Душа
Душа... Что такое душа?
Зашёл тут в fido7.ru.lukianenko на эту тему спор и многих заинтересовало найденное мною определение Души в "Карманном словаре атеиста" Ну и до кучи решил добавить ещё и из Большого Энциклопедического словаря...
Карманный словарь атеиста
Душа - по религиозным и идеалистическим представлениям - особая
нематериальная сущность, активное движущее начало в человеке;
представляет собой религ. олицетворение психической деятельности
человека. Первые религ. представления складывались на заре человеческой
истории, «когда люди, ещё не имея никакого понятия о строение своего
тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их
мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой
души...» (К.Маркс и Ф.Энгельс, т. 21, стр. 282). Вера в души, в духов (см.
Анимизм) - одна из древнейших форм религии. Первобытные представления о Д.
в дальнейшем получают свою модификацию в различных религ. верованиях.
Бессмертие Д. выступает как основной догмат христианства и большинства
других религий. Закреплению религ. представлений о Д. способствовала
идеалистическая философия, утверждавшая, что частицей божественной
сущности в человеке является дух, существующий автономно и являющийся
непостижимым. Наделив человека особой, независимой от тела сущностью -
бессмертной Д., религ. идеологи преследовали цель - подчеркнуть его
«божественную» природу. Реакционная идея о бессмертии Д. и загробной
жизни оказывала и оказывает отрицательное влияние на умы людей. Она
вселяет иллюзорную веру в потустроннее существование и тем самым
парализует творческую и социальную активность личности. Развитие науки,
прежде всего естествознания, шаг за шагом опровергало
религиозно-идеалистичское представление о Д. Особенно большой вклад в
научную разработку проблем психической деятельности человека и тем самым в
опровержение бессмертия идей Д. внесли И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Они
доказали, что все психические процессы причинно обусловлены материальным
миром, а психика есть проявление деятельности мозга. В результате получили
свое научное обоснование такие явления человеческой психики, как сон,
гипноз, внушение, самовнушение, считавшиеся ранее таинственными и
использовавшиеся религией для «доказательств» существования Д. и
непознаваемости душевных явлений. В общефилософском плане фидеистическая
[э... ФИДОистическая? - =KRoN=] идея Д. была подвергнута критике
Марксом, Энгельсом и Лениным, к-рые вскрыли социально-исторический
характер психики и сознания человека.
// Карманный словарь атеиста/Ю.А.Бахныкин, М.С.Беленький, А.В.Белов и др.; Под ред. М.П.Новикова.- 2-е изд., испр. и доп..- М.: Политиздат, 1979.- 279с.
Большой Энциклопедический словарь
ДУША , понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.