КБ им П.О.Сухого ведет испытания двухместного разведывательного и ударного самолета Су-32FN, который является частью разворачиваемой программы создания фронтового самолета переходного поколения («поколение 4+»).
Су-32FN предназначен для морских операций по поиску, обнаружению, классификации и уничтожению надводных и подводных целей в дневных и ночных условиях. Созданный как дальнейшее развитие линии фронтовых (тактических) ударных самолетов типа Су-24, F-111 или F-15E, Су-32FN предназначен для всепогодного применения в условиях действия активных средств радиоэлектронного противодействия противника.
В ноябре прошлого года были завершены статические прочностные испытания самолета. Летные испытания продолжаются. Предполагается, что программа этих испытаний будет достаточно короткой. В данном случае отсутствует необходимость исследований некоторых режимов и характеристик самолета из-за высокого уровня общности с Су-27.
Разработанный на базе технических решений 90-х гг., новый самолет подобен по своей аэродинамике истребителю Су-30 и ударному истребителю Су-34. Су-32FN отличается высокоавтоматизированным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), позволяющим в дополнение к боевым выполнять широкий спектр разведывательных задач.
Су-32FN имеет интегральную компоновку и аэродинамическую схему, подобную Су-27, но с передним горизонтальным оперением (ПГО) и хвостовым оперением увеличенной площади. В отличие от Су-33 и Су-35 новый самолет статически неустойчив. [? Если устойчивость Су-33 под вопросом, то Су-35 - точно статически неустойчивый самолёт. А вот Су-32FN вполне может быть устойчив. - =KRoN=] Су-32FN оснащен электродистанционной системой управления (ЭДСУ) для повышения аэродинамических характеристик и маневренности. Трапециевидное крыло малого удлинения с наплывами и ПГО плавно переходит в обводы фюзеляжа.
Су-32FN имеет бронированную кабину экипажа с размещением летчика и штурмана-оператора систем вооружения по схеме «бок о бок». Герметизированная кабина экипажа позволяет выполнять полеты без использования кислородных масок до высоты 10000 м. Вход экипажа в кабину осуществляется через нишу носовой стойки шасси.
Экипаж размещается в катапультных креслах К-36ДМ. Специалисты КБ им.Сухого считают, что разработанная ими кабина обеспечит экипажу самолета комфортные условия для выполнения боевых задач. Кабина оптимизирована исходя из продолжительности выполнения боевых задач с многократными дозаправками топлива в полете. Кабина оснащена средствами подогрева пищи, сборником отходов и средствами первой медицинской помощи.
Под фюзеляжем тандемом размещены две точки подвески противокорабельных ракет или другого тяжелого вооружения класса «воздух—поверхность». Носовая часть самолета удлинена для установки антенны РЛС. ПГО представляет собой цельноповоротные поверхности размахом 6.4 м и площадью около 3 м2. Угол стреловидности по передней кромке 53.5°.
Сочетание традиционного хвостового оперения и ПГО должно обеспечивать хорошую маневренность и взлетно посадочные характеристики. При полете в условиях турбулентности ПГО используется для демпфирования продольных колебаний самолета. На больших углах атаки ПГО используется для повышения управляемости и улучшения летных характеристик.
Крыло состоит из центроплана и отъемных частей со стреловидпостью по передней кромке 42°. В наплывах крыла установлено радиоэлектронное оборудование. В правом наплыве размещена одноствольная пушка ГШ-301 калибра 30 мм.
Широкий диапазон взлетных и посадочных масс самолета потребовал разработки нового шасси. Каждая из основных стоек шасси телескопического типа оснащена двумя колесами КТ-206 установленными тандемом.
Передняя полурычажная стоика шасси оснащена двумя колесами К-27. Стоики основного шасси убираются вперед с разворотом тележки в центральные ниши шасси. Передняя стойка шасси убирается назад в закабинныи отсек оборудования. База шасси - 6.6 м, колея - 4.4 м.
Су-32FN оснащен двумя ТРДД АЛ-31Ф. Двигательные отсеки совместимы с более поздними вариантами этого двигателя.
Двигатель в базовом варианте развивает статическую тягу на форсаже 12500 кГс и 7600 кГс на максимальном крейсерском режиме. Удельный расход топлива на форсаже - 1.92 кг/кГс•ч, 0.75 кг/кГс•ч - на максимальном крейсерском режиме и 0.67 кг/кГс•ч на минимальном крейсерском режиме.
Масса двигателя 1520 кг, длина 4950 мм а максимальный диаметр 1180 мм. Серийные самолеты могут быть оснащены более мощными и экономичными двигателями АЛ-31ФМ или АЛ-35Ф с тягами от 12800 до 14000 кГс [В настоящее время решено устанавливать двигатели АЛ-41Ф с отклоняемым вектором тяги в обоеих плоскостях и тягой до 20000 кГс каждый - =KRoN=].
Длина Су-32FN - 23.3 м, высота 6.5 м, размах крыла 14.7 м, а площадь крыла 62 м2. Удлинение крыла Су-32FN – 3.5.
Максимальная предвзлетная масса 44360 кг, а нормальная - 42000 кг. Тяговооруженность при максимальной предвзлетнои массе составляет 0.66. Максимальная скорость на высоте уровня моря - 1400 км/ч, а максимальное число М – 1.8. Дальность полета без подвесных топливных баков 4000 км. С дозаправкой в воздухе дальность полета Су-32FN увеличивается до 7000 км. Дозаправка может осуществляться от другого Су-32FN, оснащенного системой УПАЗ. Отсутствие подфюзеляжных гребней снижает ЭПР самолета.
Спектр вооружения, которое способен нести Су-32FN, оснащенный 12 точками подвески значительно расширен и включает управляемое и неуправляемое вооружение классов “воздух-воздух” и “воздух-поверхность”. Максимальная масса вооружения 8000 кг, но в случае необходимости она может быть увеличена за счет подвески 2-4 ракет “воздух-воздух”.
По словам генерального конструктора КБ им.Сухого, комплекс БРЭО “Морской Змей”, установленный на Су-32FN предназначен для противолодочных операции, ведения разведки, определения минных полей и борьбы с надводными кораблями противника. РЛС самолета гарантирует обнаружение надводных целей в пределах площади дисперсии более 3000 м2 и след подводной лодки на удалении в 150 км (с большой высоты). РЛС “Морского Змея” должна обнаруживать и определять местоположение воздушных целей (в том числе и малоразмерных) на дальностях от 200 до 250 км.
Комплекс оборудования может быть использован для решения поисково-спасательпых задач и мониторинга окружающей среды над морем.
БРЭО самолета имеет расширенную архитектуру вычислительных средств, спроектированных в виде автономных информационных модулей. Они состоят из вычислительных блоков большой ЭВМ «Аргон» и специальным образом запрограммированных процессоров, объединенных мультиплексными шинами передачи данных. Все информационные модули управляются сдвоенной центральной вычислительной системой, которая полностью координирует работу, обеспечивает обмен данными и предоставление информации экипажу в ходе вы полнения полетного задания.
Специалисты, КБ им.Сухого стремились обеспечить высокую надежность комплекса БРЭО за счет использования модульных принципов построения систем, а также резервирования программного обеспечения и элементов оборудования.
По словам главного конструктора Су-32FN Ролана Мартиросова, боевое задание может быть успешно выполнено даже при наличии частичных отказов в некоторых информационных модулях.
Комплекс радиоэлектронного оборудования спроектирован таким образом, что позволяет осуществлять модификации для удовлетворения специфичсских потребностей заказчика. В зависимости от потребностей заказчика функциональные возможности комплекса могут быть либо расширены, либо уменьшены. По словам г-на Симонова, экспортные модификации самолета могут быть оснащены различным оборудованием западного производства.
Когда самолет выполняет морское патрулирование, основные функции выполняются с помощью РЛС, радиогидроакустических буев (РГАБ), ИК-системы и лазерного дальномера. Обнаружение цели выполняется, главным образом, с помощью радара и акустических сигналов, ретранслируемых РГАБ. В некоторых случаях может быть использовано оптическое изображение цели.
Для обнаружения подводных лодок используются 72 РГАБ, включая несколько пассивных пеленгаторов, работающих в широком диапазоне частот, активные РГАБ-пеленгаторы и средства взрывного генерирования волн. По словам представителей КБ им.Сухого, характеристики РГАБ, сбрасываемых с Су-32FN, превосходят характеристики американских SSQ-53B, SSQ-77A и SSQ-75. Датчик магнитных аномалий может использоваться совместно с РГАБ для обнаружения подводных лодок с помощью измерений параметров магнитного поля Земли. РЛС обеспечивает обнаружение малоразмерных целей типа перископов подводных лодок, а также контроль работы РГАБ.
По словам г-на.Симонова, характеристики РЛС Су-32FN превосходят характеристики аналогичной американской РЛС AN/APS-137 на 25-30%. Возможности самолета по обнаружению целей увеличиваются за счет использования двухканальной ИК/ТВ системы. Эти каналы могут использоваться как раздельно, так и совместно в зависимости от погодных условий и времени суток.
Бортовая система радиотехнической разведки (РТР) большую часть времени работает в режиме «ожидания». В случае перехвата сигналов о наличии подводных лодок в зоне поиска или за горизонтом система способна обнаруживать, идентифицировать и определять направление на работающее радиооборудование подводной лодки противника.
При поиске надводных целей могут быть использованы все системы Су-32FN. Применение дальних противокорабельных управляемых ракет позволяет самолету оставаться на максимально возможном удалении от средств противовоздушной обороны противника.
Самолет способен нести на внешней подвеске две сверхзвуковые противокорабельпые управляемые ракеты (ПКУР) массой 4000 кг каждая, которые известны под кодовым обозначением НАТО MSS.
MSS имеет дальность полета 150 км и среднюю скорость, соответствующую числу Маха М = 3. Другой штатный вариант вооружения — три ракеты типа MS с массой 1500 кг и дальностью полета (при пуске с большой высоты) до 250 км.
По заявлению специалистов, Су-32FN имеет большой экспортный потенциал, особенно для стран с протяженной береговой линией и имеющих нефтяные скважины в береговом шельфе. По словам г-на Симонова, «предварительный интерес» к покупке самолета проявлен рядом стран мира. Однако г-н Симонов отказался сообщить, какие конкретно страны заинтересованы в приобретении Су-32FN.
В программе испытаний по морскому применению Су-32FN примут участие летчики-испытатели фирмы Игорь Вотинцев, Евгений Ревунов и Игорь Соловьев. Два других опытных образца Су-32FN будут участвовать в программе испытаний БРЭО и комплекса вооружения.

AVIATION WEEK & SPACE TECHNOLOGY
Еженедельник авиации и космической технологии / весна 1996 года

Страницу подготовил Сергей Рыжиков