Катастрофы, аварии и боевые потери вертолетов Ми-26 | Подробности |
1 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 18 октября 1985 г. |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | Р-н пгт Московский (Таджикистан) |
Время |   |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант | 23 оап ПВ КГБ СССР |
Экипаж | Командир - майор А. Н. Помыкин, бортмеханик - Е. Малухин.. |
Обстоятельства | Потеря управления при выполнении полета по маршруту Душанбе - Московский - Калат-Х***б (Афганистан). Аварийная посадка с сильным ударом о землю. |
Исход | Бортмеханик погиб, остальные члены экипажа тяжело травмированы (у командира сломаны обе ноги). Вертолет полностью разрушен. |
Причины | Поломка трансмиссии хвостового винта. |
2 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 1988 г. |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | Площадка Оли (близ г. Кутаиси, Грузия) |
Время |   |
Модификация | Ми-26 (борт № 51) |
Эксплуатант | 793 отбвп ВВС ЗакВО |
Экипаж | Командир - капитан А. Ханджин, борттехник - Е. Ларионов. |
Обстоятельства | Падение с высоты 3300 м при перевозке группы офицеров и технического имущества иад из Михацхакая в Вазиани для обеспечения пусков НАР. |
Исход | Спастись на парашюте удалось только борттехнику. Штурман и бортмеханик попали под вращающийся винт. Всего погибло 18 чел., в т. ч. находившийся на земле в месте падения ребенок. Еще один ребенок на земле получил многочисленные ожоги. Вертолет сгорел. |
Причины | Разрушение подшипника хвостового вала. |
3 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 13 декабря 1989 г. |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | Р-н 170 км шоссе Москва-Ярославль. |
Время |   |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант | ВВС |
Экипаж | Командир - летчик-испытатель 1-го класса полковник Разбегаев Анатолий Петрович, второй пилот - летчик-испытатель 2-го класса майор Чуркин Николай Павлович, штурман - заслуженный штурман-испытатель СССР полковник Данилов Леонид Степанович, борттехник - капитан Охотников Сергей Павлович, бортмеханик - прапорщик Метельский Александр Тадеушевич. |
Обстоятельства | Заклинивание управления при выполнении испытательного полета по запрограммированному навигационным комплексом маршруту в автоматическом режиме. Снижение с возрастающей вертикальной скоростью. |
Исход | Экипаж погиб. |
Причины | Критическая скорость "упора по шарнирному моменту" у прошедших через несколько восстановительных ремонтов лопастей вертолета была ниже штатного ограничения. |
4 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 27 марта 1990 г. |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | Р-н Киренска (север Иркутской обл.) |
Время |   |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант | Авиапредприятие г. Мирный Якутского управления гражданской авиации |
Экипаж |   |
Обстоятельства |   |
Исход | Находившиеся на борту 9 чел. погибли. |
Причины |   |
5 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 3 марта 1992 г. |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | Р-н с. Сейдиляр (Кельбаджарский р-н, Азербайджан). |
Время |   |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант | ВВС ЗакВО |
Экипаж |   |
Обстоятельства | Пожар на борту и падение во время выполнения полета по маршруту с. Гюлистан (Шаумяновский р-н Нагорного Карабаха - Армения) с беженцами на борту. |
Исход | Из 50 находившихся на борту чел. 12 погибли (по другим данным - 6 погибли и 31 спасся, по третьим — спаслось 38 чел., включая 5 членов экипажа). |
Причины | Поражение ЗУР ПЗРК. |
6 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 12 мая 1992 г. |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | Р-н с. Вазашен (Нагорный Карабах) |
Время | Вечер |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант | ВВС ЗакВО |
Экипаж |   |
Обстоятельства | Падение на землю с высоты 2000 м при выполнении рейса по маршруту Вазиани - Нахичевань по доставке продовольствия одной из частей ОВС СНГ. |
Исход | 3 члена экипажа и 6 пассажиров (по другим данным - 5 членов экипажа и 1 офицер-стажер штурмана) погибли. |
Причины | Поражение огнем ПВО. |
7 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 27 февраля 1993 г. |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | Аэропорт Steung Treng (165 миль северо-западнее Пномпеня, Камбоджа) |
Время |   |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант | Миссия ООН в Камбодже |
Экипаж |   |
Обстоятельства | Потеря управления при посадке с военным грузом миссии ООН на борту. |
Исход | Вертолет взорвался и сгорел, находившиеся на борту 14 чел. ранены. 5 из них потребовалась срочная эвакуация в Пномпень (1 - сильное сотрясение мозга, 1 - травма позвоночника, 1 - сильные ожоги). |
Причины |   |
8 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 19 октября 1995 г. |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | Мыс Неупокоевка (о. Большевик, р-н архипелага Северная Земля, Карское море) |
Время | 8 час 40 мин (по другим данным - 5 час 42 мин) |
Модификация | Ми-26 (борт № 95) |
Эксплуатант | Воркутинский отдельный арктический ап Арктической погрангруппы ФПС |
Экипаж | Командир - военный летчик 1-го класса майор (по другим сведениям - капитан) Александр Пухов, штурман - Василий Малолеткин, старший борттехник - капитан Александр Парамончев, борттехник - Николай Резван, радист - рядовой Григорий Шевчук, бортпроводник Михаил Епанишников. |
Обстоятельства | Столкновение с ледяным торосом высотой 313 м (на 55 м выше картографической) в ходе полета по маршруту Тикси - м. Челюскин (п-ов Таймыр) - о. Средний (Северная Земля) 12 пограничниками и автомобилем КрАЗ-260 на борту. |
Исход | 8 чел. погибли (в т. ч. - Пухов, Парамончев, майор Валерий Стремоусов, ефрейтор Татьяна Рехтина, рядовые Дмитрий Сюткин, Михаил Суров), 10 - ранены (в т. ч. - Резван, Епанишников, майор Сергей Рехтин, рядовые Роман Тюшев, Роман Авксентьев, Виталий Мартынюк) и подобраны вертолетом Ка-32 с атомного ледокола "Советский Союз" (3 из них - ранены тяжело). |
Причины | Попадание в мощный снежный заряд в условиях низкой облачности. Использование старых полетных карт образца 1957 г. |
9 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 19 октября 1996 г. |
Страна-эксплуатант |   |
Место | 25 км от лагеря заготовки леса Мантан (административный округ Капит, Малайзия). |
Время |   |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант | Компания "Heli Aviation Resources Sdn Bhd". |
Экипаж | Командир - россиянин Федор Кицон (Kitson), второй пилот - новозеландец Кристофер Джон Поджурски. |
Обстоятельства | Попадание в зону сильного ветра, потеря управления и резкая потеря высоты при возвращении на базу с грузом древесины на внешней подвеске в ходе полета по контракту с компанией "Rimbunan Hijau". |
Исход | Командир ранен, второй пилот скончался от многочисленных ранений. |
Причины | Предположительно - плохие метеоусловия. |
10 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 18 августа 1997 г. |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | Р-н горы Орловая (85 км северо-восточнее г. Ключи, Ключи) |
Время |   |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант | Авиакомпания "Енисей" (Иркутск) |
Экипаж | 7 чел. |
Обстоятельства | При выполнении коммерческого рейса по договору с компанией "Камчатские авиалинии". |
Исход | Вертолет совершил вынужденную посадку. |
Причины | Разрушение 2 лопастей рулевого винта. |
11 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 25 сентября 1999 г. |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | Ботлих (Дагестан) |
Время | 15 час 30 мин мск |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант | оаэ МВД |
Экипаж |   |
Обстоятельства | Касание земли хвостовой балкой, падение на правый борт, пожар и взрыв при выполнении рейса по перевозке боеприпасов. |
Исход | Вертолет полностью сгорел. Экипаж и лица, сопровождавшие груз, спаслись. |
Причины |   |
12 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 20 марта 2000 г. |
Страна-эксплуатант | Великобритания |
Место | Р-н лагеря заготовки леса Белага (53 мили от Капита, 320 км от Сибу, административный округ Капит, о. Калимантан, восток Малайзии) |
Время | 16 час 00 мин мв |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант | Компания "Galaxy Technical Service Ltd". |
Экипаж | Командир - пилот 1-го класса Александр Гришин, второй пилот - пилот 1-го класса Сергей Швецов, бортинженер 1-го класса Николай Старцев, борт-оператор - специалист 1-го класса Сергей Русаков. |
Обстоятельства | Разрушение в воздухе при заходе на отцепку груза ценных пород древесины в ходе работ по контракту с компанией "Rimbunan Hijau". Падение на землю с высоты 100-120 м. |
Исход | Гришин и Старцев погибли, Швецов и Русаков доставлены в госпиталь Кучинга в тяжелом состоянии. |
Причины |   |
13 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 21 февраля 2001 г. |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | 7 км северо-западнее аэродрома Марково (р-н Анадыря) |
Время |   |
Модификация | Ми-26Т |
Эксплуатант | Дальневосточный региональный центр МЧС |
Экипаж |   |
Обстоятельства | Падение давления и резкое повышение температуры масла в главном редукторе на 20-й мин полета по маршруту Марково (Анадырь) - Магадан - Хабаровск после участия в разгрузке судна "Михаил Головнин". |
Исход | Вертолет благополучно совершил вынужденную посадку. Никто не пострадал. |
Причины |   |
14 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | Февраль 2001 г. |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | 350 км от Анадыря |
Время |   |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант |   |
Экипаж |   |
Обстоятельства | Неполадки в двигателе при выполнении полета в условиях ограниченной видимости, сильного снегопада и ветра. |
Исход | Вертолет благополучно совершил вынужденную посадку. Был обнаружен через несколько часов. Никто не пострадал. |
Причины |   |
15 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 2-я чеченская война |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | Чечня |
Время |   |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант | 325 отбвп ВВС СКВО |
Экипаж |   |
Обстоятельства | Повреждение лопасти несущего винта. |
Исход | Экипажу удалось совершить вынужденную посадку на высокогорную площадку. Жертв нет. Другой Ми-26 доставил новую лопасть и автокран, с помощью которого произвели ее установку в полевых условиях. |
Причины | Поражение стрелковыми средствами ПВО. |
16 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) |   |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место |   |
Время |   |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант | ЦБПиПЛС ВВС |
Экипаж | Командир - начальник ЦБПиПЛС генерал Анисимов. |
Обстоятельства |   |
Исход | Экипаж погиб. |
Причины | Разрушение лонжерона лопасти несущего винта. |
17 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) |   |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | Телави (Грузия) |
Время |   |
Модификация | Ми-26 (борт № 72) |
Эксплуатант | 793 отбвп СВ |
Экипаж |   |
Обстоятельства | Приземление на ВПП при выключенных двигателях со скоростью многократно превышающей допустимую. |
Исход | Отлом хвостовой балки. Вертолет восстановлен на заводе-изготовителе. |
Причины | При отработке посадки на одном двигателе борттехник по ошибке выключил оба. |
18 |
| Подробности |
Дата (год, месяц) | 19 августа 2002 |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | Ханкала (Чечня) |
Время |   |
Модификация | Ми-26 |
Эксплуатант | - |
Экипаж | О.Батанов, майор - командир экипажа. |
Обстоятельства | При подлете к аэродрому в Ханкале произошел пожар правого двигателя и остановка левого. |
Исход | ракета поразила правый двигатель вертолета, при этом одновременно вышел из строя и левый двигатель. В вертолете возник пожар, отказали гидравлические системы и системы управления вертолетом, к тому же горящее топливо проникло в грузовой отсек, что привело к термическому поражению находящихся на борту пассажиров. Вертолет был посажен на авторотации, но в пожаре погибло 119 человек из 152, бывших на борту. Находившиеся в средней части салона были придавлены обрушившимся горящим двигателем. Среди оставшихся в живых - пять членов экипажа |
Причины | огневое поражение ракетой переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) "Игла" |