2malukh:
>Олег, это все же не совсем "халява" - поднять>все это стотонное добро на 20 тыс. м. Я имел в виду, что тот агрегат, который поднимает, является многоразовым элементом.
>по созданию специального самолета-носителя>с выдающимися на сегодняшний день>характеристиками (грузоподъемность>150-200т и рабочий потолок в 15-20км).
Хм-м... Мы ж уже обсуждали это в ru.space, разве нет?
Есть следующие варианты доставить некоторый груз (в данном случае - ракету) на некоторую высоту:
1. катапульта
2. воздушный шар/дирижабль/термоплан
3. самолёт
4. предыдущие ступени ракеты
(плюс ещё два подварианта - использовать только двигатели от 3 и 4, назовём их 3а и 4а).
Все они обладают различной грузоподъёмностью, ценой и рабочим потолком.
1. Катапульта, она же - пушка. При сколько-нибудь значащих массах ПН - нереально. Слишком велико аэроторможение.
2. Воздушный шар/ дирижабль/ термоплан. Если помнишь, в нашей с тобой дискуссии я приводил следующие числа:
=========== цитата ===========
2. В СССР с 1966 года регулярно использовалась автоматическая
астрономическая станция "Сатурн"; подъём станции осуществлялся на плёночной
оболочке объёмом 107 тыс. м3 на высоту 20 км; масса груза ок. 6 тонн.
3. В МАИ в 1980 году был выполнен проект ЛА "Термоплан" с массой полезной
нагрузки пятьсот тонн (стартовая масса 1220 тонн) и потолком 4 км.
...
5. Если использовать гелий, получим рост объёма в 107 процентов по сравнению
с водородом, это некритично.
======== конец цитаты ========
Из процитированного пункта 2 следует стопроцентная реальность поднять 100 тонн на 20 км.
3 и 3а. Самолёт или движки от самолёта. С самолётом вроде бы всё понятно, кроме "Руслана" ничего реально летающего у нас нет, проекты на его базе есть, считали их умные люди, доверимся им. А вот если брать только движки-и... Тут, на мой взгляд, непочатый край для проектирования. В этом случае нам не нужны крылья, оперение, корпус и т.д., нужен только двигатель, бак для топлива и парашют. После отделения движок может падать как угодно кувыркаясь (только воздухозаборник и сопло надо чем-нибудь прикрыть, чтоб какая гадость не залетела
), всё равно к высоте 3-5 км он прилетит со скоростью не больше половины скорости звука. А с этой скорости вполне можно тормозить его парашютом, причём размеры парашюта не будут монстроидальными.
Пример РН с ТРД. Носитель - тот же гипотетический, вторая ступень "Зенита" с третьей ступенью "Союза-У". Все условия те же, масса носителя без ПН и ГО - 115,6 тонны.
Воздушная ступень. 15 двигателей Д-30Ф6 (от МиГ-31, тяга на форсаже 152кН, масса двигателя 2500кг), разделение на высоте 20 км, скорость разделения 2,5М (738м/с). Масса топлива 8 тонн, сухая масса ступени 53,3 тонны (по центнеру на тонну топлива, плюс по тонне на двигатель для системы спасения, плюс двигатели).
Итого масса воздушной ступени - 61,3т; масса РН - 115,6т; масса ПН - 5,45т, масса ГО - 2 тонны.
Итого общая стартовая масса 184,35 тонны, КПД 2,96%
КПД на первый взгляд невелик, но у этой схемы есть огромные неиспользованные резервы (ч-чёрт, тут так и вспоминается анекдот про двадцать пять кубических километров...) Размерность двигателей явно неоптимальна, сухую массу ступени я завысил, масса ГО явно велика, и т.д. Но на первый взгляд вполне проходной вариант.
4 и 4а. Это неинтересно, этим и так все пользуются. Но всё же, для примера, если предыдущую РН реализовать с обычной первой ступенью и всё остальное (включая тяговооружённость, ПН и скорость разделения) оставить так же, получим:
Первая ступень. Три двигателя от второй ступени "Зенита-2", тяговооружённость 129%. Топливо 64 тонны, сухая масса 11 тонн. Итого масса ступени 75 тонн. Получается на четырнадцать тонн больше.
В общем, на атмосферном участке выведения пользоваться ресурсами, предоставляемыми атмосферой - то бишь использовать ТРД или летать на воздушных шариках - выгоднее, просто лететь на ЖРД. Особенно если использовать нетрадиционные схемы - "только движки", эжекторы, несущие корпуса, и т.д.
О.Л.