- Под обозначением «139» в ОКБ А.Н.Туполева разрабатывалось 2 проекта.
- Первый - проект экспериментального ракетного самолета «139» готовился для выполнения одного из этапов программы создания ракетоплана «Звезда». По конструкции и назначению самолет «139» был близок к американскому экспериментальному ракетному самолету X-15. Его старт должен был осуществляться с Ту-95К. Самолет «139» позволил бы обеспечить пилотируемый полет на максимальной скорости 8000 км/ч и потолки до 200000 м при посадочных скоростях 300 км/ч.
- Другим - полностью спасаемый беспилотный самолет-разведчик. Проработка такого варианта предусматривалась еще на первоначальном этапе работ по самолету «123». В КБ в ходе проектирования рассматривались различные варианты решения этой задачи, но к реальным работам приступили только после передачи самолета «123» в серию.
- В 1964 году в КБ начались проектные работы по полностью спасаемому беспилотному самолету-разведчику, получившему по КБ обозначение самолет «139» (Ту-139, ДБР-2), система «Ястреб-2».
- Самолет «139» создавался на базе серийного самолета «123» и в основных компоновочных решениях соответствовал ему, за исключением новой оживальной в плане формы крыла и уменьшенного поперечного V горизонтальных плоскостей хвостового оперения. Основные отличия в конструкции были связаны с установкой на самолет «139» системы спасения. В хвостовой части самолета был установлен контейнер увеличенного размера под комбинированный посадочно-тормозной парашют, который, помимо торможения, после перецепки с помощью специальной системы выполнял функции посадочного. Для торможения у земли в фюзеляже были установлены несколько твердотопливных тормозных двигателей, которые начинали работать на последнем этапе посадки, по сигналу от контактного щупа. Мягкая посадка производилась с посадочной массой 13500 кг. Основные массо-габаритные параметры и летные характеристики самолета «139» практически полностью соответствовали самолету «123».
- В ходе работ по данной теме были построены несколько экземпляров опытного самолета «139». В конце 60-х - начале 70-х годов начались их испытания и доводки, в том числе и летные с натурной проверкой системы спасения. Испытания показали принципиальную возможность посадки беспилотного ЛА длиной 28 м и массой 13500 кг на неподготовленные площадки и последующего его использования. Но вскоре программа была свернута и работы по самолету «139» в КБ были прекращены.
- Наработки по теме «139» были использованы в проектах беспилотных дозвуковых разведчиков «141» и «143».