Что-то мне на праздник вспомнилось, глядя на наших ветеранов войны...


Памяти моего первого инструктора.

"Hу ладно, парни, так и быть: поговорим немного, пока бортов нет и спать не очень хочется..." - так начинал он свои рассказы о своей боевой юности...
"Вы спрашиваете, страшно-ли мне было на войне?- конечно страшно!! Это только в фильмах показывают героев, идущих с каменно-бездушным лицом на таран.
Вы только можете догадываться, что это не совсем правильно, а я-то - ЗHАЮ!
Когда измученные до скотского отупения полетами и боями мы в очередной раз вылетали на задание, страх оставался где-то на уровне подсознания, как остатки инстинкта самосохранения...
То есть, я знал, как страшен ощетинившийся стволами бомбер, знал, что это такое - идти на него в атаку, почти наверняка зная, что немецкий стрелок уже давно держит меня в поле зрения и только выжидает момент, когда я приближусь на убойную дистанцию. Hо я страшился только попасть в секторы обстрела - и я обходил их почти инстинктивно!
Точно так-же - каким-то птичьим инстинктом - я управлял самолетом, я физически сливался с ним, я знал с точностью до метров, сколько мне нужно пространства в воздухе для любого маневра! Я чувствовал заранее каждый чих мотора, не глядя на приборы. Я мог с закрытыми глазами уверенно ткнуть пальцем в нужный мне выключатель/рычаг/кнопку.
И горе тому, кто не успевал так освоить самолет до боя!
Я-то начинал войну, уже имея около сотни часов налета в ОСОАВИАХИМе, да еще 10 прыжков с парашютом - какой-никакой, а все-же опыт! И все-таки мне иногда приходилось туговато... А сколько раз мне доводилось видеть взрывающиеся на глазах самолеты моих друзей! Сколько было у нас молодых пилотов, почти мальчишек, слишком горячих и неопытных, чтобы их выпускать в бой один-на-один против годами оттренированых в школах и в боях асов "Люфтваффе"! Это было просто "летающее пушечное мясо"!- ускореные курсы по программе "взлет-полет по кругу-посадка" - и на фронт!! Что они могли, да еще на наших потрепанных норовистых самолетах?!- только один из десятка - более выносливый и более непредсказуемый - имел шанс остаться в живых.
Естественный отбор в полной красе.., почти по учению Дарвина...
И все-же страх был: оказаться в прицеле врага раньше, чем ты его увидишь сам и тем самым лишиться времени на ответный маневр!
Хуже всего, когда враг снизу: на фоне земли иногда успеваешь заметить хорошо закамуфлированного чужого только по трассам его очередей, уже нарезающих на мелкую щепу твой самолет.
А знаете, что такое - атака со стороны солнца, когда кажется, что само слепящее светило взрывается вам навстречу смертельными очередями!
Зато как это прекрасно, блеснув горящему врагу на прощанье крылами, самому раствориться в его теплом сиянии на выходе из атаки!
Вы видели когда-нибудь сову? Иногда мне казалось, что я тоже могу вот так-же крутнуть головой на все 270 градусов, отслеживая самолеты в слепящей ярко-синей бездне неба и вертя ею аж до хруста в шейных позвонках. Это сейчас я уже не могу двинуть шеей, а тогда...
Только позже, когда появилось радио в самолетах, пришло облегчение: стало возможным предупредить друзей об опасности, поговорить с "Землей", попросить помощи, если-уж очень сильно "прижмет"...
Страх - это состояние человека, исчерпавшего на данный момент все свои возможности и впавшего в ступор: он просто не может сообразить больше ничего!
Его мозг лишь отрешенно как-бы со стороны наблюдает за ходом событий и даже не пытается их анализировать и искать выход из ситуации. Просто подводит психика - и тогда человек уже наполовину труп!
Расскажу вот такой случай:
Вы представляете, что это такое: идти в лобовую?? Да так, чтобы и немец попался - не трус... Мой противник не отвернул, вернее, отвернул, но немного поздновато - в последний момент он резко накренился и хотел уйти в сторону.
Последнее, что мне запомнилось - это его белесовато-синее закопченое брюхо, и черно-дымные разрывы снарядов моей очереди на нем - я его достал-таки - а потом удар, треск и чернота...
Струя высотного холодного воздуха через разбитый фонарь быстро привела меня в чувство. БОльшая половина левой плоскости была оторвана, винт срезало....
Самолет еще несколько секунд беспорядочно кувыркался, но потом законы аэродинамики взяли свое и он начал свой последний вальс: сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее закружился вокруг своей оси. Штопор!- от перегрузок в глазах - кровавые чертики, тебя физически размазывает по стенке кабины.., как я в полубессознательном состоянии выбрался из неуправляемого самолета - до сих пор не могу понять, но выбрался быстро!
Вы думаете - это было спасение?? Ха!- я тоже так думал! Я радовался жизни, яркому солнцу, голубому небу, сверкающим белоснежным легким кучевым облакам под ногами, беспомощно барахтаясь на стропах парашюта, ощупывая занемевшее избитое тело и провожая взглядом два падающих самолета: штопорящий мой и чуть ниже - разваливающийся горящий немецкий: Я сбил его!!!
Радовался, пока не услышал рев идущего прямо на меня размалеванного под акулу "Мессера". Он прошелся рядом со мной метрах в пяти, заложив вираж почти на "ребре". Я четко видел улыбающуюся морду фрица, его надменный жест победителя - кулак с большим пальцем вниз!! В ярости я разрядил в него всю обойму моего трофейного "Парабеллума" и, видимо, ранил пилота: самолет резко дернулся влево-вниз от меня!
И вот тогда началось!!! Он решил поиграться со мной, пока я беспомощно падаю: после двух его заходов с пулеметным огнем мой парашют был похож на рваную мочалку и почти не задерживал падение, а я получил шальную пулю в ногу. Он-таки целился по куполу, чтобы запугать меня! Hо я-же парашютист! Я не стал дожидаться, пока эта сволочь снова развернется в вираже,- и отстегнул бесполезный уже парашют, моля Бога только о двух желаниях: чтобы запасной парашют не был поврежден и чтобы он нормально открылся!
Я свободно падал еще метров 500, наблюдая за пикирующим вслед за мной фрицем, выжидающим, когда-же я раскрою запасной, чтобы добить меня...
Я дернул кольцо у самых верхушек спасительных сосен и они мягко приняли меня в свои мохнатые лапы...
В отличие от немца, который чиркнул по верхушкам деревьев на выходе из пике, его мотор зачихал, захлебнулся. Он завис на мгновение, качнулся с крыла на крыло, будто раздумывая, куда лучше упасть - и исчез в изумрудной-пыльной чаще леса в черном облаке взрыва!
Я наблюдал это, вися на стропах парашюта, легшего куполом на вершину высокой сосны. И только потом я испугался, когда дошло, какой прекрасной мишенью - белый купол на зеленом фоне - я был-бы для этого ублюдка, если-б он сам себя не наказал!
Есть-таки высшая справедливость на этом свете!!!
Из любого положения есть выход - хороший, или чуть похуже... Hадо только заставить себя СООБРАЖАТЬ - и он найдется!
И тогда на страхи не останется свободного времени!"

10 мая 1999 г. 23:04