Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

Ракета «воздух-воздух» средней дальности, Hughes Aircraft Co.

AIM-120A AMRAAM

Описание

Сравнение Sparrow и AMRAAMПроектирование ракеты AIM-120A началось с конца 1979 г., когда из 5 фирм- конкурсантов были выбраны две - Hughes и Raytheon. Первоначально ракета имела обозначение AMRAAM (Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile).

Этими ракетами намечалось во второй половине 80-х годов заменить УР «Спарроу» аналогичного класса, состоящие на вооружении тактических самолетов ВВС, авиации ВМС и морской пехоты США, в том числе F-14, F-15, F-16 и F-18. Кроме того, AIM-120A должна была стать стандартной ракетой для авиации всех стран - участниц блока НАТО.

В тактико-технические требования к перспективным УР класса «воздух - воздух», в том числе и AIM-120A, включили, в частности, обеспечение автономности наведения, повышение эффективности борьбы как с высотными энергично маневрирующими, так и с низколетящими целями, существенное снижение стартового веса (примерно в 2 раза по сравнению с УР семейства «Спарроу») и возможность применения в условиях интенсивного ведения радиоэлектронной борьбы.

После проведения демонстрационных испытаний и пробных пусков в декабре 1981 г. основным подрядчиком была выбрана фирма «Хьюз эйркрафт», с которой был подписан контракт на сумму 421,2 млн долларов, предусматривающий полномасштабную разработку, изготовление предсерийных образцов и установочной партии, а также проведение летно-конструкторских испытаний.

Конструкция

Ракета AIM-120A выполнена по нормальной аэродинамической схеме и состоит из трех отсеков: головного, боевой части и хвостового. Она имеет крестообразное крыло небольшой площади, обеспечивающее достаточно хорошую маневренность при невысоких скоростях полета, и крестообразные рули в хвостовой части. Корпyc ракет изготавливается из стали, выдерживающей значительный кинетический нагрев.

В головном отсеке сосредоточена основная часть аппаратуры автономного наведения, которое осуществляется с помощью комбинированной системы - командно-инерциальной на начальном и среднем участках траектории полета, активной радиолокационной на конечном. К состав оборудования командно-инерциальной системы входят бескарданная инерциальная платформа и приемник командной линии связи, расположенный в сопловом блоке хвостовой части ракеты. AIM-120A оснащена системой управления (Weapons Guidance Unit) WGU-16B.

Активная радиолокационная головка самонаведения обеспечивает полностью автономное наведение ракеты после надежного захвата цели, включает антенну с высокочастотными каскадами приемника и передатчик, выполненный на полупроводниковых компонентах. Он работает в 3-см диапазоне волн с высокой частотой повторения импульсов при перехвате высотных целей на больших дальностях и с низкой частотой - при поражении низколетящих целей.

Антенна радиолокационной аппаратуры размещается под радиопрозрачным обтекателем (длина 530 мм, диаметр у основания 178 мм), изготовленным из керамики, армированной стекловолокном.

Двигательная установка представляет собой 2-режимный твердотопливный ракетный двигатель с высоким удельным импульсом, работающий на малодымном без окиси алюминия топливе. Вес топлива 45 кг. Разрабатываемый для перспективных ракет класса «воздух - воздух» компактный прямоточный воздушно-реактивный двигатель намечается в будущем установить и на ракете AIM-120

Применение

Типовая траектория наведения ракеты делится на 3 участка: командно-инерциальный, автономный инерциальный, активный радиолокационный. Обнаружение целей производится с помощью бортовой РЛС системы управления оружием самолета-носителя. Например, на истребителе F-18 «Хорнет» станция AN/APG-65 может выделять по таким характеристикам, как дальность и скорость сближения, 10 наиболее важных целей и непрерывно их сопровождать при сканировании (на индикаторе в кабине самолета отображаются восемь из них). После выбора цели летчиком ее координаты автоматически вводятся в инерциальную платформу ракеты, и затем, вплоть до пуска, используется общая для ракеты и самолета-носителя система координат, в которой осуществляются все расчеты, необходимые для перехвата. После пуска ракеты текущие координаты цели регистрируются лишь в бортовой аппаратуре самолета-носителя, и в том случае, если она не маневрирует, наведение ракеты производится с помощью инерциальной системы, а затем начинает работать активная радиолокационная.

Когда цель совершает маневры, производится коррекция ее координат, введенных в инерциальную аппаратуру ракеты перед пуском. Для этого осуществляется передача соответствующих команд коррекции через боковые лепестки антенны РЛС самолета-носителя, причем с периодичностью сканирования диаграммы направленности антенны. Эти команды воспринимаются на борту ракеты приемником командной линии связи. Подобное командно-инерциальное наведение возможно одновременно для восьми ракет AIM-120A при их пуске по разным целям. При этом на самолетном индикаторе отображается величина оставшегося времени полета каждой ракеты до момента включения ее активной радиолокационной аппаратуры, что позволяет летчику вовремя прекращать передачу команд коррекции на ракеты, перешедшие и режим самонаведения. Такая остановка передачи команд коррекции может производиться также в случае прекращения маневрирования цели, когда ракета способна наводиться с помощью своей инерциальной аппаратуры до момента перехода на самонаведения. Но этот способ наведения применяется лишь при отсутствии радиотехнических помех.

Если же цель осуществляет постановку активных помех, тогда бортовая аппаратура ракеты на среднем и конечном участках траектории полета может неоднократно переключаться в режим наведения на источник помех. В ближнем воздушном бою при визуальной видимости цели используется режим активного радиолокационного самонаведения.

Ракеты AIM-120A могут подвешиваться на пусковые устройства двух типов: с рельсовыми направляющими и с принудительным отделением при помощи пиропатронов. Первые сконструированы таким образом, что на них можно размещать еще и ракеты «Сайдвиндер». Устройства второго типа представляют собой несколько модифицированные существующие пусковые установки LAU-17 и LAU-92, которыми оснащаются самолеты F-14, F-15 и F-18. Они рассчитаны для подвески как ракет «Спэрроу», так и AIM-120A. Устройства обоих типов позволяют производить подвеску семи ракет па самолет F-14, шести па F-15, F-16, F-18 и «Торнадо-F.2», четырех на «Фантом» F-4F.

Испытания

В ходе разработки ракеты в 1981-82 гг. было проведено 6 пусков с самолетов разных типов в различных условиях. Так, первый пуск выполнялся в августе 1981 г. с истребителя F-16, и было получено прямое попадание в управляемую воздушную мишень QF-102. При этом проверялись сопряжение ракеты с системой управления оружием самолета, а также работа активной радиолокационной аппаратуры самонаведения. Второй пуск был проведен в ноябре 1981 г. с самолета F-15. Он также завершился поражением мишени QF-102, атака которой производилась со стороны задней полусферы при высоте полета самолета-носителя 1800 м и скорости 0.75М. Мишень находилась на высоте 300 м, имела скорость полета 0,7М. Пуск ракеты обеспечивался с помощью бортовой РЛС самолета-носителя F-15. В данном случае оценивалась работа инерциальной аппаратуры наведения на среднем участке траектории и активной радиолокационной аппаратуры самонаведения в условиях возникновения помех из-за отражений от земной поверхности.

При шестом пуске опытного образца ракеты с истребителя F-15 в конце 1982 г. была продемонстрирована способность перехвата низколетящей цели (мишень QF-102), использующей бортовые средства радиоэлектронной борьбы. Пуск проводился на высоте 4800 м и дальности 20 км со стороны передней полусферы цели, совершавшей полет на высоте 120 м. Первоначально ракета наводилась командно-инерциальным методом, а затем активная радиолокационная аппаратура осуществила захват цели и обеспечила самонаведение с точностью, находившейся в пределах расчетного радиуса поражения боевой части ракеты.

Для выполнения дальнейших испытательных пусков было изготовлено 87 ракет. 40 пусков намечалось осуществить с самолета F-16, остальные - с F-18, F-15 и F-14. Кроме того, в 1984 году предполагалось выпустить предсерийную партию ракет (204 штуки), а спустя год - установочную (720). Общие потребности в УР AIM-120A оцениваются в 20 тыс. единиц, из которых 13 тыс. поступят в ВВС и 7 тыс.- в ВМС США. Стоимость ракеты $386,000, из них - 68 % - стоимость системы управления..

Состояние

Первые серийные AIM-120A были поставлены Хьюз в 1988 33-му тактическому авиакрылу (33 TFW, авиабаза Eglin, Флорида).

Первое боевое применение AIM-120A произошло в декабре 1992 г, когда пилот F-16A сбил МиГ-25 над Южным Ираком.

После слияния Hughes Missile Systems Company, Tucson, Аризона, и Raytheon Electronic Systems, Bedford, Mass в Raytheon Systems Company, эта компания стала основным производителем AIM-120.

Срок службы новых УР составит не менее 25 лет, в течение которого планируется провести несколько модернизаций. Примерно в 1990 году был создан вариант AIM-120B, в который для наведения на конечном участке траектории, кроме активной радиолокационной аппаратуры, введена пассивная аппаратура самонаведения. Блок управления ракеты WGU-41/B оснащен электронно-перепрограммируемой памятью (EEPROM), позволяющей изменять программное обеспечение. Поставки новой ракеты начались в 1994 фин.году.

В 1996 фин.году начаты поставки модификации AIM-120C, отличающейся улучшенными характеристиками по скорости, маневренности и дальности перехвата целей. Она оснащена системой управления WGU-44/B, также с EEPROM. Ее также отличают уменьшенные размеры крыла и оперения, что позволяет использовать ее для внутренней подвески в отсеке вооружения истребителя F-22. 

Программа P3I предусматривает Изучаются также возможности создания противорадиолокационного и зенитного вариантов ракеты.

Боевое применение

27 декабря 1992-го американскому F-16D удалось произвести пуск ракеты AIM-120A по МиГ-23-му в закрытой для полетов зоне (с дистанции около 3 миль), каковой AIM-120A етот МиГ и зашибло (другой ушел на територию Ирана). Кстати ето было первое боевое применение AMRAAM-a... Известно и второе успешное применение AIM-120A в Ираке - когда 14 апреля 1994 года, AMRAAM-ом был сбит один из пары собственных "Блек Хоков" (второй зашибли Сайдвиндером).

Описание

Система наведения активная радиолокационная / командно-инерциальная
Первый пуск август 1981
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 3,66 (3,57)
Диаметр фюзеляжа, м 0,18 
Размах крыла, м 0,526
Размах оперения, м 0,627
Боевая часть WDU-33/ B (с готовыми поражающими элементами)
Стартовый вес, кг 148,6
Вес БЧ, кг 18
Силовая установка
Двигатель 1 РДТТ WPU-6/B
Тяга двигателя, кгс (кН)  
Вес топлива, кг 45
Летные данные
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) (4)
Дальность стрельбы, км 5-100 (более 30)

Ссылки



Фотографии

Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 05.11.2024
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.