Самолет Бе-32 предназначен для выполнения широкого круга задач при использовании его в пассажирском, транспортном, санитарном и административном вариантах. Разработаны также варианты самолета для обучения парашютистов и для охраны лесных массивов. Ведущий конструктор Бе-32 - Николай Лавро, заместитель генерального конструктора.
Бе-32 представляет собой модернизацию пассажирского и транспортного самолета Бе-30. Изменилась главным образом внутренняя компоновка. Теперь в пассажирском салоне можно было разместить до 17 кресел. Все 8 выпущенных «тридцаток» были переделаны в вариант Бе-32, три из которых проходили эксплуатационные испытания в Быковском авиаотряде. Один самолет выпустили в грузопассажирском варианте с большой грузовой дверью.
Высокая тяговооруженность позволяет «32-му» легко выполнять даже фигуры высшего пилотажа. Примером тому является «боевой разворот» (правда, без пассажиров), демонстрировавшийся на многочисленных выставках. За это качество пилоты прозвали машину «гражданским истребителем».
Еще в 1976-м летчик-испытатель Е.Лахмостов установил на Бе-32 два мировых рекорда. Hа высоты 3000 и 6000 м самолет поднялся за 2,42 и 5,3 мин., что на 26,9 и 28,36 сек лучше достижения американского летчика Д.Лилиенталя. Правда американцы их тут же улучшили и рекорды Бе-32 остались всесоюзными.
Бе-32, как и его предшественник, является цельнометаллическим монопланом с высокорасположенным крылом и однокилсвым хвостовым оперением. Двухместная кабина экипажа оборудована комплексом современного пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего полеты днем и ночью, в сложных метеорологических условиях.
Грузовая кабина может быть выполнена в одном из следующих вариантов:
Самолет имеет трехстоечное колесное шасси (передняя стойка убирается в фюзеляж, основные - в продолжения мотогондол двигателей), которое может быть заменено на лыжное шасси или на поплавки, что значительно расширяет возможность применения самолета в районах с большим количеством водоемов, северных районах и в условиях Арктики.
Силовая установка самолета состоит из двух турбовинтовых двигателей ТВД-10 взлетной мощностью 1100 л. с., установленных в мотогондолах под крылом. Поскольку эти двигатели морально устарели, намечалось заменить их на ТВД-20 взлетной мощностью 1375 л. с. Но эти двигатели так и не были подготовлены к установке на самолет, и на модификациях самолета Бе-32К и Бе-32ПВ установливаются двигатели PK6A-65B, выпускаемые совместным предприятием «Пратт-Уитни Климов» с четырехлопастными винтами «Hartzell».
Всего построено 8 самолетов Бе-32, в том числе 3 опытных и 5 самолетов первой опытной серии.