
Як-28 Многоцелевой истребитель ОКБ Яковлева |
---|
Як-28ПМ |
| Экипаж | 2 человека | Год принятия на вооружение | 1965 | Размеры |
---|
Размах крыла, м | 12.95 | Длина самолета, м | 21.65 | Массы, кг |
---|
Нормальная | 15700 | Максимальная | 18400 | Топлива во внутренних баках | 3540 | Боевой нагрузки | 3000 | Силовая установка |
---|
Двигатели | 2 x ТРД Р-11АФ2-300 | Тяга, кГс | 2 х 5750 | Лётные данные |
---|
Скорость, км/ч | максимальная на высоте | 1900 | у земли | 1050 | Дальность полета с двумя ПТБ, км | 2700 | Потолок практический, м | 17000 | Длина разбега, м | 400 | Перегрузка максимальная эксплуатационная | 3 |
|
|
5 марта 1958г. летчик-испытатель В.М.Волхов поднял в воздух новый сверхзвуковой бомбардировщик «129». Он стал преемником самолетов Як-26 и Як-27Р. Для получения более высокой сверхзвуковой скорости пришлось существенно изменить конструкцию машины. Установили новые ТРД конструкции С.К.Туманского в гондолах усовершенствованной аэродинамической формы. Воздухозаборники имели центральное тело. Оно могло выдвигаться или убираться в зависимости от скорости набегающего потока воздуха. Внутренние топливные баки вмещали 3540 кг топлива. Кроме того, могли подвешиваться два подвесных бака, оснащенных системой одновременного сброса. В процессе испытаний самолету присвоили наименование Як-28.
Любимец Сталина, авиаконструктор Александр Яковлев в годы Великой Отечественной войны заслуженно прославился своими истребителями, однако в последующие годы пальму первенства уступил своим конкурентам. Перехватчики Як-25 и Як-28П отнюдь не поражали современников своими летными качествами, а созданные на их базе истребители-бомбардировщики Як-28 вообще кроме изумления у техсостава ВВС ничего не вызывали - ну как можно подвесить бомбу в фюзеляже, отстоящем от земли всего на полметра! Приходилось выкапывать специальный ров и боком накатывать на него самолет. Почему боком? Да потому что при велосипедном шасси иначе сделать это просто невозможно.
Первая серийная модель Як-28 оснащалась радиолокационным бомбовым прицелом РБП-3. В 1960г. появились модификации Як-28И и Як-28Л. Первая оснащалась автономной радиолокационной системой «Инициатива», позволяющей обнаруживать цели самостоятельно. Вторая - системой дистанционного наведения на цель по сигналам нескольких наземных станций управления. Самостоятельно же выйти на цель бомбардировщик Як-28Л не мог. В этом же году появился Як-28БИ. В отличии от Як-28И он имел вместо пушки НР-23 новую, обладающую более высокой скорострельностью, двуствольную пушку ГШ-23Я. В 1963г. был создан фронтовой разведчик Як-28Р. Эта машина заменила устаревшие самолеты Як-27Р и Ил-28Р. На базе Як-28Р сделали самолет радиоэлектронной борьбы Як-28ПП. В 1960г. поднялся в воздух перехватчик Як-28П. Он предназначался для перехвата воздушных целей на малых и средних высотах в большом диапазоне скоростей днем и ночью при любой погоде. На самолете была установлена новая система вооружения, состоящая из двух управляемых ракет Р-30 (К-8М) и радиолокационной станции «Орел-Д». Одна из ракет оснащалась ИК ГСН, другая РЛС ГСН. По сравнению с перехватчиком Су-9 эта система была более совершенной и позволяла не только обнаруживать цель, но и производить пуск ракет на значительно большем расстоянии до нее. Кроме того, Як-28 обладал очень важным для перехватчика качеством - малой длиной разбега. На самолете была предусмотрена подвеска пороховых стартовых ускорителей, сбрасываемых после взлета. Для сокращения пробега при посадке из подфюзеляжного хвостового гребня выпускалась штанга с датчиком касания земли, после чего сразу же срабатывала система тормозных парашютов. Высокие взлетно-посадочные характеристики машины позволяли строить аэродромы с укороченной полосой в труднодоступных районах Крайнего Севера.
Як-28П был самой массовой модификацией самолета (больше 430 штук). Однако он официально на вооружение принят не был. В процессе серийного производства перехватчик модернизировали. Новая модификация самолета Як-28ПМ имела улучшенную бортовую РЛС и четыре ракеты (две средней дальности и две малой). В 1961г. самолет Як-28П демонстрировался на авиационном празднике в Тушило. В июле 1967г. Як-28ПМ был представлен на авиационной выставке в Домодедово.
Як-28 находился в эксплуатации больше двадцати лет, и состоял на вооружении только в СССР.
Вооружение Як-28МП |
|
Встроенное
- Количество и тип - одна двухствольная 23-мм пушка 2ГШ-23Я
- Боекомплект, снарядов - 90
- Скорострельность, выстр./мин - 2500
Подвесное
- Количество внешних узлов подвески - 4
- Номенклатура - УР «воздух-воздух» К-13 и Р-30.
- Стандартное вооружение - 2xК-13 и 2xР-30
Модификации Як-28 |
|
- «129» - опытный образец (1958г.)
- Як-28 - бомбардировщик (1959г.)
- Як-28У - учебный (1959г.)
- Як-28Б - бомбардировщик (1960г.)
- Як-28БИ - бомбардировщик с РБП «Инициатива» (1960г.)
- Як-28И - бомбардировщик с РБП «Инициатива» (1960г.)
- Як-28Л - бомбардировщик с РБП «Лотос» (1960г.)
- Як-28П - перехватчик (1960г.)
- Як-28РЛ - разведчик, опытный образец (1961г.)
- Як-28СР - разведчик (1961г.)
- Як-28Р - разведчик (1963г.)
- Як-28ПП - постановщик помех (1964г.)
- Як-28ПД - перехватчик, опытный образец (1965г.)
- Як-28ПМ - перехватчик, последняя серийная модификация (1966г.)
Источники |
|
- Ю.Зуенко, В.Коростелев. - Боевые самолёты России.
- Фирма «Акелла». - Энциклопедия вооружений: «Самолёты, Корабли, Танки».
- Лана Пресс. - Авиационная фото коллекция «Гордость России».
Фотогалерея Як-28 |
|
 | Схема Як-28. Энциклопедия вооружений фирмы «Акелла» |
---|
GIF 462x400 12K |
---|
 | Як-28 в полёте. Энциклопедия вооружений фирмы «Акелла» |
---|
JPEG 600x383 29K |
---|
 | Як-28 над облаками. Энциклопедия вооружений фирмы «Акелла» |
---|
JPEG 600x377 29K |
---|
 | Як-28 в Музее авиации в Монино. Энциклопедия вооружений фирмы «Акелла» |
---|
JPEG 600x210 23K |
---|
|
Web design © =KRoN= 08.12.98
Последнее изменение: 10/16/2009 19:22:57.