В 1967 году военные, осознав, что свертывание стратегической авиапрограммы в пользу стратегических ракет было преждевременным, выдвинули требования на перспективный сверхзуковой бомбардировщик, предназначенный для замены морально устаревших 3М и Ту-95. Этот "противовес" американскому стратегическому бомбардировщику B-1 должен был иметь дальность 11000-13000 км при полете с дозвуковой скоростью на малой высоте; ту же дальность при полете со скоростью 3200-3500 км/ч на высоте свыше 18000м и дальность 16000-18000 км при полете со скоростью 800-900 км/ч на высоте 10000м.
В том же 67-м была воссоздана(уже в 3-й раз) фирма В.М.Мясищева, ликвидированная Хрущевым в 1960 г. ОКБ, организованное на Экспериментальном машиностроительном заводе(ЭМЗ) в г.Жуковском, было сравнительно малочисленным. Многие из прежних специалистов, имевшие опыт создания бомбардировщиков 3М и М-50 уже "прижились" в других фирмах.
В 1967-68 г. появился проект М-20. Существовало несколько его вариантов: один по схеме "утка" с треугольным крылом, второй - "утка" с крылом изменяемой геометрии, третий внешне походил на Ту-160, были и иные варианты. Основным конкурентом М-20 стал Т-4МС разработки ОКБ П.О.Сухого. Самолеты Мясищева, как и проект П.О.Сухого, отличались высокими характеристиками и большими потенциальными возможностями.
В ходе конкурса выяснилось, что удовлетворить всем тактико-техническим требованиям невозможно. ВВС пересмотрели их и в 1974 г. борьба разгорелась между мясищевским М-18, внешне весьма похожим на В-1, и туполевским Ту-160(изделие "70"), а ОКБ Сухого свернуло работы по стратегической авиации.
Финал конкурса состоялся в 1975 г. Лучшим признали самолет Мясищева, однако... предпочтение получил Ту-160. Руководство МАП и ВВС не было уверено в том, что "молодое" ОКБ, не имеющее мощной производственной базы, сможет выполнить задачу создания нового самолета в назначенные сроки и на должном уровне.
В 1976 г. ЭМЗ во главе с Генеральным конструктором В.М.Мясищевым вошел в состав НПО "Молния", организованное для создания планера орбитального корабля "Буран".
-е посещение страницы с 10.05.99