- Самолёт МиГ-31 является дальнейшим развитием истребителя-перехватчика МиГ-25П. Он предназначен для использования в системе ПВО страны, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей (в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолётами и высотными скоростными самолётами класса Lockheed SR-71 или бомбардировщиками B-1B) в любое время суток, в сложных погодных условиях, при интенсивном ведении РЭБ. МиГ-31 - практически единственный самолёт, который способен перехватывать и уничтожать крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах.
- Рекомендации ЦАГИ по этому самолету были выданы в 1968, а в 1972 г. в ОКБ им. А.И.Микояна начались полномасштабные работы по созданию машины. Истребитель, получивший обозначение МиГ-25МП (Е-155МП, «изделие 83») должен был иметь рубеж перехвата 700 км при полете с крейсерской скоростью 2500 км/ч (М=2,35) и 1200 км - на дозвуковой скорости.
- Постройка первого опытного истребителя - Е-155МП-831 - завершилась весной 1975 г. 16 сентября состоялся первый полёт нового самолёта (лётчик-испытатель А.Федотов). В следующем году на летные испытания вышла вторая опытная машина, а летом 1977 г. на авиазаводе "Сокол" в Горьком были изготовлены два самолета первой установочной партии. После окончания первого этапа государственных испытаний, в 1979 г. был развернут серийный выпуск перехватчиков, получивших новое обозначение - МиГ-31.
- В отличие от исходного самолёта, экипаж нового истребителя-перехватчика состоял из двух человек, т.к. сложное радиотехническое оборудование потребовало ввести в экипаж штурмана-оператора, главной задачей которого является контроль за воздушным пространством и разработка тактики перехвата групповых целей.
- В состав БРЭО был включен радиоприцел «Заслон», первоначально (с начала 1960-х годов) разрабатывавшийся НИИ Приборостроения для дальнего перехватчика с изменяемой геометрией крыла Ту-148, которым предполагалось заменить самолёт Ту-128.
- Первые полеты истребителя с установленной ФАР состоялись в 1976 г. 15 февраля 1978 г. впервые был выполнен полет с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей.
- Программа государственных испытаний была полностью завершена осенью 1980 г., когда первые серийные самолеты уже начали поступать в строевые части авиации войск ПВО. Первой новыми истребителями была оснащена авиачасть, базирующаяся в г.Правдинске. Самолет МиГ-31 с СУВ “Заслон” официально был принят на вооружение авиации ПВО в декабре 1981 г. В строевых частях МиГ-31 начали заменять, в первую очередь, дальние перехватчики Ту-128 (перевооружение полностью завершилось к концу 80-х гг.).
- В июне 1991 года самолёт впервые демонстрировался на авиационном салоне в Париже, осенью 1991 года он экспонировался на международном салоне в Дубае. На международных авиасалонах он завоёвывал лестные отзывы специалистов.
- МиГ-31 стал первым в мире истребителем, перелетевшим северный полюс (испытатели Р.Таскаев и Л.Попов).
- На показе руководителям стран СНГ авиационной техники в Мачулищах (Беларусь) зимой 1992г. демонстрировался истребитель-перехватчик МиГ-31М. 2 сентября 1998 г. МиГ-МАПО продемонстрировало новую модификацию перехватчика - МиГ-31БМ, предназначенную для борьбы с радарами.
- На сегодняшний день зарубежных аналогов МиГ-31 не существует.
- Истребитель МиГ-31 близок самолёту МиГ-25 и выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и двухкилевым оперением.
- Планер самолёта на 50% выполнен из нержавеющей стали, на 16% из титана, на 33% из алюминиевых сплавов, 1% приходится на другие конструкционные материалы. Алюминиевые сплавы имеют рабочую температуру до 150 градусов, а зоны высокого кинетического нагрева при больших сверхзвуковых скоростях выполнены из титана и нержавеющих сталей. За счет этого была снижена масса планера.
- Носовая стойка шасси двухколесная, с грязезащитными щитами. Основные стойки имеют конструкцию тележек, в которых колеса расположены тандемом со смещением относительно продольной оси. Такое шасси значительно снижает давление на грунт, что позволяет эксплуатировать МиГ-31 с грунтовых и ледовых аэродромов (что особенно важно при эксплуатации самолёта в малоосвоенных районах Сибири, где отсутствует развитая аэродромная сеть). Створки ниш основных стоек используются в полёте в качестве отклоняемых на угол 44° тормозных щитков общей площадью 1.39 м2. Они могут быть выпущены даже на сверхзвуковых скоростях.
- Крыло - трапециевидной формы с углом стреловидности 41°. В корневой части крыла имеются небольшие наплывы со стреловидностью 70° установленые для улучшения маневренности при больших углах атаки.
- Два киля вертикального оперения общей площадью 15.6 м2 слегка развалены в стороны (на 8°) и несут на себе нагрузку в виде многочисленных антенн.
- Горизонтальное оперение цельноповоротное с размахом 8.75 м и площадью 9.8 м2. Под хвостовой частью фюзеляжа, с развалом 12° расположены аэродинамические гребни.
- На самолете установлены новые высокоэкономичные двухконтурные ТРДДФ Д-30Ф6 (первоначально - Д-30Ф) со смешением потоков наружного и внутреннего контуров за турбиной, с форсажной камерой и регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции. Они имеют бесфорсажную тягу 9270 кГс (91 кН) и форсажную 15510 кГс (152 кН) на каждый из двух двигателей. Сухая масса двигателей 2420 кг. Разработка началась в 1972 г. под руководством П.А.Соловьева.
- Воздухозаборники двигателей - боковые, прямоугольного сечения, регулируемые посредством подвижных горизонтальных панелей. Внутренний запас топлива, размещаемого в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках - 1630 кг. На внешние подкрыльевые узлы могут дополнительно подвешиваться 2 ПТБ по 2500 л. Заправка - централизованная.
- Самолеты МиГ-31 более позднего выпуска, также МиГ-31Б (БС) и все последующие модификации оснащаются системой дозаправки топливом в полёте от самолетов-танкеров Ил-78 или Су-24Т. Г-образная штанга топливоприёмника выдвижная.
- Целевое обоpудование позволяет использовать истpебитель-пеpехватчик МиГ-31 автономно, в составе гpуппы из однотипных самолётов или в качестве самолёта-лидеpа для упpавления действиями истpебителей, имеющих менее совеpшенное БРЭО (МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-27 или Су-15).
- Для решения задач дальнего перехвата и обеспечения полуавтономных действий в радиолокационном поле потребовалось оснастить самолет уникальной РЛС с фазированной решеткой и квазинепрерывным излучением, способной обнаруживать малоразмерные цели на фоне земли (единственная в мире серийная РЛС для истребителей с ФАР, имеющей только электронное сканирование). Самолёт оснащён импульсно-допплеpовской РЛС СБИ-16 «Заслон» большой мощности (диаметp антенны, установленной неподвижно, 1.1 м). МиГ-31 является пеpвым (и до настоящего вpемени единственным) в миpе сеpийным истpебителем с ФАР, имеющим только электpонное сканиpование (аналогичные антенны имеют несеpийные ещё F-22, «Рафаль»C).
- Максимальная дальность обнаpужения цели с ЭПР 16 м2 - 200 км, дальность сопpовождения цели класса самолёт ДРЛО - 120 км, класса истpебитель - 90 км в пеpедней полусфеpе и, соответственно, 120 и 70 км в задней полусфеpе. Гоpизонтальный сектоp обзоpа РЛС - 140° (на некотоpых pежимах - 240°, т.е. обеспечивается наблюдение как за пеpедней, так и за задней полусфеpой), веpтикальный сектоp обзоpа +70/-60°.
- РЛС позволяет обнаpуживать и поpажать самолёты (в том числе и малозаметные), веpтолёты и КР в веpхней полусфеpе и на фоне земли. До 10 целей принимаются на автоматическое сопpовождение. Бортовой вычислитель «Аргон-К» выбирает из них 4 наиболее важные, на которые одновpеменно могут наводиться 4 pакеты Р-33. В отличие от амеpиканского истpебителя Гpумман F-14 «Tomcat», способного сопpовождать на пpоходе и одновpеменно наводить на pазличные цели УР AIM-54 «Феникс» в относительно узком сектоpе (+/-20°), РЛС самолёта МиГ-31 может pаботать в этих pежимах пpактически во всём сектоpе обзоpа.
- Истpебитель МиГ-31 оснащён теплопеленгатоpом 8ТП (инфракрасной системой поиска и сопровождения целей). Дальность обнаружения - до 50 км, горизонтальный угол обзора +/-60°, вертикальный +6/-13°. Датчик ИК-станции размещён в полуутопленном положении под носовой частью фюзеляжа на шарнирном подвесе, позволяющем выпускать его в полёте в рабочее положение. ИК-станция позволяет скpытно осуществлять поиск и пpименять оpужие (Р-40ТД и Р-60 с ТГС), а также действовать в условиях интенсивных pадиоэлектpонных помех.
- Наибольшая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырёх МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информацией и целенаведением в составе группы. Такой вариант боевого применения позволяет группе МиГ-31 из 4-х самолётов контролировать воздушное пространство шириной до 1000 км. Цифpовая система закpытой связи АПД-518 обеспечивает обмен pадиолокационной инфоpмацией в гpуппе из 4 самолётов МиГ-31 удалённых дpуг от дpуга на pасстояние до 200 км и наведение на цель гpуппы истpебителей имеющих менее совеpшенное БРЭО. Цифpовая закpытая линия обмена данными РК-РЛДН обеспечивает взаимодействие с наземным КП. Использование системы АПД-518 обеспечивает скpытую атаку цели истpебителем МиГ-31 пpи слежении за целью дpугим истpебителем, находящемся на безопасном удалении от самолётов пpотивника и тpанслиpующем pадиолокационную инфоpмацию на атакующий самолёт. Возможности ведения информационного обмена позволяют применять МиГ-31 для дальнего радиолокационного обнаружения, наведения на цель самолетов типа Су-27, МиГ-29. МиГ-31 - практически единственный самолет, который способен перехватывать и уничтожать крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах.
- В кабине оператора установлен крупноформатный индикатор тактической обстановки, кабина лётчика оборудована цветным индикатором на лобовом стекле (ИЛС) ППИ-70В, созданным МКБ «Восход», не имеющем к настоящему времени серийных зарубежных аналогов. Система обеспечивает лётчика информацией, спроецированной в бесконечность, в виде светящихся цветных шкал, индексов, реперов и надписей. Выдаются сведения о баро- или радиовысоте, приборной скорости, курсе, тангаже, угле атаки, вертикальной скорости, числе М, дальности до ВПП, положении самолёта относительно заданной траектории, индексе директорного управления, команды «малый газ», «тормозные щитки», «частичный форсаж» и т.д. При ведении воздушного боя на ИЛС дополнительно может выводиться следующая информация: текущая дальность до цели, разрешённая максимальная и минимальная дальность пуска ракет, заданное число М, ошибки прицеливания по углу места и азимуту, прицельная марка, кольцо разрешённых пеленгов при пуске ракет различного типа, метка атакуемой цели в координатах по углу места и азимуту, коллиматорная сетка, команды «пуск», «отворот влево», «отворот вправо», «атака в ПП», «атака в ЗП» (всего 24 команды). Система обеспечивает нормальную работу на фоне облаков с уровнем освещённости 10000 кД/м2.
- Навигационное оборудование включает радионавигационные системы «Тропик» (соответствует системе «Лоран» с точностью определения координат 0.13 - 1.3 км на дистанции 2000 км) и «Маршрут» (соответствует системе «Омега» с точностью определения координат 1.8 - 3.6 км на дистанции 2000-10000 км). Обеспечивается возможность применения самолёта на арктическом ТВД.
- Вооружение самолёта МиГ-31 включает УР большой дальности Р-33 (дальность пуска - 120 км), размещённых конформно парами одна за другой на четырёх полуутопленных узлах внешней подвески под фюзеляжем, УР средней дальности с ИК системой самонаведения Р-40Т и УР малой дальности Р-60, Р-60М или Р-73 на четырёх подкрыльевых узлах подвески. Под фюзеляжем установлена шестиствольная пушка ГШ-23-6 (калибр 23 мм, боекомплект 260 патронов, скорострельность 8000 выстр./мин, масса снаряда 200 г, начальная скорость 700 м/с), амбразура которой в нерабочем положении закрывается специальной створкой, что улучшает аэродинамику и снижает ЭПР самолёта.
- МиГ-31 не участвовали в вооруженных конфликтах. В первую очередь они шли на переоснащение полков, прикрывавших небо Заполярья и Дальнего Востока. Вот боевая статистика только одного полка ПВО, базировавшегося на Камчатке, который незадолго до этого пересел на новые МиГ-31: в 1987 г. летчики части 214 раз поднимались на сопровождение самолетов-разведчиков, в 1988 г. - 825 раз. Сильно досаждали SR-71, Р-З Orion и КС-135.
- Появление нового вооружения в частях ПВО, естественно, сразу заметили на Западе и, хоть и не снизили интенсивности полетов вдоль границ, но хулиганить стали реже. Если до 1984 г. летчики 365-го ИАП (сбившие южнокорейский Boeing 707 в 1978 г. в районе г.Кемь), имея на вооружении устаревшие Cу-15, долгое время были беспомощны против разведчиков SR-71, то пересев на новые Су-27 и МиГ-31, отучили "семьдесят первые" летать на своем участке. Характерен перехват, имевший место 8 марта: пара МиГ-31 так "обработала" SR-71A в нейтральных водах, что тот, не выполнив задачу, ушел на свою базу. В декабре 1986 г. 72-й ГИАП (Амдерма) получил истребители 4-го поколения МиГ-31, и уже 27 мая 1987 г. одна из эскадрилий заступила на первое боевое дежурство. В тот же день экипажу МиГ-31 в составе гв.капитана Ю.Н.Моисеева и гв.капитана О.А.Краснова пришлось осуществить боевое воздействие на самолет-разведчик SR-71 и вытеснить его далеко в нейтральные воды.
- Характеристики американских высотных самолётов-разведчиков Lockheed SR-71, делавшие раньше эти крайне дорогостоящие самолёты неуязвимыми от истребителей ПВО, уже не могли спасать от атак МиГ-31. Вероятно, это и стало одной из основных причин снятия SR-71 c вооружения в конце 1989 года.
- Построено более 500 самолетов МиГ-31 всех модификаций. На вооружении ПВО России сейчас находится 425 (на конец 1998 г.) истребителей-перехватчиков Миг-31. Производится модернизация всех имеющихся МиГ-31 до МиГ-31БМ.
- В ряде изданий сообщалось, что в начале 90-х 24 самолёта МиГ-31 были поставлены в Китай. Но, по всей вероятности, были только переговоры о поставках. В серьезных изданиях, таких как «World Military Aircraft Inventory. Teal Group Corp.», «The Military Balance» наличие МиГ-31 в ВВС Китая не упоминается.