Штопор - движение ЛА по вертикальной нисходящей спирали малого радиуса при больших углах атаки. Возникает после потери скорости и сваливания. Вообще штопор классифицируется по шести признакам, если интересно, то после перечислю, но вопрос был про вывод из него.
Для современных самолетов (к коим и Су-27 относится) были разработаны и применяются при летных испытаниях в качестве базовых пять типовых методов вывода ЛА из режимов нормального штопора:
- Энергично поставить рычаги управления в положение, соответствующее прямолинейному горизонтальному полету без крена и скольжения на углах атак, меньших допустимых.
Рекомендуется для вывода ЛА из режима неустойчивого колебательного штопора
- Отклонить до упора педали против вращения и одновременно поставить ручку управления в положение, соответствующее прямолинейному горизонтальному полету без крена и скольжения на углах атаки, меньших допустимых; в момент замедления вращения поставить их в нейтральное положение.
Рекомендуется для вывода ЛА из режима крутого колебательного штопора.
- Отклонить до упора педали против вращения и с небольшой паузой (3...6 сек) отклонить ручку полностью от себя при нейтральном положении ее по крену. Поставить их в нейтральные положения в момент замедления вращения.
Рекомендуется для вывода ЛА изрежима крутого равномерного штопора
- Отклонить до упора педали против вращения и одновременно до упора отклонить ручку в сторону вращения и с небольшой паузой (3...6 сек) отклонить ручку полностью от себя. В момент замедления вращения поставить все рычаги управления в нейтральные положения.
Рекомендуется для вывода ЛА из режима устойчивого плоского штопора.
- Отклонить до упора педали против вращения и одновременно до упора отклонить ручку в сторону вращения с полным отклонением ее на себя. В момент замедления вращения поставить все рычаги управления в нейтральные положения.
Рекомендуется для вывода ЛА с дифференциальным стабилизатором иэ режима устойчивого плоского штопора.
В случае неэффективности 4 и 5 в ходе испытаний выход из штопора обычно осуществляют с помощью противоштопорных устройств. При невозможности вывести ЛА из штопора до 3000 необходимо катапультироваться. При запасе высоты опытный летчик-испытатель может попытаться перевести штопор из устойчивого в неустойчивый резкими отклонениями ручки и далее применить один из базовых методов.
Вот немного о выводе из штопора. Из перевернутого три способа, но это потом, если надо...
А простой способ, многие сами дошли до него, - отклонить до упора педали против вращения и с небольшой паузой отклонить ручку полностью от себя.
© Pilot 18.05.1998 02:20:09
Вот решил я продолжить рассказ про штопор :)
А продолжение начну с описания самого штопора и его вариантов Штопор - это одно из критических явлений в динамике полета .Он характеризуется возникновением самопроизвольного сложного пространственного движения на углах атаки больших угла сваливания , которое пороисходит так же с быстрой потерей высоты и скорости .
Штопорное движение обуславливается взаимодействием аэродинамических и инерционных сил и моментов. Необходимым условием штопора является сваливание , а достаточным - наличие начальных подкручивающих моментов относительно осей X и Y.
В режиме штопора наблюдаются резкие изменения характеристик управляемости до полной ее потери или возникновения обратной реакции на отклонение рычагов управления.
Современным скоростным самолетам свойственно большое роазнообразие режимов штопора , что объясняется как особенностями их компановки, разнообразием конструктивных схем и конфигураций, так и существенным изменением самих условий летной эксплуатации.
Самолет может войти в режим штопора при недостаточно четких или даже ошибочных действиях летчмка , повлекших непреднамеренное превышение угла сваливания в процессе выполнения маневров на углах близких к критическим или при парировании уже начавшегося сваливания. На характер штопора сушественное влияние оказывают исходный режим полета ( высота, число М , ) , положение органов управления ( особенно элеронов) и продолжительность вращения.Рассмотрим некоторые из них. Штопор на высотах более 19 км отличается рядом особенностей : затянутый по времени вход в штопор; бОльшая неравномерность движения; пониженные скорости вращения и более высокаядвижения по траектории ; более значительная потеря высоты за виток и на выходе ;бОльшее запаздывание на выходе и возможность перехода в штопор обратного вращения. Скольжение изменяет величину раскручивающего аэродинамического момента крена , так внешнее скольжение приводит к появлению дополнительного момента крена , что способствует более энергичному раскручиванию ,а внутреннее , наоборот, способствует уменьшению скорости крена. Отклонение элеронов влияет на поведение самолета в штопоре и при выводе из него . Отклонение для парирования крена в момент срыва в штопор усиливает резкость бокового движения самолета. В режиме штопора перемещение рычага управления вбок по вращению в нормальном штопоре делает поведение самолета более колебательным и менее устойчивым , способствует уменьшению запаздывания на выходе , а перемещение вбок против вращения , наоборот, делает штопор более устойчивым и равномерным , что затрудняет выход из штопора и увеличивает запаздывание.
© Pilot 01.06.1998 00:58:56
Вот, пока в моем мониторе все цвета, решил я закончить про штопор.
Осталось часть про вывод из перевернутого штопора.
Для перевернутого штопора сушествует три основных метода по выводу самолета из режима:
- Энергично поставить рычаги управления в положения, соответствующие прямолинейному горизонтальному полету без крена и скольжения на положительных углах атаки меньше, либо равных допустимым.
Такой метод применяется при выводе из неустойчивого колебательного штопора
- Отклонить до упора педали против вращения и одновременно или с небольшой паузой в 1-3 сек. отклонить ручку на себя несколько за нейтраль, сохраняя при этом нейтральное положение ручки по крену.
Этот метод применяют при выводе из режимов крутого равномерного штопора.
- Отклонить до упора педали против вращения и с небольшой паузой в 2-4 сек. отклонить ручку полностью на себя, сохраняя при этом нейтральное положение ручки по крену.
Применяется при выводе из режима устойчивого штопора.
При выводе из перевернутого штопора следует помнить, что руль направления слабо затеняется спутной струей крыла и стабилизатора, поэтому более сильных методов для вывода не используют.
© Pilot 11.06.1998 01:24:06