Авиабаза =KRoN=
 

Основные разделы

АвиаТОП

В небе над Египтом

Это отсканированная статья из газеты «Красная звезда» где-то примерно за 1987-1988г.

// gals

Карту Египта Константин Андреевич Коротюк помнит до сих пор. Память хранит даже мельчайшие подробности и детали.

«Вот Канал, вот береговая линия Суэцкого залива. Порт-Саид, Исмаилия, Суэц. — Карандаш быстро скользит по листу из школьной тетради, вычерчивая на бумаге паутину дорог, русло Нила, контуры долин и гор.—Здесь, в Бени-Суайфе, был основной аэродром моего полка, второй — в Ком-Аушиме. Запасные аэродромы под Каиром и в Аль-Мансуре. А это — место, где наши сбили первый израильский самолет — «Скайхок». Дату — 22 июня — помнит, наверное, по сей день каждый из наших летчиков, сражавшихся в Египте».

Советские летчики появились в Египте в марте 1970 года. Они прибыли туда после того, как президент Насер обратился к Советскому правительству с просьбой об усилении египетской противовоздушной обороны. Время для Египта было отчаянное. Израильское командование, отказавшись от попыток прорвать сухопутную оборону египетских войск на Суэцком канале, избрало тактику «воздушного террора» — нанесения массированных ударов с воздуха. На Египет обрушилась лавина израильских бомб. Части приканальной группировки египетских войск несли тяжелейшие потери. Гибли под бомбами мирные люди. Израильская авиация действовала в египетском небе практически безнаказанно, противостоять ее натиску ПВО и ВВС Египта не могли.

В срочном порядке была сформирована и отправлена в Египет часть ПВО, которой командовал Алексей Смирнов. Вслед за ней из Советского Союза в Египет были переброшены истребительный полк и отдельная истребительная эскадрилья. Их личный состав был отборнейшим — пилоты 1-го и 2-го класса, у каждого по нескольку тысяч часов налета. Брали только добровольцев. Материальная часть — новейшая по тому времени модификация истребителя МИГ-21. Задача, поставленная перед советскими пилотами, формулировалась так: «Не допустить ударов израильской авиации по тыловым объектам Египта: промышленным предприятиям, военным базам, переправам на Ниле, населенным пунктам».

Задача сложная. Полк полковника Константина Коротюка должен был прикрывать огромный сектор египетской территории к югу от линии Хелуан-Суэц. В зону ответственности отдельной эскадрильи полковника Юрия Настенко входил северо-восточный район Египта — прибрежные воды Средиземного моря и участок суши между Александрией, Суэцким каналом и Каиром. Сам Каир к этому времени был прикрыт тройным кольцом советских зенитно-ракетных дивизионов.

Появление новых боевых самолетов не осталось незамеченным. «С воздуха нас засекли сразу же, как только мы сели на египетские аэродромы, — вспоминает Константин Коротюк.—А через несколько дней заявление по израильскому радио Голды Меир: «Нам известно, что русские летчики находятся в Египте. Мы готовы с ними сразиться. Когда нам это потребуется, мы это сделаем...»

«После этого ВВС Израиля прекратили рейды в глубь Египта. Бомбежек внутренних районов больше не было. Появлялись лишь самолеты-разведчики, старались избегать встреч с нашими пилотами, — говорит Юрий Настенко, недавно вышедший в отставку в звании генерал-лейтенанта. — Уже само наше присутствие разрядило обстановку в египетском небе. Израильская авиация основные свои действия перенесла в зону Канала. Для нас же началась война нервов и характеров, борьба на измор, на изматывание».

...На большой высоте над Синаем появлялась группа израильских самолетов, идущих на Египет. Их отчетливо наблюдали на экранах аэродромных радиолокационных станций. Куда идут, зачем — было неизвестно. На Каир, Хелуан? Собираются бомбить Зеленую зону? «Чтобы не допустить ударов по этим объектам, успеть перехватить противника, мы должны были поднимать наши самолеты на удалении минимум 200 километров, — объясняет Коротюк. — Взлетает одно звено, идет на перехват израильтян. Те заходят на египетскую территорию на 30—40 километров, подпускают к себе наши самолеты на 25—30 километров, разворачиваются и уходят назад. Мы можем преследовать их только до Канала, пересекать его запрещено. Наши идут домой, им вслед появляется новая группа самолетов, а то и две. Поднимаем второе звено МИГов и... история повторяется».

Такая «игра» продолжалась ежедневно. И в день по 4—5 вылетов на перехват. «Постоянное напряжение, нервы у всех на пределе,— вспоминает Юрий Настенко. — Как правило, лишь одна группа израильских самолетов шла демонстративно на большой высоте. А где-то слева, справа, сзади летела над самой землей другая, невидимая долгое время для наших радаров. Нужно было успеть перехватить, нейтрализовать и ее. Поэтому, как только взлетает одно звено, всем остальным — боевая готовность. Пилоты сидят в кабинах самолетов, стоящих в укрытиях в полной готовности — лишь нажать кнопку запуска двигателя, вырулить на полосу и взлететь. Летчики сидят в высотных костюмах, в укрытиях ни сквознячка, ни ветерка, А на улице за 40 градусов жары. И ожидание вылета может длиться часами...»

В Египет они летели воевать, на бесчисленных тренировках готовились к маневренным воздушным боям. И каждый раз, взлетая на перехват, летчики настраивались на бой. А израильтяне в бой предпочитали не вступать. Эта бесплодная монотонность изматывала людей. Накапливалась усталость, замедлялась реакция. А это самое опасное — усталый летчик теряет осторожность, падает его боеспособность. Поэтому после каждого полета, перед приземлением, каждый пилот стал выполнять комплекс упражнений высшего пилотажа, начали регулярно проводить учебные бои.

Вскоре довольно подробно изучили тактику израильских пилотов, их излюбленные приемы. «Противник был серьезный, — вспоминает Юрий Настенко. — Прекрасная школа пилотирования, у некоторых — в основном евреев американского происхождения — за плечами опыт боев во Вьетнаме. Воевали умно, расчетливо, хотя порой немного шаблонно. От боя на равных уклонялись, осторожничали...»

«И все же мы израильтян «переиграли», — с удовольствием вспоминает Юрий Настенко.

Утром 22 июня радиолокационные станции Джанаклиса «засекли» группу «Скайхоков», идущих к Исмаилии. На экране радара также мелькнули и пропали еще несколько засветок. Их быстро классифицировали: «Миражи». Группа прикрытия. Идут на малой высоте». В воздух поднялось несколько звеньев МИГов. Они сразу же пошли на высоту, выманивая на себя «Миражей». Те не замедлили появиться, начиная, как всегда, «воздушную карусель». В это же время пара МИГов капитана Сальника, прячась от радаров, на высоте 10 метров, проскочила к Исмаилии. Их не заметили ни пилоты «Миражей», чье внимание было приковано к основной группе МИГов, ни находившийся над Каналом «летающий радар» — самолет разведки «Хокай-Е», ни экипажи «Скайхоков», в хвост которым вышли два МИГа. Все остальное было делом мастерства, — говорит Юрий Настенко. — На следующий день нам привезли обломки рухнувшего на западный берег Канала «Скайхока». Приезжали из штаба ВВС Египта, поздравляли, благодарили. Подобную операцию мы проводили еще трижды, и каждый раз успешно».

Понеся потери, израильтяне еще более заосторожничали. Сначала примерно с неделю полетов не было вообще. Был шок, израильские пилоты приходили в себя. Затем впервые за долгое время начали летать по ночам, до этого — только днем. Интересно мнение на этот счет сбитого и плененного израильского летчика: «С русскими воевать тяжело, воюют до последнего. Нашим летчикам трудно невредимыми выйти из боя с ними». Алексея БАСЕНКО, корр. ИАН — спец. для «Красной звезды».

Copyright © Balancer 1997 — 2024
Создано 18.11.2024
Связь с владельцами и администрацией сайта: anonisimov@gmail.com, rwasp1957@yandex.ru и admin@balancer.ru.