- В сентябре 1948 г. начались испытания опытного истребителя Ла-176, созданного конструкторским бюро С.А.Лавочкина.
- Строился Ла-176 в основном для проведения исследований особенностей поведения машины на звуковых и сверхзвуковых скоростях полета. Поскольку погода была нелетная, испытания перенесли на Черноморское побережье. В процессе испытаний и выполнения программы исследований летчик полковник И.Е.Федоров (Герой Советского Союза) выполнил целую серию полетов. Первоначально «звуковой барьер» штурмовался в полетах «с прижимом» - со снижением от 10 до 6 км. Поскольку возникли сомнения в методике измерения скорости, трубка ПВД была заменена на сверхзвуковую. После чего испытания продолжил капитан О.В.Соколовский. 26 декабря 1948 г. (если отбросить сомнительные по технике измерения полета) впервые в СССР была достигнута скорость звука. В январе 1949 года летчики уже шесть раз летали со звуковой скоростью.
- Учитывая, что скорость 1105 км/час была достигнута на высоте 7 тыс. м, то ее следует считать уже сверхзвуковой, так как она соответствовала значению М = 1,02.
- Испытания были прерваны катастрофой и гибелью летчика Соколовского. На взлете у его машины отсосало фонарь. Крышка фонаря открылась и пилот погиб.
- После Ла-176 24 сентября 1949 г. летчик-испытатель А.М.Тютерев в пологом пикировании на МиГ-15 преодолел звуковой барьер, а в феврале 1950 летчик-испытатель И.Т.Иващенко на МиГ-17 многократно и уверенно (на этот раз в горизонтальном полете без всякого «прижима») преодолел звуковой барьер. В феврале-мае 1950 г. на те же летные режимы вышел и Як-50.
- Самолет по схеме повторял Ла-168: высокоплан со стреловидным крылом. Но впервые в нашей стране угол стреловидности крыла был доведен до 45°. Горизонтальное оперение - высоко поднятое, почти на вершине киля.
- Истребитель был вооружен одной пушкой калибра 37 мм НС-37 и двумя калибра 23 мм НС-23. Двигатель РД-45Ф в 2270 кгс тяги был вскоре заменен на ВК-1 с тягой 2700 кгс.
- Был построен один опытный экземпляр. Схема Ла-176 получила развитие при создании сверхзвукового истребителя-перехватчика Ла-190.