Последней войной, в которой участвовали МиГ-23, явилась война 1991 г. в Персидском заливе. К началу боевых действий Ирак располагал 90 самолетами МиГ-23МФ, МиГ-23МЛ, МиГ-23БH и МиГ-27, которым предстояло померяться силами с новейшими западными истребителями, в частности, Макдоннел-Дуглас F-15C последней серии, оснащенными РЛС AN\APG-70, имеющей увеличенную дальность и способной сопровождать до 10 целей на проходе. При встрече с таким противником у старых МиГ-23 оставалось мало шансов на успех. Положение еще более усугблялось выведением из строя большинства РЛС, управляющих действиями иракских истребителей (уцелевшие станции включались лишь кратковременно и не обеспечивали постоянного наблюдения за воздушным пространством). В свою очередь, американская истребительная авиация использовалась только во взаимодействии с самолетами ДРЛО Е-3 "Сентри" и Е-2С "Хоукай", сообщавшими на борт истребителей в радиотелефонном режиме (а на самолеты F-14 - по телекодовой связи) о местонахождении самолетов противника, поэтому маневренных воздушных боев почти не было, а американские истребители выполняли, фактически, только перехваты целей, догадывавшихся о том, что их атакуют, лишь в момент включения самолетами США РЛС подсветки для пуска УР AIM-7 "Спэрроу".
Для примера стоит привести один из наиболее характерных воздушных боев прошедшей войны, состоявшийся в районе Багдада. Два истребителя F-15С выполняли воздушное патрулирование во взаимодействии с "Аваксом", описывающим восьмерки в воздушном пространстве Саудовской Аравии, недалеко от границы с Кувейтом. Безуспешно попытавшись перехватить по наведению с самолета ДРЛО две воздушные цели, предусмотрительно ушедшие к Багдаду, куда американцы опасались залетать из-за угрозы быть сбитыми ПВО иракской столицы, F-15 дозаправились в воздухе над Кувейтом, после чего получили новую информацию о воздушных целях, подходящих к району патрулирования с запада. Сблизившись с противником на дистанцию, несколько превышающую 100 км, американцы обнаружили цели на экранах бортовых РЛС и начали сближение. По мнению американских летчиков, противник не подозревал, что его атакуют и продолжал полет в крейсерском режиме. Проведя захват цели, американцы осуществили пуски УР AIM-7M "Спэррооу", которые оказались безрезультатными: иракские самолеты продолжали полет, пытаясь увеличить скорость и уйти со снижением. В это время дистанция между противниками составила несколько киллометров, американские истребители летели с превышением над иракцами и один из летчиков, перевернув свой F-15 на спину, наконец-то смог визуально опознать противников: ими оказались три МиГ-23 и один "Мираж"F-1C. После этого,выпустив воздушные тормоза и осуществив маневр торможения, американцы выровняли высоту с иракскими истребителями, отстав от них на несколько киллометров, и произвели повторный пуск ракет, которые и поразили цели. Интересно отметить, что в войне в районе Персидского залива ни один иракский самолет не был сбит ракетой, запущенной в нижнюю полусферу: даже самые современные модификации F-15, вооруженные УР "Спэрроу" и "Сайдуиндер", оказались неспособными в реальной обстановке поражать воздушные цели на фоне земли.
Всего в ходе войны истребители США (по американским данным) сбили шесть самолетов МиГ-23 (все - истребителями F-15C). В свою очередь, пара МиГ-23 в первый день (точнее, ночь) войны сбила в районе Багдада итальянский истребитель-бомбардировщик "Торнадо". Имелись сообщения и о победах ираксих МиГов и над истребителями ВВС США F-16. Для сравнения, "лучшие иракские истребители" "Мираж"F-1, не уничтожив ни одного самолета противника, хотя не досчитались в воздушных боях девяти машин (семь "Миражей" было сбито американскими и два - саудовскими "Иглами"). По сообщениям западной печати, американцам удалось, также, сбить пять МиГ-29. В то же время иракцы утверждали, что несколько самолетов этого типа, применявшиеся в боях, зарекомендовали себя исключительно хорошо и уничтожили несколько самолетов союзников. Окончательно "разъяснил" вопрос начальник штаба ВВС США, посетивший нашу страну летом 1991 года и заявивший, в ответ на вопрос корреспондента радиостанции "Маяк" А.Коршунова, что, по его сведениям, американские самолеты вообще не сбили ни один "современный иракский истребитель советского производства".
Последней МиГ-23 был потерян в бою в январе 1993 г., когда иракский истребитель, нарушивший зону, запретную для полетов на севере Ирака, был сбит американскими F-16C, применившими новейшие ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM.
Материалы любезно предоставлены сотрудником ЦАГИ В.Ильиным, одним из ведущих специалистов в СССР в области истории военной авиации.
Исправления, редактирование и веб-дизайн =KRoN= 06.04.98