- На собрании акционеров, состоявшемся 29 мая Михаил симонов был снят с должности Генерального директора. На его место назначен Погосян.
- Только что по каналу Discovery шел длинный док. фильм про HIND на примере его боевого применения в ДРА. Было его сравнение (обр. 1971 г.) с Апачей и не в пользу Апачи... «За-то у нас есть много Сникерсов» - такова мораль фильма :-)
- Там прошла цифра о потере в Афгане 1200 вертушек...
- Если Апача - хужее (скорость, броня и т.п.), то у Югов - мы потеряем больше - межстрочная мораль фильма. (WINGS. The Bear Trap.)
Dmitry «Aspid» Borisenko, 03.06.1999, 5:56
- Собpание слyчилось таки. Михал Петpовича Симонова попеpли отовсюдy... Пpедседатель совета диpектоpов АООТ тепеpь - Hачальник yпpавления военных пpогpамм Минэкономики России Князев В.И.; Зам. ПСД - Кнышев А.И.; Генеpальный диpектоp - Пpедседатель пpавления HТС - Ген. Диpектоp АВПК Погосян М.А.; Михал Петpовича было pешено оставить Генеpальным констpyктоpом до сpока окончания контpакта (т.е. до июля).
- Погосяна и Князева пpичисляют к людям, близким к кpyгам, называемым в нынешних политических теpминах «семьей» - это как-pаз те, кто пpавительство к pyкам пpибpали, Росвооpyжение (в ОКБ его чаще Рос_Воp'ом называют :). О Князеве сyдить сложно, а вот о Погосяне те, кто сталкивался, говорят, что скользкий он тип. Чем-то напоминает Чyбайса (не по внешности, а по сyти). Помнится не так давно он пpоводил собpание, отчитывался (вpоде как :) за полгода своей pаботы на должности Ген.диp. АВПК «Сyхой». Часа два pассказывал о том, что за эти полгода ничего не сделано. Емy пpавда напомнили, что он все-таки не сидел сложа pyки. Пpи его непосpедственном yчастии было фактически соpвано тpи довольно пеpспективных (в pазной степени) контpакта, отчего он всячески отмазывался и сваливал на объективные пpичины, pаскpыть котоpые он не может - очень там все сложно. Потом емy задавали вопpосы, ни на один из котоpых он не ответил - все yводил кyда-то в стоpонy. А когда некотоpых это начало pаздpажать, и начались наезды, y него pезко появились неотложные дела в пpавительстве РФ и он быстpенько смылся...
- Первый серийный Су-30МКК полетел 20 мая, в Комсомольске. Экипаж - Соловьев И.Е., Пyленко А.В. Полет длился 45 минyт (с 11:55 до 12.40(?)).
- Прошел месяц со дня катастрофы Бе-103 Нет ли каких-либо сведений об этом событии? С тех пор Парламентская газета сообщила, что Бе-103 начали собирать серийно (две партии, что-то вроде 6 и 7 машин)
- А еще интересное событие, которое прошло мимо ушей общественности. «Трансъевропейские авиалинии» получили Ту-204. Очень симпатичный самолетик получился, покрасили его отменно
Олег Пантелеев
- Вчера вернулся из Ле Бурже и перед тем как делать страничку с отчетом, хочу коротко поделиться увиденным. Был я там всего один день - 16 июня. Первым делом пошел в российский павильон, который представляла Россвооружение. Там были стенды НПО Хруничева, АО Сокол, Суховский завод в Комсомольске на Амуре, ОКБ Звезда, ОКБ Камова, НПО Вымпел и еще несколько стендов, даже стендиков J типа стенда ЦАГИ (столик, пара плакатов и никого:..). Что интересного по стендам кратко:
- Хруничев. Привезли макет спасаемой первой ступени РН Ангара. Спасается он по-самолетному! После отработки ступени она разворачивает крылья, планирует, затем включаются ТРД и она садится на автопилоте на аэродром.
- Сокол. Там был Квочур, он сильно спешил и поговорить толком не получилось. Квочур прилетел на МиГ-29УБТ. Он сказал, что летать на Ле Бурже не будет, потому как запретил ген.дир. МПО МиГ. Мотивация запрета: у нас полно еще не проданных старых МиГ-29, а вы будете новый рекламировать, тогда старые никто не купит.
- Комсомольск. Об аварии Су-30МК отмалчиваются - комиссия, мол, разберется. Остатки самолета после окончания выставки вывезут Русланом на Родину. О Су-30КИ - отмалчиваются. Вобщем малоразговорчивые ребята.
- Звезда. Там ажиотаж - народ вертится постоянно. Во время аварии Су-30МК их кресло К-36Д 3.5 опять себя отлично прорекламировало. Сияющий Гай Ильич Северин сам сидит на стенде в кресле К-36 и комментирует видеопленку о своих креслах. Особенно понравился мне кадр, где Як-38У после попытки укороченного взлета падает с палубы в море и уже в воде срабатывает катапульта и выстреливает обоих пилотов прямо на палубу! Кстати, рядом со мной за этим внимательно наблюдал французский пилот, который спустя два часа демонстрировал пилотаж на Рафале. Северин сказал, что их кресла возможно начнут производить в штатах.
- Камов. Они не привезли на выставку Ка-50 и 52, как было обещанно - большое разочарование. Решили, что сейчас важнее продолжить испытания, но обещали их выставить на МАКСе. У них там на стенде стоит тренажер Ка-50-2. МЕЧТА ВИРПИЛА!!! Стоит кокпит - шесть цветных плоских дисплея дюймов по 15 и ни одного циферблата! Вокруг экран полукольцом 180 гр. На который проектируется изображение. Летай - не хочу! Впервые представлена модель Ка-50-2 с тандемным расположением экипажа! Очень оригинально решена установка пушки. Она висит не сбоку, а снизу в центре масс и имеет сектор обстрела 270 гр. При посадке турель складывается набок.
- Вымпел. Как всегда куча ракет и как всегда - лучших в мире.
- После павильона пошел смотреть пилотаж. Видел Мираж-2000, Рафаль, Еврофайтер, Ф-16 - летают отлично и очень красиво, но никто рядом не стоял с Су-30МК, который перед тем как упасть успел кое-что показать. Еще летал израильский апгрейд МиГ-21, но мне показалось, что летчик слишком уж берег машину. Из наших в этот день кроме спортивных Сухих и Яков летал только "Свисток" Бериева - Бе-200. Солидно сделал пару проходов над полосой и сбросил пару тонн воды. К сожалению в нас не попал - а жаль, жара была под 30. Еще летает МиГ-АТ и это все. К сожалению наша программа полетов очень слабая. После падения Су-30МК смотреть стало практически нечего.
- Затем ходил по стоянкам. Поговорил "за жизнь" с представителями "Русской авионики", которые сидели у МиГ-29УБТ, полазил по самолету. Самолет стоял со снятым носовым обтекателем, так что радар заснят на пленку. Затем лазил по Як-130. Они весь самолет утыкали гребнями - поставили три на носу, гребни с законцовок крыла перенесли ближе к корневой части и влепили еще два на киль - говорят стала лучше устойчивость на критических углах атаки. Микояновцы на эти ухищрения смотрят с улыбочками. Затем залез в украинский Ан-124 Руслан, который повезет в Россию остатки Су-30МК. Летчики пустили в кокпит (по стремяночке на высоту примерно 3-го этажа), запустили генератор (собирались поднимать носовую и кормовую аппарель) и оставили меня с товарищем и примазавщейся к нам японской журналисткой одних на "палубе". Такое может быть только у нас. Еще лазил по Бе-200, израильскому МиГ-21 Elbit, израильскому же апгрейду Ми-24 (апгрейд касается авионики и систем вооружения). А потом выставка закрылась и я уполз оттуда - ноги уже не ходили.
- Завтра, наверное будут фотографии, завтра же приедет мой товарищ, который остался там еще на два дня и привезет новый материал.
- Дайте знать, о чем подробно рассказать на сайте.
- В этой статье я хочу изложить своё мнение относительно того, как был потерян самолёт F-117A NightHawk ВВС США в небе Югославии. В последнее время появился ряд теорий, которые распространялись как официальными источниками, так и независимыми экспертами в области военной авиации. На сегодня есть следующие теории относительно гибели F-117A:
- 1. Самолёт потерпел аварию из-за механических проблем. Источник - первоначальное заявление официальных лиц ВВС США.
- На мой взгляд, это маловероятно. Несмотря на очень плохую аэродинамику и довольно значительный срок службы, F-117A является достаточно надёжным самолётом. Но, разумеется, исключить этого нельзя. Следует, однако, учесть, что позже официальное заявление было отозвано. Косвенным подтверждением маловероятности этой гипотезы является то, что остальные самолёты F-117A, находящиеся на этом театре военных действий, после аварии не прошли никаких дополнительных проверок (источник - официальные лица ВВС США).
- 2. Самолёт был сбит огнём зенитной артиллерии. Источник - югославские официальные лица.
- Эта гипотеза несостоятельна. Несмотря на плохие погодные условия, самолёты F-117 летают на высотах, недостижимых для огня зенитной артиллерии. Обычная высота полёта F-117A - 10-12 км. Ниже они не летают по нескольким причинам. Во-первых, из-за опасности быть сбитыми огнём зенитной артиллерии. F-117A - самолёт медленный (дозвуковой и с малым сотношением тяги двигателей к весу) и маломанёвренный. Он просто не в состоянии совершать регулярные противозенитные манёвры при заходе на цель. Во-вторых, форма корпуса этого бомбардировщика оптимизирована таким образом, чтобы он был малозаметным для радаров именно на этих высотах. В-третьих, продолжительным полётам у самой земли мешает повышенная турбулентность нижних слоёв атмосферы, приводящая к нарушению целостности радарпоглощающего покрытия самолёта. В-четвёртых, подавляющее большинство установок артиллерии ПВО Югославии используют оптическое наведение, которое невозможно использовать при стрельбе по чёрному самолёту, летящему с выключенными навигационными огнями ночью на высоте, большей 3-4 км.
- 3. Самолёт был сбит истребителем ВВС Югославии. Источник - югославские официальные лица.
- Эта гипотеза также крайне маловероятна. Самолёт радарной разведки AWACS не зафиксировал, по сведениям американской стороны, в районе нахождения F-117 активности ВВС Югославии. Выйти на малозаметный для радаров, летящий на большой высоте самолёт в ночное время и в условиях отсутствия поддержки с земли и активного радиоэлектронного противодействия - задача непростая даже при использовании самых современных технических средств и высокой квалификации пилотов. Ни тем, ни другим, увы, югославские ВВС не обладают. К тому же, если бы AWACS зафиксировал появление в воздухе истребителей ВВС Югославии, да ещё летящих курсом на перехват одного из их самолётов, был бы немедленно организован перехват этой группы самолётами F-15C или F-16C, осуществляющими воздушное прикрытие.
- 4. Самолёт был сбит ракетой переносного ЗРК типа "Стрела-2/3". Источник - неизвестен.
- Эта гипотеза столь же маловероятна, как и предположение о поражении F-117A огнём зенитной артиллерии, практически по тем же самым причинам (большая высота полёта, сложность визуального наведения). К тому же форма F-117 помогает прикрыть ИК излучение двигателей от наблюдателей на земле.
- 5. Поражение F-117A ракетой, выпущенной ЗРК типа SA-3 "Goa" (С-125 "Нева"), SA-6 "Gainful" (2К12 "Куб") или SA-11 "Gadfly" (9К37 "Бук"). Источник - официальные лица ВВС США и МО России.
- Эта гипотеза представляется мне наиболее вероятной. Причин тому несколько. Но вначале надо ответить на главный вопрос - как невидимый для радаров самолёт мог быть поражён огнём ЗРК? Как ЗРК вообще мог заметить F-117A, тем более открыть по нему прицельный огонь?
- Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо немного рассказать о технологии "стелс" и функционировании ЗРК. Вся "невидимость" самолёта F-117A, все его технологии "стелс", обеспечивают его невидимость главным образом в высокочастотном радиодиапазоне (порядка сотен МГц или нескольких ГГц). Для радиолокаторов, работающих на низких частотах (например тех, что использовали англичане во 2-й мировой войне самолёт-невидимка вполне заметен, хотя и не так хорошо, конечно, как обычный самолёт. Дело в том, что для волн длиной в сотни метров форма объекта уже практически не оказывает влияния на их отражение, а в основе технологии "стелс" лежит именно рассеяние отражённых от корпуса самолёта волн (этим объясняется такой странный "рубленый" вид самолёта-невидимки - когда этот самолёт создавался в 70-е гг, рассчитывать отражение радиоволн умели только для плоских поверхностей, поэтому он и состоит только из плоскостей). Некоторое уменьшение радарной заметности обеспечивают также радарпоглощающие вещества, которыми покрыт корпус F-117A, но их вклад в обеспечение уменьшения эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) не превышает, по оценкам экспертов, 10-15%. Кстати, под элегантными обводами стратегического бомбардировщика-невидимки B-2 "Spirit", состоящими из радиопрозрачных материалов, лежит такое же рубленое убожество.
- Зачем тогда вообще использовать подобные технологии, если самолёт всё равно будет виден на экране радара? Дело в том, что радары с низкой частотой обладают рядом очень серьёзных недостатков. Они обеспечивают малую точность позиционирования цели, легче глушатся средствами РЭБ, потребляют значительно большую мощность и значительно более громоздки, нежели работающие в высокочастотном диапазоне. Поэтому большинство используемых сегодня ЗРК либо отказались от использования низкочастотных радаров, либо используют их только в радиолокаторах обзора (РЛО), а радары подсветки и наведения (РПН), осуществляющие выведение ракеты на цель, работают на высоких частотах. Соответственно, даже если F-117 будет засечён на радаре, поразить его ЗРК не сможет. Так? Нет!
- Здесь и лежит коренное отличие старых ЗРК отечественного производства от их зарубежных аналогов. Ракеты старых комплексов использовали радиокомандное наведение в сочетании с полуактивным радарным на финальном отрезке траектории, их РЛО работали в низко- и среднечастотном радиодиапазоне, а РПН - в средне- и высокочастотном диапазоне. Но в условиях активного радиоэлектронного противодействия полагаться на полуактивную ГСН ракеты (значительно менее защищённую из-за ограничений по весу и стоимости ракеты) было невозможно. Учитывая, что в 50-е годы основными целями для подобных ЗРК считались маломанёвренные высоколетящие стратегические бомбардировщики с ядерным оружием, ЗРК того периода имели возможность вести огонь, вообще не прибегая к использованию РПН, с использованием РЛО для наведения зенитной ракеты в предполагаемую точку перехвата цели и подрывом в ней БЧ ракеты. Учитывая большой вес БЧ ракеты (50-100 кг) и значительный радиус осколочного поражения (200-500 м), подобная практика была, видимо, вполне оправдана.
- По моему мнению, именно таким образом и был поражён самолёт-невидимка F-117A. Наиболее вероятным я считаю поражение его самым старым ЗРК - С-125. Возможно также, что его поразил и "Бук", но, по официальным данным, этот комплекс на вооружении сил ПВО Югославии не состоит. Поражение его ЗРК 2К12 "Куб" я считаю менее вероятным, в связи с тем, что практический потолок его ракет составляет всего 12-14 км, и точность наведения на подобных высотах должна быть совсем низкой.
- Следует отметить ещё одну теорию, связанную с поражением F-117A ракетой ЗРК. Вполне возможно, что самолёт-невидимка был поражён в тот короткий момент, когда были открыты створки его бомболюка для сброса бомбы (при этом ЭПР F-117A резко (на 2-3 порядка) возрастает). Недостатком этой теории является то, что, по моему мнению, створки бомбового отсека находятся в открытом состоянии всего 10-15 секунд, что меньше времени реакции и подлёта ракет ЗРК, стоящих на вооружении югославских ПВО. С другой стороны, я, к сожалению, не знаю, где расположно устройство лазерной подсветки на F-117A. Если оно расположено внутри бомболюка (что довольно маловероятно), то дверца должна быть открыта в течение всего времени падения бомбы на цель, что с высоты в 10 км достаточно много. В последнем случае вероятность истинности этой гипотезы резко возрастает.
- Напоследок отмечу ещё один "официальный слух", распространяемый югославской стороной, в частности, в конференции rec.aviation.military. Утверждается, что в течение нескольких дней самолёты F-117A использовали один и тот же маршрут, что и позволило сербам стянуть в этот район самые боеспособные части ПВО и разработать план с поражением F-117A в момент открытия бомболюка. Если это так, то я просто снимаю перед ними шляпу. Но, по правде говоря, верится в это с трудом - американцы имели подобные проблемы "заезженных маршрутов" во Вьетнаме, и вряд ли так быстро забыли это.
- Комиссия по расследованию аварии российского истребителя Су-30МК на 43-м аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже опубликовала 19 июня официальное коммюнике о причинах происшедшего инцидента.
- Согласно выводам комиссии, подписанным ее председателем, инженером-генералом 1-го класса по вооружениям Бернаром Бессоном, российский истребитель Су-30МК 12 июня потерпел аварию при выполнении официального первого демонстрационного полета на салоне по следующим причинам: при выполнении запланированной фигуры высшего пилотажа - "нисходящей тройной бочки" - летчик-испытатель Вячеслав Аверьянов обнаружил, что на третьем витке он выйдет из зоны разрешенного пилотажа, после чего принял решение довернуть на безопасный для жителей города курс. В ходе этого маневра самолет потерял 240 метров высоты и после вывода в горизонтальное положение коснулся поверхности аэродрома Ле-Бурже хвостовой частью фюзеляжа.
- Двигатели и бортовое оборудование самолета работали нормально, что позволило экипажу после соударения с землей перевести самолет в режим набора высоты и благополучно катапультироваться.
РНТИ ИТАР-ТАСС
-е посещение страницы с 02.06.1999