание эксперты GAO уделяют двум основным программам: системе авиационного лазерного оружия ABL и космической лазерной системе ПРО SBL.
- В состав системы авиационного лазерного оружия входят самолет Boeing AL-1A (модификация магистрального самолета 747-400) и установленный на нем химический лазер, способный за один вылет поразить 20 баллистических ракет на активных участках их траекторий на расстоянии нескольких сотен километров от территории США. К 2009 г. ВВС планируют принять на вооружение семь самолетов AL-1A. Общая стоимость программы ABL составляет 11 млрд долл. Химический лазер воздушного базирования разрабатывает фирма TRW, а фирма Lockheed Martin - системы управления и прицеливания. Фирма Boeing занимается сборкой первого самолета AL-1A и установку на него системы лазерного оружия.
- На 2003 г. запланирована программа испытаний системы ABL, во время которой должна быть продемонстрирована возможность уничтожения нескольких баллистических ракет. Для надежного поражения ракет специалисты ВВС создают математическую модель атмосферы над различными районами Земли, где могут пролегать траектории полета баллистических ракет. В настоящее время ВВС располагают достаточно надежными методами моделирования параметров атмосферы для регионов Ближнего Востока и Азии, которые должны быть внесены в базу данных лазерной системы ПРО.
- Для размещения на борту самолета AL-1A требуется достаточно компактный и легкий химический лазер. Первый демонстрационный образец лазерного модуля (в самолете их должно разместиться 14) получил одобрение после лабораторных испытаний в 1997 г. Однако он оказался на 30% больше и на 50% тяжелее, чем требуется по техническому заданию. В 1998 г. был создан лазерный модуль меньших размеров и более легкий.
- Первый этап программы испытаний системы ABL рассчитан всего на четыре месяца, после чего ВВС приступят к перехватам баллистических ракет. Такой план, однако, выглядит слишком оптимистическим, так как не учитывает необходимых уточнений и доработок, не предусматривается возможность неудачных испытаний. Поэтому GAO рекомендует пока не начинать постройку второго самолета AL-1A, пока первый опытный самолет не продемонстрирует возможность уничтожения ракет. <...>
- Эти амбициозные программы требуют огромных ассигнований, еще не предусмотренных существующим военным бюджетом. Поэтому исследуются альтернативные системы наземных лазерных ПРО, связанных между собой с помощью системы космических зеркал.
Перевод
- Командование Военно-морского флота России планирует переоборудовать тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" в вертолетоносец. Как заявил главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Куроедов, вместе с атомным ракетным крейсером "Петр Великий" и авианосцем "Адмирал Кузнецов", он может составить в будущем ударную группировку сил Северного флота в Атлантике.
- По словам главкома, в настоящее время корабль отбуксирован из Мурманской области для ремонта в Северодвинск на завод "Севмашпредприятие". Он будет проходить плановый ремонт. В.Куроедов подтвердил, что в течение всего прошлого года и в начале этого шли переговоры с Индией о его возможной продаже. Тогда даже назывались цифры - 2 млрд долларов. "Однако пускай эта сумма останется на совести журналистов. Суть в другом - пока у индусов нет денег для приобретения этого корабля. Поэтому мы приняли решение отремонтировать корабль, и в дальнейших планах командования флота сделать из него вертолетоносец", - сказал В.Куроедов.
- Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" вошел в боевой состав флота в 1987 году. Водоизмещение корабля составляет 40 тыс тонн, длина - 274 метра, ширина - 41 метр, скорость - 32 узла. На корабле базируется 16 самолетов вертикального взлета Як-38 и 19 вертолетов Ка-27 и Ка-24. Экипаж - 1950 человек. Корабль имеет на вооружении ракетные комплексы типа "Базальт", "Кинжал", зенитные установки, торпедные аппараты.
Агентство Интерфакс, 22.07.99
- В ходе недавней агрессии НАТО против Югославии погибли 524 и пропали без вести 37 военнослужащих югославской армии. Об этом сообщил 21 июля на заседании правительства СРЮ начальник генштаба ее вооруженных сил генерал Драголюб Ойданич. Он отметил, что потери армии в технике, понесенные в результате натовских бомбардировок, "минимальны".
- По данным генштаба, которые были обнародованы ранее, технические потери югославской армии составили 13 танков, 6 бронетранспортеров, 27 артиллерийских орудий и один радар.
- Союз НАТО, по сведениям югославского командования, потерял в небе над Югославией 61 боевой самолет, 30 беспилотных самолетов-разведчиков и 7 вертолетов. Данные о потерях югославской авиатехники не приводятся.
- Напомним, воздушные удары НАТО по Югославии продолжались 79 дней - с 24 марта по 10 июня. Как подсчитано в Белграде, в операции было задействовано 1200 самолетов альянса, в том числе 850 боевых. Они сбросили на югославскую территорию 2900 бомб и авиационных ракет. Кроме того, по ней было выпущено около тысячи крылатых ракет. Общий вес смертоносного металла, обрушенного на Югославию, составил 22 тысячи тонн - более чем по два килограмма на каждого жителя.
- По данным югославских властей, ударам подверглись 995 объектов практически по всей территории страны, причем основная их часть - мирного назначения. Особенно пострадали нефтехимическая промышленность, транспортные коммуникации и система электроснабжения. В частности, полностью разрушено 24 и повреждено 36 мостов, выведено из строя 22 электрораспределительные станции и 5 магистральных линий электропередач.
- Главными жертвами бомбардировок стали мирные жители. Как признал недавно спецпредставитель ООН по правам человека в бывшей Югославии Иржи Динстбир, балканская операция НАТО привела к большему числу жертв среди мирного населения, чем сам косовский конфликт, ради разрешения которого она якобы была предпринята. По данным официального Белграда, в результате бомбардировок погибли полторы тысячи человек и около 6 тысяч ранены.
Агентство РИА "Новости", 21.07.99
- "Воздушная кампания в Югославии дала слишком хорошие результаты, чтобы отказываться от ведения такой стратегии в будущем", - считает Эдвард Бутлак, аналитик и член исследовательской группы по вопросам национальной безопасности при правительстве США. По его словам, косовская операция являет собой пример постгероической войны: "Это была война без потерь. К тому же, война, в которой США не задействовали большую часть своих вооруженных сил, ибо обошлись без пехоты, без артиллерии, без бронетанковых подразделений. Нам даже не пришлось использовать истребители-бомбардировщики, потому что в этом не было никакой необходимости. Всю работу выполнили стратегические бомбардировки, производимые с большой высоты. Такого рода война имеет свои границы. Она не смогла защитить албанцев от нападений сербов. Она лишь наказала сербов после того, как они достигли своих целей".
- Эдвард Бутлак полагает, что такого рода относительно безопасные войны будут вестись и в будущем, если только вторжению не подвергнутся сами США. Со временем они даже смогут отказаться от традиционных вооруженных сил.
- Иной точки зрения придерживается Карл Хорн - президент вашингтонской консалтинговой фирмы, занимающейся вопросами обороны и национальной безопасности. По его мнению, косовская война была единственной в своем роде. Военно-воздушные силы США почти безупречно выполнили трудную задачу, говорит он, но проведение этой операции носит ограниченный характер: "Косово вряд ли может служить образцом, ибо не так уж много противников, подобных Сербии, которая так мало смогла противопоставить авиации США и НАТО. Если вам противостоят сравнительно незначительные силы, то стоит ли удивляться, что вы одержали победу?" По словам Карла Хорна, труднее было бы справиться с таким противником, как, например, Китай, если бы США оказались втянутыми в войну из-за Тайваня.
Агентство РИА Новости ("Голос Америки"), 23.07.99
- Как и во время боевых действий в Ираке в 1991 г., основу тактической ударной авиации ВВС США в ходе операции "Союзническая сила" составляли многоцелевые истребители Lockheed Martin F-16C Block 40 (неофициальное обозначение - F-16CG), истребители-бомбардировщики Boeing F-15E, штурмовики Fairchild-Republic A-10A, a также малозаметные тактические ударные самолеты Lockheed Martin F-117A.
- BMC США использовали против Югославии многоцелевые палубные истребители Boeing F/A-18C. Кроме того, в роли ударного самолета впервые применялись истребители Grumman F-14A, которые обычно классифицировались как палубные истребители-перехватчики. Эти самолеты были переоборудованы в многоцелевые истребители, оснащенные навигационно-прицельной системой LANTIRN, противорадиолокационными ракетами HARM и обычными бомбами.
- Союзники США также задействовали в боевых операциях хорошо известные по войне в Персидском заливе истребители-бомбардировщики Panavia Tornado, истребители-бомбардировщики SEPECAT Jaguar и вертикально взлетающие ударные самолеты British Aerospace Harrier. Следует отметить, что за время, прошедшее после войны в Персидском заливе, боевые возможности этих самолетов существенно улучшились.
- Многоцелевые истребители американских ВВС F-16C Block 40 в настоящее время оснащены подвесной системой LANTIRN, обеспечивающей полет к цели на предельно малой высоте (в том числе и в режиме следования рельефу местности), поиск малоразмерных объектов противника (в любое время суток) и применение по ним высокоточного оружия - ракет воздух-поверхность AGM-65 Maverick и корректируемых авиабомб (КАБ) с лазерным наведением. В 1991 г. отдельными компонентами системы LANTIRN оснащались единичные самолеты F-16C, летчики которых были недостаточно обучены работе с новым оборудованием, что делало его использование малоэффективным. Теперь система LANTIRN стала главным средством поиска целей, что позволило значительную часть налетов перенести на темное время суток.
- На 39 самолетах F-16C (большинство из которых было размещено на авиабазе Авиано в Северной Италии) был установлен блок IDM, интегрированный с автоматизированной системой целеуказания в реальном масштабе времени Golden Strike. Эта система обеспечивает передачу с наземного пункта в кабину самолета на дисплей с цифровой картой местности данных о целях и тактической обстановке в районе целей. Таким образом, удалось связать ударные самолеты, пилотируемые и беспилотные средства воздушного наблюдения и управления, а также наземные командные пункты в единый разведывательно-ударный комплекс.
- Уже в ходе боевых действий часть многоцелевых истребителей голландских ВВС F-16AM также получила контейнеры с системой LANTIRN. Вооружение этих истребителей, оснащенных системой LANTIRN, составляло КАБ GBU-10 и GBU-12 калибром по 900 кг (каждый самолет мог нести по два таких боеприпаса).
- Бельгийские самолеты F-16A также использовали в боевых условиях КАБ с лазерным наведением. Очевидно, лазерная подсветка целей выполнялась с борта других самолетов или наземными средствами целеуказания.
- Как и в ходе операции "Буря в пустыне", на истребители F-16 пришлось наибольшее число потерь, что объясняется вынужденным использованием этого самолета (создававшегося для завоевания господства в воздухе посредством ведения маневренного воздушного боя) для выполнения ударов по наземным целям, причем в большинстве случаев самолеты F-16 летали на высотах менее 4700 м.
- Другим тактическим ударным самолетом, широко применявшимся американскими ВВС, был двухместный многофункциональный истребитель Boeing F-15E, также оснащенный системой LANTIRN. По сравнению с самолетом F-16, он имеет значительно большие бомбовую нагрузку (до 9 т) и радиус действия в ударном варианте (около 1100-1200 км за счет использования конформных топливных баков типа Fast Pack). Самолет F-15E может применять более мощные боеприпасы, в частности, КАБ GBU-28 калибром 2100 кг. Он также является единственным в ВВС США носителем тактической крылатой ракеты AGM-130, a также управляемой авиабомбы GBU-15 c телевизионным наведением.
- Официальная информация о потерях самолетов F-15E (как co стороны НАТО, так и со стороны сербов) отсутствует, однако из трех сбитых и двух поврежденных истребителей типа F-15, возможно, есть и самолеты F-15E.
- C первого дня войны для ударов по инфраструктуре югославской ПВО, а также по другим ключевым объектам, широко использовались тактические истребители-бомбардировщики Lockheed Martin F-117A, которые несли КАБ типа Paveway II или III c лазерным наведением. Однако эффективность этих самолетов, очевидно, оказалась меньше ожидаемой. Тем более, что на третьи сутки боевых действий (27 марта 1999 г.) один самолет F-117A был сбит в воздушном бою в 32 км от Белграда югославским истребителем МиГ-29.
- По данным министерства обороны Югославии, 5 апреля был сбит второй истребитель-бомбардировщик F-117A, a 20 мая - третий (командование НАТО эти потери не подтвердило). Кроме того, 1 апреля на аэродроме Плесо (г. Загреб) в результате боевых повреждений совершил вынужденную посадку другой самолет F-117A.
- Истребители-бомбардировщики Panavia Tornado BBC Великобритании, Германии и Италии также широко использовали КАБ типа Paveway II и III, a также кассетные боеприпасы, предназначенные для поражения площадных целей, в частности, ВПП. На Балканах эти самолеты (как и в операции "Буря в пустыне" в 1991 г.) несли относительно большие потери, обусловленные недостаточной боевой живучестью самолетов. 24 марта 1999 г. было сбито сразу два истребителя-бомбардировщика Tornado, принадлежавших ВВС Германии и Великобритании. Всего, по данным командования югославской армии, были сбито 10 самолетов Tornado, больше, чем каких-либо других самолетов НАТО.
- Франция использовала для ударов по Югославии многоцелевые истребители Dassault Aviation Mirage 2000D и SEPECAT Jaguar, a также самолеты Mirage F1CT, которые прибыли в район боевых действий уже на заключительном этапе. Некоторые истребители Mirage 2000D были оснащены подвесными контейнерами с телевизионно-лазерной системой PDLCT-S, принятой на вооружение в 1998 г. Эта система обеспечивает возможность применения высокоточного оружия типа УР класса воздух-поверхность Aerospatiale AS-10L Laser, французских КАБ с лазерным наведением калибром 400 и 1000 кг, а также аналогичных американских боеприпасов типа Paveway II калибром 220 кг. По отзывам французских летчиков, применение КАБ в Сербии "было несколько более успешным, чем в Ираке в 1991 г.".
- Французские истребители Jaguar, также оснащенные системой PDLCT-S, впервые в боевых условиях испытали КАБ GBU-16 калибром 450 кг с лазерным наведением. Выполнив более 1500 боевых вылетов, французские ударные самолеты сбросили приблизительно 1000 единиц высокоточного оружия.
- Истребители Mirage 2000D, снабженные БРЛС Antilope 5-3D, имеющей режим следования рельефу местности, а также оснащенные блоком спутниковой навигации и усовершенствованной системой РЭБ, действовали, преимущественно, ночью. Более простые самолеты Mirage F1CT и Jaguar применялись, в основном, в светлое время суток.
- Еще одним типом ударного самолета, использованным Францией против Сербии, стали палубные штурмовики Dassault Aviation Super Etandard, которые базировались на борту авианосца Foch, располагавшегося в Адриатическом море. Эти самолеты также применялись в светлое время суток.
- По оценкам французских летчиков, эффективность дневных ударов оказалась сравнительно низкой: сербские войска, действовавшие в условиях горно-лесистой местности, широко использовали рассредоточение и маскировку, что не позволяло выполнять прицельное бомбометание. Очевидно, сыграла свою роль и угроза со стороны сербских ПЗРК и зенитной артиллерии, что заставляло летчиков, без крайней необходимости, не снижаться ниже 4000 м.
- Против целей в Косово ВВС США использовали штурмовики Fairchild-Republic A-10A, которые наилучшим образом приспособлены для действий в условиях Балкан. Имея совершенное бортовое оборудование, высокую живучесть и мощное вооружение, эти самолеты действовали, в основном, на малых высотах, где летчики могли осуществлять самостоятельный поиск и опознавание малоразмерных целей. Тем не менее три штурмовика А-10А было сбито, а один серьезно поврежден.
- Сравнительно большие потери в авиационной технике, а также затяжной характер войны, постепенно стали сказываться на моральном духе летчиков НАТО. Если в первые недели боевых действий ударные самолеты возвращались с неизрасходованным боекомплектом лишь в том случае, когда бомбометанию препятствовали погодные условия, то в дальнейшем (по утверждению командира российского разведывательного корабля "Лиман"), участились случаи отказа от выполнения боевого задания из-за боязни ПВО, а также наблюдались случаи сброса бомб в Адриатичекое море.
- Если при нанесении ударов по стационарным объектам (казармам, штабам, электростанциям, мостам и т.д.) тактическая ударная авиация НАТО продемонстрировала относительно высокую эффективность, то против войск югославской армии, развернутых в Косово, она оказалась практически неэффективной. По данным югославской стороны, в Косово из 300 танков удалось вывести из строя лишь 13, из которых 10 было эвакуировано на ремонтные предприятия. Столь низкую эффективность авиационных ударов можно объяснить несостоятельностью технических средств, слабой организацией воздушной разведки и несвоевременной выдачей данных по целеуказанию. Как показал опыт Косово, сегодня еще рано говорить о "цифровом" поле боя, когда экипаж ударного самолета, включенный в единое информационное пространство, получает полную информацию о противнике от различных внешних средств ведения разведки. Видимо, и в дальнейшем летчики будут полагаться, в основном, на бортовые средства обнаружения наземных целей и собственное зрение.
Перевод
-е посещение страницы с 31.07.1999