Атаки угол
Угол между продольной осью самолёта и вертикальной проекцией направления полёта (т.е. набегающего потока воздуха, см. Углы). При повышении угла атаки ухудшается обтекание органов управления (оперения, рулей) за счёт аэродинамического затенения их крылом и, как следствие, потеря управляемости, вплоть до падения в штопор. Машины с ПГО (Су-33, Су-34, Су-35) способны летать на гораздо бОльших, чем обычно углах атаки, т.к. ПГО не затеняется крылом. Машины с управляемым вектором тяги (Су-30МК, Су-37) способны летать на любых углах атаки. Су-27 кратковременно, при выполненни кобры, способен выходить на угла атаки до 110°! Для обычного полёта критический угол атаки равен 33°.
Закрылки
Специальные аэродинамические поверхности, выпускаемые для увеличения подъёмной силы на малых скоростях полёта (<~400 км/ч). Поскольку они увеличивают лобовое сопротивление самолёта, их следует убирать на больших скоростях полёта. На скорости более 1000 км/ч выпускать не рекомендуется. Во «Фланкере» их можно выпускать/убирать по клавише «F» (flaps - закрылки).
«Кобра»
фигура высшего пилотажа, которую способны выполнять только машины семейства Су-27. Заключается она в резком задирании носа (до запрокидывания назад) при сохраненнии прежнего направления полёта, т.е. в выходе на углы атаки >90° (для Су-27 - 110°, для Су-37 - до 180°, т.е. Су-37 может при этом лететь хвостом вперёд) и последующем возврашении в нормальный полёт практически без потери высоты. Реально может использоваться для пуска ракет вверх-назад при использовании нашлемной системы указания. Тут можно посмотреть трек с выполнением «кобры» (она выполняется после «колокола»), а тут - с пуском ракеты в «кобре». Обычно используют название «кобра Пугачёва», так как первым на авиашоу «кобру» продемонстрировал лётчик-испытатель Виктор Пугачёв, хотя открыл эту особенность Су-27 Игорь Волк. В последнее время «кобру» научился выполнять МиГ-29М. В игре Су-27 «кобру» не выполняет, а имитирует. Для этого нужно нажать кнопку «K» при скорости 400-500 км/ч. В реальности кобра делается отключением альфа-канала ЭДСУ (отвечающего за продольную устойчивость) и взятием ручки на себя.
«Колокол»
Фигура высшего пилотажа, при которой машина со сброшеной тягой летит вверх, теряя скорость до полной остановки, после чего начинает падать хвостом вниз, через некоторое время возвращаясь в нормальный полёт. Долгое время эта фигура была доступна только винтовым самолётам, так как большинство реактивных двигателей не могут устойчиво работать при обратном продуве воздухом. Однако на МиГ-29 и Су-27 стоят двигатели способные устойчиво работать при любых углах атаки. Поэтому долгие годы это были единственные в мире реактивные самолёты способные выполнить «колокол». Лишь недавно подобное научились делать на F-16 и F/A-18. Полезность данной фигуры в бою в том, что на некоторое время скорость самолёта падает практически до нуля, делая его незаметным для допплеровских радаров и головок ракет с радиолокационным наведением.
Скольжение
Скольжение самолёта - это его движение вбок от основного направления, при котором плоскость симметрии самолёта имеет некоторый (ненулевой) угол («угол скольжения») с вектором воздушной скорости.
Тангаж, тангажа угол
Угол между направлением на горизонт и продольной осью самолёта (см. Углы). Т.о. при отвесном пикировании угол тангажа равен -90° а при горизонтальном полёте равен 0°.
Тормоз колёсный
Служит для удержания машины на полосе до вывода тяги на максимал или форсаж (чтобы разгон начинался сразу на большой тяге и происходил максимально быстро) или для торможения машины при посадке. Включается непрерывным удержанием клавиши «W» (wheel brake - колёсный тормоз).
Тормозной щиток
Су-27 садится с выпущенным тормозным щитком
JPEG 800x542 55К
Выпускается и убирается клавишей «B» (brake - тормоз). За счёт большой площади обладает большим аэродинамическим сопротивлением и позволяет быстро вытормозить машину.
Форсаж
Особый режим работы двигателя. Отличается от нормальных режимов сильным повышением тяги (с 7600 кгс на двигатель на максимале до 12500 кгс на полном форсаже) но за счёт большого расхода топлива. Если на максимале двигатель потребляет 190 кг топлива в минуту, то на максимале - 800 кг/мин! Но без форсажа практически невозможно вести маневренный воздушный бой. Достигается, в основном, повышением расхода топлива, сжигаемого за турбиной, и определённым изменением формы хвостовой, «выхлопной» части двигателя - так называемого сопла.
Штопор
движение ЛА по вертикальной нисходящей спирали малого радиуса при больших углах атаки. Возникает после потери скорости и сваливания. Подробнее смотри отдельную статью.