[ 1 | 2 | 3 | 4 | 5/6 ]
- Справедливости ради отмечу, что Ил-18 оказался с сюрпризом. Старая "Аэрофлотовская" раскрасска, надпись на борту - все это для маскировки. На самом деле мы летели на бывшем Ил-22 (летающий командный пункт). Бывшем - потому что спецоборудование частично демонтировано, а то, что осталось - неработоспособно. Хотя внешне - все на месте. И обтекатель на 2/3 длины фюзеляжа, и "бульба" на киле, и растяжки антенн. Внутри оборудованы "купе", стоят столики - все это вполне привычно. Пока летели, экипаж рассказал о многом. Инструктор начинал службу на Севере, летал на Ил-38. Было все - и полеты на нескольких метрах от воды, так что струя от винтов поднимает буруны, и "прижимание" НАТОвских вертолетов, и гонки с истребителями. Пришлось и "повисеть" над тонущим "Комсомольцем". Вопреки официальной версии, над лодкой кружило 4 самолета. Приказ сбросить средства спасения долго не поступал. Борьба за выживание корабля не была организована. Дело дошло до того, что моряки не знали, как пользоваться сброшенными с самолетов плотами! (Надо дернуть за красную ручку и плот автоматически надуется).
- Сейчас работа - тоже не сахар. Иной раз всю неделю экипаж не может попасть домой. На вопрос, какой налет, ответ был просто фантастический: 250 часов! Потом добавили - за последние 2 месяца! Это больше, чем санитарная норма "Аэрофлота" - 70 часов в месяц. А истребители, которые налетывают по 12-15 часов в год, вообще рядом не стоят! Мотаться приходится во все концы. Спать - иной раз на борту, часа три увал - и то здорово. Питание для летного состава - 15-18 рублей в сутки. Но качество еды - где кто как ворует. Хорошо кормят в Курске. А в Воронеже - лучше не есть.
- Пока летели, переговорили о многом. Ил-18 был в серии до середины 80-х. Потом стапеля порезали. С регулярных линий его вытеснил Ту-134. "Аэрофлоту" нужны была скорость. Но иной раз получалось, что прожорливая "стотридцатьчетверка" добиралась до места с промежуточной посадкой, а "восемнадцатый" летел напрямую. Получалось, лететь медленнее, но прилетаешь быстрее... Сейчас Ил-18 еще эксплуатируются, но лет через 10, скорее всего, их не останется. А жаль - машина красивая и надежная. Во время испытаний отрабатывали взлет на трех моторах, полет на двух, на одном работающем двигателе! И летел, не падал.
- Наконец вижу полосу. Телевизионщики сгрудились у пилотской кабины, снимают посадку. Строим "коробочку" и мягкое касание на астраханской земле. Спускаемся по лестнице - 3 метра высоты, все шатается. Прохладно как в Москве. Прилетели!
- На аэродроме жизнь идет своим чередом. Только что отлетали МиГ-29, теперь их КамАЗами тянут на стоянку. Мой товарищ пытается сделать кадры, но в такой темноте ловить нечего. Аэродром в Приволжске входит в структуру ЦБП. Здесь летают истребители ПВО, рядом - в Ашулуке - учатся стрелять ракетчики и просвечивают небо РТВшники (Радиотехнические Войска). В 20-х числах сентября должны летать МиГ-31 с Урала. Наверное, пермяки. Плановая учеба идет своим чередом.
- Нас же размещают в гостинице. "Комфортные" 6-местные номера с тараканами, серым бельем, удобствами в конце коридора. Вода холодная, едва течет. Пить ее нельзя. Колбаса в магазине - километров за двадцать. Вид у нее не ахти - утром посмотрел и все скормил собакам, благо они не привередливые. Питание в столовой - 3 рубля 50 копеек за завтрак. Вареное сало (называется свинина). Черная картошка на горелом масле. Каша. Всего - по чуть-чуть. И это - столовая для летного состава!
- Утром задержали фотографа из нашей группы. Он ТАССовец, опытный мужик. Вышел поснимать туман, росу... Его и повязали. Оказалось, о нашем приезде почти никто не знал. Никто и не готовился. Автобус за нами не присылали. В столовой заказ не делали. Я сам не сильно огорчился, но что могут написать по этому поводу мои коллеги? Вот, в армии развал и тление. И будут правы - как их встретили, так они и будут судить.
- Еще пару часов ожидания на аэродроме, и мы снова грузимся в Ил-18. Теперь до Ашулука осталось рукой подать. Снова взлет. Сквозь иллюминатор вижу ряды МиГ-29, одинокий МиГ-23, уже без двигателя. Потом унылая степь. Наконец, вторая посадка за последние 12 часов. Мы почти на месте.
[ 1 | 2 | 3 | 4 | 5/6 ]
-е посещение страницы с 09.11.1999