Научные Записки №10. Иван Сафранчук. Будущее ядерных сил России (часть 5)

(окончание)

Ядерная политика России

Сдерживание. Необходимо опираться на вариант расширенного ядерного сдерживания, который будет обеспечивать оборону страны от угроз на любом уровне. Такой вариант сдерживания является оптимальным для парирования всех возможных угроз практически одним и тем же набором средств. Соответствие возмездия угрозе должно обеспечиваться не за счет использования различных средств, а за счет различного по масштабам использования одних и тех же средств.

Структура ядерных сил России. Для реализации изложенных выше параметров политики ядерного сдерживания нынешние ядерные силы России избыточны и неадекватны. Во-первых, необходимо отказаться от ТЯО как средства, которое не подходит для политики расширенного ядерного сдерживания. Во-вторых, целесообразно перейти к диаде. Состоять она должна из МБР и бомбардировщиков с КРВБ.

РПК имеют несомненные преимущества. Во-первых, плюсы РПК особенно хорошо проявлялись в логике сдерживания во времена холодной войны. Теперь при снижении вероятности обезоруживающего удара необходимость в той степени неуязвимости, которую обеспечивают РПК, отпадает. Во-вторых, Россия испытывала и будет испытывать трудности с обеспечением своим РПК выхода в мировые океана. В случае прорыва в области создания морских средств минирования нельзя исключать, что значительная часть российского ядерного флота, особенно тихоокеанского, окажется запертой. Россия не морская (океанская) держава. Это данность, которую необходимо учитывать.

Для целей сдерживания стратегической ядерной войны с какой-то из ядерных держав можно обойтись только МБР. Однако при расширении политики сдерживания, что требует повышения возможностей для трансформации военного ресурса во внешнеполитический, появляется заинтересованность в средствах, которые могли бы это обеспечить. Таким средством являются бомбардировщики. Только авиационные ядерные средства обладают демонстрационным эффектом, проявление которого возможно без их применение – за счет поднятия в воздух бомбардировщиков.

Первый удар. Исходя из потребности в обеспечении максимальных возможностей для трансформации ядерного военного ресурса во внешнеполитический необходимо накладывать на него и варианты его использования наименьшие ограничения. В связи с этим необходимо более четко заявить в новом варианте военной доктрины о возможности применения Россией ЯО первой. При этом оговорок об условиях такого шага со стороны России делать нецелесообразно.

Расходы на СЯС. Расходы на СЯС, как и вообще на оборону, должны определяться, не исходя из того, сколько можно потратить, а исходя из того, сколько потратить нужно для обеспечения заданного уровня безопасности страны.

Паритет. Целесообразно отказаться от всех вариантов паритета и признать основой, достаточной для определения количественных и качественных параметров российской ядерной группировки, принцип неприемлемого ущерба. Исходя из того, что при определении этого параметра могут возникать трудности, необходимо подходить дифференцированно к его исчислению для различных групп вероятных противников. Принцип здесь тот же, что и при выборе варианта сдерживания, когда основным критерием являлись характеристики объекта политики сдерживания.

Для демократических режимов уровнем, достаточным для целей сдерживания в случае регионального конфликта, может служить демонстрационный взрыв в малонаселенных районах. В случае крупномасштабной войны с ядерными или неядерными державами – уничтожение до 10 крупных городов и основных объектов инфраструктуры. Это даже завышенные показатели, поскольку ранее уже шла речь о том, что при использовании ядерной опции против демократических режимов сдерживающую функцию выполняет ЯФ, а не его конкретное проявление. В этой связи по сути любое применение ЯО является неприемлемым. Значит, любое ядерное возмездие расценивается как несущее неприемлемый ущерб.

Для недемократических режимов исчислить неприемлемый ущерб практически невозможно, так как для них его уровень может быть чрезвычайно высоким. Однако это в том случае, если мы следуем исчислению неприемлемого ущерба при контрсиловом и контценностном ударах. При элитном поражении это сделать проще. Поскольку здесь уже важен не объем разрушений, а вероятность того, что попадет именно куда нужно. Недостатки в информации о местонахождении объектов поражения можно покрывать за счет увеличения количества поражаемых целей и завышенной мощности ЯБЗ.

Ответный удар. Следует отказаться от концепции ОВУ и сосредоточить внимание на ОУ. Для этого необходимо продолжать работу по уменьшению стимулов к нанесению первого контрсилового удара. Одно из направлений этого – увеличение живучести СЯС и полный запрет БГ с РГЧ ИН.

Объекты поражения. На глобальном уровне целесообразно сосредоточиться на контрценностном и инфраструктурном поражении, а на региональном – на элитном и инфраструктурном.

ПРО/СНВ. Целесообразно исходить из того, что американцы ведут целенаправленную работу по подрыву договора ПРО. Примерно через 10 лет, после выполнения условий договора СНВ-2, могут выйти из договора. В связи с этим ориентироваться надо на создание группировки, которая могла бы обеспечить прорыв национальной ПРО.

Переговорный процесс. Основой переговорного процесса должны стать контрсиловые потенциалы сторон. Если американцы не пойдут на определение этого направления переговоров как основного, то можно попробовать сделать центральным переговорным моментом их БРПЛ с РГЧ ИН. Если же они не пойдут и на это, то целесообразно выходить из переговорного процесса.

За последние 11 лет, после того как переговоры по РСМД вошли в решающую фазу, американцы привыкли к тому, что советской/российской стороне успех нужен на переговорах больше, чем американцам. По разным причинам это было так. Ситуация не изменилась и сейчас. Главная причина, почему российской стороне нужен успех на переговорах больше, чем американцам – это желание сохранить паритет и невозможность сделать это в нынешних российских условиях. Если происходит отказ от паритета и переход к новым параметрам политики ядерного сдерживания, то тогда и необходимость в переговорном процессе во многом отпадает. В этой связи и сами американцы, не имея возможности спекулировать заинтересованностью России для приобретения односторонних преимуществ, станут уступчивее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ:

БГ – боеголовка (и)

БЗ – боезаряд

БР – баллистические ракеты

БРВЗ – ракеты класса воздух-поверхность

БРПЛ – баллистические ракеты на подводных лодках.

ВВП – валовый внутренний продукт

ВВС – военно-воздушные силы

ВКО – военно-космическая оборона

ВКС – военно-космические силы

ВМФ – военно-морской флот

ВПК – военно-промышленный комплекс

ВС – вооруженные силы

ВСЯС – стратегические ядерные силы воздушного базирования (СЯС в ВВС)

ВТО – высокоточное оружие

ГРУ – главное разведовательное управление министерства обороны

ГУМО – главное управление министерства обороны

ДНЯО – Договор о нераспространении ядерного оружия

КП – командный пункт

КР – крылатая ракета

КРВБ – крылатые ракеты воздушного базирования

КРВБ (БД) – крылатые ракеты воздушного базирования большой дальности

КРМБ – крылатые ракеты морского базирования

КРНБ – крылатые ракеты наземного базирования

МБР – межконтинентальные баллистические ракеты

МСЯС – стратегические ядерные силы морского базирования (СЯС в ВМФ)

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

ОВД – Организация Варшавского договора

ОВУ – ответно-встречный удар

ОМУ – оружие массового уничтожения

ОСВ – ограничение стратегических вооружений в Европе

ОУ – ответный удар

ПВО – противовоздушная оборона

ПЛАРБ – подводные лодки с ядерными баллистическими ракетами

ПЛО – противолодочная оборона

ПРО – противоракетная оборона

ПУ – пусковая установка

РВСН – ракетные войска стратегического назначения

РГЧ ИН – разделяющиеся головные части индивидуального наведения

РК – ракетный комплекс

РКО – ракетно-космическая оборона

РЛС – радиолокационная станция

РМД – ракеты меньшей дальности

РПК СН – ракетный подводный крейсер стратегического назначения

РСМД – ракеты средней и меньшей дальности

СБУ – система боевого управления

СМИ – средства массовой информации

СНВ – стратегические наступательные вооружения

СОИ – стратегическая оборонная инициатива

СПРН – система предупреждения о ракетном нападении

СЯС – стратегические ядерные силы

ТБ – тяжелые бомбардировщики

ТВ – театр войны

ТВД – театр военных действий

ТТХ – тактико-технические характеристики

ТЯО – тактическое ядерное оружие

ЦКП – центральный командный пункт

ШПУ – шахтная пусковая установка

ЭМИ – электромагнитный импульс

ЯБЗ – ядерные боезаряды

ЯО – ядерное оружие

ЯФ – ядерный фактор

С3I – command, control, communications and intelligence

MAD – mutual assured destruction