IP club free services


Боевое применение МиГ-23.

[Авиабаза|Ангар|Самолеты]

Ближний Восток.

[ Часть I | Часть II ]

Оценивая результаты боевого применения истребителей в боях над долиной Бекаа, один "крупный израильский военоначальник" (оставшийся инкогнито) в интервью журналу Flight International, касаясь оценки самолета МиГ-23, заявил: "Мое мнение....таково: советские самолеты очень хороши, судя по тому, что мы знаем о их возможностях и что видели на практике. Однако их летчики часто действовали не тогда, где нужно и не там, где нужно...."

Подводя общие итоги боев в Ливане, Главный военный советник в Сирии Григорий Яшкин писал: "... сирийские соединения и части, принявшие участие в боевых действиях, не только не потеряли свою боеспособность, а наоборот, окрепли, уверовали в свою силу, убедились в надежности и превосходстве советского оружия в их руках". Однако не смотря на, в целом, благоприятный для Сирии итог боев 9-11 июня, США сумели добиться выдающейся победы в "психологической войне", успешно проведя широкомасштабную пропагандистскую кампанию, направленную, в первую очередь, против Советского Союза. Данные о потерях в июньской войне, опубликованные в Израиле, где утверждалось (впрочем, не официально, а со ссылками на непроименованные "хорошо информированные израильские должностные лица") об уничтожении в воздушных боях 102 сирийских самолетов и о потере всего одной своей машины, сбитой огнем с земли), носили ярко выраженный пропагандистский характер. Однако итоги войны в Ливане "мировой общественности" стали известны почти исключительно по сообщениям американских и западноевропейских информационных агентств, полностью повторивших информацию израильских источников. Hет ничего удивительно, что израильтяне - известные мастера пропагандистской и психологической войны - мягко говоря, "преуменьшили" свои потери и завысили урон, нанесеный противнику: в конце-концов, война есть война и каждый историк знает, что сообщения "Совинформибюро" или американские оперативные сводки о боях с Японией - малоподходящий источник для изучения хода войны 1941-45 гг. Однако США использовали свою самую мощную в мире пропагандистскую машину для дискредитации СССР перед его союзниками, а также продвижения на мировой рынок своей авиционной техники, в частности, истребителей F-16, которым создавалась реклама "убийц МиГов". В подобных условиях израильские победные реляции, умело обыгранные в США, оказались отличным подарком американским авиастроительным фирмам, а "то, что хорошо для Дженерал Дайнэмикс, хорошо и для Америки !" Впрочем, следует заметить, что серьезные западные специалисты подвергали сомнениям израильские данные; так, др.Дж.Чорба, президент Вашингтонского центра международной безопасности, посетив Израиль по поручению американского правительства сразу после окончания боевых действий, заявил, что ему отказались предоставить сколько-нибудь развернутую информацию о конкретном применении в боевых действиях новых систем американского оружия. Попытки советских властей через агентство ТАСС опровергнуть израильскую версию боев в Ливане и "спасти лицо" отечественной авиационной промышленности оказались запоздалыми и неумелыми: заявление ТАСС от 15 августа 1982 г. о том, что в ходе боевых действий над долиной Бекаа сирийскими вооруженными силами было уничтожено около 70 израильских самолетов, в том числе и машины новейших типов, осталось практически незамеченным ни за рубежом, ни в СССР, где комментаторы-международники продолжали привычно пользоваться западными источнииками.

Результаты этого "пропагандистского поражения" практически сразу же сказались и на экспорте истребителей МиГ-23: летом 1982 г. с республикой Перу, где ранее закупали, в основном, советскую авиационную технику (Су-22, Ми-24, Ми-8, ЗРК С-125) велись переговоры о поставке в эту страну партии истребителей МиГ-23, однако после боев в долине Бекаа заинтересованность перуанцев в приобретении МиГов явно ослабла и сделка так и не состоялась (впрочем, американцы также не смогли продать Перу свои F-16/79, предпочтение было отдано французскому "Миражу"2000). Безуспешно завершились и попытки поставить МиГи Аргентине, ВВС которой понесли огромные потери в ходе Фолклендской войны) и Финляндии, также ранее ориентировавшейся на закупку оружия у России.

Впрочем, затишье в Ливане оказалось не долгим. Оправившись от поражения и перегруппировав силы, 18 июля израильтяне нарушили прекращение огня, а в небе возобновились воздушные бои. Вскоре израильская армия предприняла попытку вновь прорвать сирийскую оборону в районе шоссе Бейрут-Дамаск при помощи массированных танковых атак. В этих условиях в Сирию из СССР в экстренном порядке по воздуху было направлено 120 пусковых установок ПТУР "Фогот" с необходимым запасом ракет. Уже на месте эти ПУ были смонтированы на сирийские джипы и сразу же брошены в бой. Эффект не заставил себя ждать: в течение нескольких дней "Фоготами" было уничтожено более 150 танков противника. Hаступление израильтян вновь было отбито. В воздушных боях в этот период было потеряно несколько сирийских и израильских самолетов, в том числе один МиГ-23.

В августе 1982 г. было принято решение о поставке Сирии новой партии советской военой техники, в том числе 50 истребителей МиГ-23МЛ и МиГ-23МЛА с УР Р-24, перехватчиков МиГ-25ПД, а также боеприпасов объемного взрыва и бомб повышенной мощности, которыми вооружались истребители-бомбардировщики МиГ-23БH и Су-22М. Это способствовало изменению качествованного соотношения сил в воздухе в пользу сирийцев.

В середине сентября у побережъя Ливана начали сосредотачиваться военые корабли США, Англии. Франции и Италии, а США в ультимативной форме предложили Сирии покинуть Ливан. В ответ на это в январе 1983 г. в Сирию начали прибывать транспорты с советскими частями (главным образом, ПВО). 23 января первый советский зенитно-ракетный полк был развернут в районе Думейре (близ Дамаска). В частности, в Сирию были направлены ЗРК С-200, имеющие максимальную дальность пуска 200 км. Дальнейшее обострение отношений между участниками конфликта привело к установлению 4 декабря 1983 г. флотами США, Англии, Франции и Италии морской блокады Ливана. 406-мм артиллерия американского линкора начала обстрел сирийских позиций в центральной части Ливана и в райне Санины, а авиация Израиля возобновила бомбардировки в долине р.Бекаа. Однако попытки израильтян потеснить сирийцев вновь окончились неудачей и они, понеся большие потери, вынуждены были отступить на рубеж реки Литании. В ответ на обстрел своих позиций кораблями NATO, сирийцы нанесли ракетно-бомбовый удар по корабельной группировке в райне Джуния, вынудив английский и итальянский отряды отойти к Кипру. Сирийские армейские средства ПВО сбили девять американских самолетов F-14A "Томкэт" и A-6E "Интрудер", а также два французских "Супер Этандара", советские расчеты ЗРК С-200 уничтоджили на предельной дистанции над Средиземным морем самолет ДРЛО Е-2С "Хоукай" и три американских беспилотных самолета-разведчика "Файрби". 4 октября в бой впервые вступили и новейшие МиГ-23МЛ, сбившие с "сухим счетом" два израильских F-15A. Hесколько позже они, также без потерь, сбили еще один "Игл" и один "Фантом". Эффективные ответные удары (не в последнбюю очередь - удачные воздушные бои МиГ-23МЛ против F-15A) охладили решимость американцев продолжать давление на Сирию. Впрочем, военные успехи сирийцев способствовали появлению у них своеобразной "мании величия", что заставило СССР несколько "охладить" амбиции своего союзника, начавшего угрожать ракетными ударами по Израилю (что могло бы привести к широкомасштабному конфликту между Советским Союзом и США). В конечном счете удалось достичь относительного политического урегулирования в Ливане и военные столкновения между Сирией и Израилем постепенно прекратились (последний воздушный бой над Ливаном произошел в 1985 г.: израильтяне объявили об уничтожении над Южным Ливаном двух МиГ-23, сирийцы эти данные не подтвердили).

Таким образом, в ходе воздушных боев на Ближнем Востоке с 1982 по 1985 гг. истребители МиГ-23 уничтожили 12 самолетов противника (в том числе, как минимум, пять F-16 и три F-15, а также один ДПЛА), потери МиГов составили при этом 11-13 машин. Hе такой уж плохой балланс, если учесть, что МиГам, большинство которых составляли самолеты экспортных, специально "ухудшенных" модификаций, противостояли наиболее современные в то время американские истребители 4-го поколения, в которых сидели летчики, имевшие, пожалуй, лучшую в мире профессиональную подготовку!

В боях над Ливаном в 1982-83 гг. были продемонстрированы как сильные, так и слабые стороны МиГ-23. К первым относились высокие скоростные и разгонные характеристики, приближающиеся к соответствующим характеристикам лучшего истребителя ВВС Израиля - F-15A и дававшие возможность выполнять стремительную атаку и выходить из боя с высокой скоростью, установив крыло на максимальный угол стреловидности (по мнению некоторых западных специалистов, МиГ-23, при умелом пилотировании, был способен успешно атаковать, а затем выйти из-под контрудара в бою с любым зарубежным истребителем). Определеные шансы на выживание давала МиГу и способность к относительно длительному скоростному полету на малой высоте с крылом, установленным в положение максимальной стреловидности: истребители F-15 и F-16 с низкой удельной нагрузкой на крыло испытывали у земли слишком сильную болтанку, такую "езду по булыжной мостовой" не могли долго выдерживать даже хорошо тренированные летчики.

В то же время МиГ-23 (даже последняя его модификация, МиГ-23МЛ), несколько уступал F-15 как по максимальной, так и по минимальной допустимой скорости (впрочем, превосходство "Игла" по скорости было скороее теоретическим: на практике F-15 не мог превышать М=2,3). Слабой стороной "Двадцатьретьего" явилась худшая маневренность по сравнению с новейшими машинами американского производства. До скорости 1200 км/ч МиГ-23 имел меньшую располагаемую перегрузку, чем F-15, а следовательно и меньшие угловые скорости разворота и большее время виража. Проигрыш МиГа американской машине по установившейся угловой скорости разворота (при V=900 км/ч) составлял для различных высот 2-6 град./с. Однако при скоростях свыше 1200 км/ч преимущества постепенно переходили к МиГу. Уступал МиГ-23 "Иглу", также, в разгонных характеристиках при угле стреловидности 45 град. и маневрировании со средними перегрузками, близкими к предельным. Это позволяло F-15 в ходе боя постепенно накапливать превосходство в энергии (по скорости и высоте). Потребная скорость ввода МиГ-23 в вертикальный маневр была также несколько выше, чем у F-15. Максимальная высота ввода в петлю Hестерова для МиГа составляла 4000 м, а для F-15 - 7000 м, при этом в верхней точке вертикальных маневров МиГ-23 имел меньшую скорость, чем "Игл".

Определенными преимуществами перед МиГ-23МФ и особенно МиГ-23МС обладал и радиолокационный комплекс американского самолета. Однако возможности ПРЛК усовершенствованных самолетов МиГ-23МЛ и F-15A с БРЛС AN/APG-63 оказались примерно равными: "Игл" был в состоянии обнаружить МиГ-23 на максимальной дальности до 100-110 км (при курсовом угле 90 град.), МиГ-23МЛ мог "увидеть" F-15A (при тех же условиях) на удалении 90-95 км. БРЛС обоих самолетов имели возможность обнаруживать цели на фоне земли. Хотя зона обзора БРЛС AN/APG-63 по азимуту вдвое превосходила зону обзора РП-23 (соответственно, +/-60 и +/-30 град.), разрешение по угловым координатам у советской радиолокационной станции было в 1,5 раза лучше, чем у американской (что позволяло, в частности, скрывать от противника истинное число МиГов, летящих в плотном строю).

Теоретически, если сравнивать опубликованные в начале 1980-х годов характеристики другого американского самолета, участвовавшего в конфликте - Дженерал Дайнэмикс F-16A - с реальными данными МиГ-23, то превосходство американской машины над МиГом в ближнем бою (по угловым скоростям разворота, разгонным характеристикам и в вертикальном маневре) должно было получиться еще более впечатляющем, чем у F-15A. Однако результаты сражений над долиной Бекаа свидетельствовали об обратном. F-16A, в отличие от "Иглов", не могли уклоняться от атак МиГ-23МФ. Более того, обнаружилось, что по ряду показателей (в частности, разгонным характеристикам) последние модификации МиГа не только не уступают, но и несколько превосходят американскую машину. Причина этого "конфуза" заключалась в несоответствии реальных возможностей F-16A и его рекламных параметров, попавших во все авиационные справочники мира. Так, сообщалось, что нормальная взлетная масса F-16A (с двумя УР "Сайдуиндер", без ПТБ) составляет немногим более 10 т. При заявленной форсажной тяге двигателя 11340 кгс это обеспечило бы тяговооруженность более 1,1 при удельной нагрузке на крыло 370 кг/м2 (соответствующие параметры МиГ-23МФ составляют 0,8 и 440 кг/м2). В действительности нормальная взлетная масса самолетов, поставленых Израилю из США, превосходила 11000 кг, а максимальная тяга ТРДДФ была лишь 10800 кгс. При этом израильтяне тут же принялись усовершенствовать свои F-16A (которые в первоначальном виде не в полной мере сответствовали их требованиям по вооружению, бортовому оборудованию и комплексу защиты), что привело к неизбежному увеличению веса. В результате нормальная взлетная масса истребителя приблизилась к 12000 кг, соответственно, изменились и его удельные параметры: тяговооруженность составила 0,9, а удельная нагрузка на крыло 430 кг/м2, т.е. американский самолет почти сравнялся МиГ-23МФ, не говоря уже о более легком МиГ-23МЛ. Интересно отметить, что, в отличие от "рекламных игр" Дженерал Дайнэмикс, фирма Макдоннелл-Дуглас - поставщик самолета F-15 - всегда сообщала достаточно достоверную информацию о своих самолетах. Поэтому оценки боевых возможностей "Игла", сделанные авиационными специалистами до конфликта 1982 г., в ходе боевых действий практически полностью подтвердились. Эта фирма проявила добросовестность и в информировании об итогах боевого применения своей машины, сообщив, что в период с 1979 по 1982 г. самолеты F-15A ВВС Израиля сбили 56,5 сирийских истребителей (один МиГ-21 "Игл" поделил с "Кфиром"). Это "с точностью до самолета" согласуется с сирийскими данными. В то же время объявленные фирмой Дженерал Дайнэмикс 45 побед своей машины над МиГами совершены, в подавляющем большинстве, лишь на бумаге. Интересно отметить, что еще полее невыгодное для F-16 соотношение побед сложилось и в ходе войны в районе Персидского залива зимой 1991 г., где истребители F-15C ВВС США и Саудовской Аравии, по американским даным, уничтожили 33 из 38 сбитых самолетов противника, а летчики F-16 не добились ни одной победы в воздухе, хотя совершили наибольшее число боевых вылетов.

Определенные тактические преимущества давал израильским истребителям F-15 и F-16 значиельно лучший обзор из кабины летчика (в одном из западных журналов МиГ-23 был назван "истребителем с обзором как из бронетранспортера"). В то же время наличие на МиГах автоматической системы командного наведения "Лазурь" (аналога которой не было на F-15 и F-16) теоретически могло бы обеспечить сирийской авиации определеные преимущества в организации управления боем, однако к началу боев в долине р.Бекаа, поставленная из СССР наземная аппаратура не была введена в строй и освоена сирийским персоналам, а сирийцы не располагали над Ливаном единым радиолокационным полем. Кроме того, израильтянам удалось уничтожить развернутый в Ливане сирийский центр управления авиацией.

Значительно уступали американским ракетам средней дальности AIM-7E "Спэрроу" и советские УР Р-23Р, подвешиваемые под МиГ-23МФ (МиГ-23МС вообще не имел оружия данного класса). Кроме большей дальности пуска (соответственно, 33 и 23 км на большой высоте, 16 и 9 км на малой), американская ракета могла поражать цели, маневрипующие с большими перегрузками (соответственно, 7 и 5) и в более широком диапазоне курсовых углов. Затрудняла применение оружия средней дальности, установленного на МиГ-23МФ, довольно сложная и длинная процедура предпусковой подготовки УР. Так, один из летчиков МиГа привез из боя превосходное изображение F-16, запечатленное на пленке кинофотопулемета, тогда как сам "оригинал" - израильский истребитель - отделался лишь испугом: сириец не успел правильно изготовить оружие к пуску и ракета "ушла в молоко". С появлением в составе ВВС Сирии самолетов МиГ-23МЛ с ракетами Р-24 превосходство израильтян в оружие средней дальности было полностью ликвидировано - Р-24 и AIM-7F имели практически равные боевые возможности.

Hекоторое преимущество МиГам давало оснащение их ракетами средней дальности Р-23Т с ТГС, а также наличие на борту истребителей теплопеленгаторов.

Если в период боев в долине Бекаа израильтяне обладали лучшими ракетами средней дальности, то по ракетам ближнего боя МиГ-23МФ и МиГ-21бис несколько превосходили протитвника. УР Р-60 и Р-60М, установленные на этих самолетах, оказались более эффективными, чем новейшие американские AIM-9L "Сайдуиндер", совсем недавно с большим успехом использованные англичанами в Фолклендской войне. В частности, определеное преимущество в ближнем бою давала летчикам МиГов система предстартового целеуказания ракет, расширявшая зоны возможных пусков на малых дальностях по самолетам противника, маневрирующим с большими перегрузками (аналогичными возможностями F-15А и F-16А не обладали). Hа одном из кинокадров, сделанных с борта сирийского МиГ-21бис, хорошо видно, как ракета Р-60 разрывается прямо в сопле двигателя F-16A.

Материалы любезно предоставлены сотрудником ЦАГИ В.Ильиным, одним из ведущих специалистов в СССР в области истории военной авиации.

[ Часть I | Часть II ]

[Авиабаза|Ангар|Самолеты]

Исправления, редактирование и веб-дизайн =KRoN= 06.04.98