Су-37 - многоцелевой истребитель созданный на базе многоцелевого истребителя Су-35.
В 1988 году начались работы по созданию для самолета Су-27М (Су-35) усовершенствованного двигателя с системой управления вектором тяги, разрабатывавшегося под руководством генерального конструктора Виктора Чепкина на базе технического задела, полученного при создании двигателя пятого поколения АЛ-41Ф, предназначенного для перспективных исгребителей. Система управления вектором тяги, включенная в контур управления самолетом, позволяла существенно уменьшить минимальную скорость полета и выполнять фигуры высшего пилотажа на скоростях, близких к нулевым, без ограничений но углам атаки.
2 апреля 1996 года состоялся первый полет самолета с бортовым номером “711”, который пилотировал летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Евгений Фролов. Истребитель существенно отличался от предшествующих самолетов Су-35. Чтобы еще больше подчеркнуть эти отличия машине было присвоено новое обозначение Су-37. Самолет получил усовершенствованные двигатели АЛ-31ФП с системой управления вектором тяги в плоскости тангажа, а также более совершенное БРЭО.
В ходе летных испытаний самолет Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости, в частности:
- разворот в плоскости тангажа на 360° (“Чакра Фролова”);
- фиксированный (за время менее 10 секунд) боевой разворот;
- поворот на вертикали;
- “Кобра Пугачева” с углами атаки 150—180град.;
- разворот на “Кобре”;
- переворот на “Колоколе”;
- переворот с потерей высоты 300—400м.
Технические решения, реализованные в конструкции нового истребителя, обеспечили:
- возможность нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолету);
- многоканальность и алгоритмическую защищенность всех информационных и прицельных систем;
- атаку наземных целей без входа в зону ПВО противника;
- маловысотный полет с облетом и обходом наземных препятствии;
- автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;
- противодействие радиоэлекторнным и оптико-электронным средствам противника;
- автоматизацию всех этапов полета и боевого применения.
По словам генерального конструктора М.П.Симонова, Су-35/37 следует отнести к реактивным истребителям поколения “четыре с двумя плюсами”. По боевым возможностям этот самолет приближается к перспективному американскому истребителю Локхид F-22A, первый полет когорого намечался на май 1997 года, а поступление в строевые части ВВС США — лишь в следующем десятилетии. F-22 заметно уступает в маневренности, но это компенсируется малозаметностью и крейсерской сверхзвуковой скоростью.
В 1996-1997 гг. Су-37 был принят на вооружение ВВС РФ и начнёт поступать в войска в 1998-1999 гг. На вооружении будет состоять, ориентировочно, до 2020 года.
Новая машина пользуется неизменным успехом на мировых авиашоу. Благодаря высоким лётным характеристикам, обеспеченным в первую очередь отработанной на Су-27 - Су-35 конструкцией и двигателем с изменяемым вектором тяги, способен выполнять высший пилотаж на предельно малых высотах и скоростях (см. видеозаписи на авиасалоне в Ле Бурже). Единственный самолёт, выполняющий фигуру высшего пилотажа «Чакра Фролова» (см. видеозапись) (американское название - «Кульбит»). При развороте имеется достаточно времени для пуска ракеты.
Самолет выполнен по схеме “неустойчивый интегральный триплан”, сочетающей нормальную аэродинамическую схему с передним горизонтальным оперением.
Конструкция планера в целом подобна планеру самолета Су-17, однако при создании Су-35/37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов.
Для самолета разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объем топлива.
Горизонтальное оперение представляет собой дифференциально отклоняемый стабилизатор, каждая консоль которого имеет собственный быстродействующий электрогидравлический привод.
ПГО включено в общую цифровую электродистанционную систему управления самолетом и способно отклоняться в диапазоне углов -50/+10°. Помимо улучшения характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки (в частности, на Су-35/37 практически полностью удалось устранить тряску, сильно затрудняющую пилотирование и прицеливание истребителей других типов на подобных режимах), ПГО выполняет и ряд других важных функции. В частности, оно способствует смещению вперед аэродинамического фокуса самолета, что приводит к значительному уменьшению статической устойчивости.
Посредством ПГО возможно “управление” степенью неустойчивости самолета, которая меняется в зависимости от нагрузки на внешних узлах подвески. При полетах на малой высоте в турбулентной атмосфере ПГО является активным и пассивным демпфером продольных колебании и тряски, что повышает безопасность полета, уменьшает нагрузки на планер и увеличивает комфорт, а, следовательно и боеспособность летчика в условиях болтанки. Аэродинамические усовершенствования, примененные на самолете, позволили добиться снижения нагрузок на фюзеляж и корневые части крыла, что, в свою очередь, обеспечило достижение установившейся перегрузки 10 ед. без усиления конструкции планера (максимальная установившаяся перегрузка, достигнутая на истребителях других типов, не превышает в настоящее время 9 ед.).
По сравнению с Су-27 несколько увеличена высота и хорда вертикального оперения истребителя. Кессоны килей, выполненных из углепластика, используются, также, в качестве топливных баков.
Усилены стоики шасси (что обусловлено возросшей взлетной массой самолета), носовая опора снабжена двумя колесами.
Под крылом добавлено два узла внешней подвески (их общее число доведено до 14), что позволило увеличить вес вооружения с 6000 до 8000 кг.
Самолет оснащен катапультным креслом КД-36ДМ с углом наклона спинки 30°. По сравнению с Су-27 увеличен запас кислорода, установлены контейнеры с запасом пищи и воды, а также устройство утилизации отходов.
На опытном самолете Су-37 (борт “711”) установлены двигатели АЛ-31ФП с системой управления вектором тяги по каналу тангажа. ТРДЦФ оснащен цифровой электронной системой управления, интегрированной с системой управления самолетом. Осесимметричное управляемое сопло отклоняется в вертикальной плоскости на угол ±15° при помощи двух пар гидроцилиндров, питаемых от общесамолетной гидросистемы (угловая скорость перемещения сопел — 30°/с).
Серийные истребители Су-37 предполагается оснастить усовершенствованными двигателями АЛ-37ФП (2 х 14500кгс), являющимися дальнейшим развитием ТРДДФ АЛ-31. В ТРДЦФ обеспечено охлаждение поворотной части сопла на режиме полного форсажа и максимальном угле поворота. В качестве рабочего тела в гидроцилиндрах использовано авиационное топливо.
Система управления вектором тяги позволяет управлять самолетом как в плоскости тангажа, так и рыскания, что достигается рассогласованием направления тяги правого и левого двигателя.
Истребитель Су-35/37 оснащен убирающейся штангой топливоприемника системы дозаправки топливом в полете.
На серийных Су-37, возможно, будет устанавливаться новый двигатель пятого поколения НПО «Сатурн» АЛ-41Ф тягой до 20000 кГс.
В отличие от Су-27, истребитель Су-35/37 оснащен цифровой, а не аналоговой электродистанционнои системой управления (ЭДСУ) самолетом. Она выполнена по четырехканальнои схеме резервирования в продольном канале и трехканальнои схемой — в каналах бокового движения. Для увеличения надежности все вычислители ЭДСУ работают параллельно.
Система автоматизированного управления самолетом обеспечивает управление всеми рулевыми поверхностями, а также отклонением вектора тяги двигателей посредством перемещения ручки управления самолетом. При этом безопасность полета достигается автоматическим ограничением перегрузок самолета в зависимости от полетной массы и полетных режимов. Имеется режим автоматического выхода из штопора.
Установка нового комплекса бортового оборудования с увеличенным энергопотреблением потребовала увеличения мощности электро- и гидропитания. По сравнению с самолетом Су-27 установлены новые электрогенераторы и гидронасосы.
На самолете Су-37 установлена боковая малоходовая ручка управления и неподвижный тензометрический РУД. По отзывам испытателей, Су-37 в управлении гораздо проще, чем Су-27, и без того снискавший славу одного из самых простых истребителей.
БРЭО самолета включает системы, использующие элементы искусственного интеллекта и обеспечивает упреждающее поражение воздушных целей (в том числе и малозаметных) на дистанциях, гарантирующих от возможности ответного удара противника. Автоматизированы все этапы полета, включая боевое применение по воздушным целям, атаки наземных объектов без входа в зону ПВО противника, противодействие радио- и опто-электронным средствам РЭБ. По информации, поступающей от навигационнной системы, САУ решает задачи полета по маршруту с облетом запрограммированных промежуточных пунктов маршрута, возврата на аэродром, предпосадочного маневрирования и захода на посадку до высоты 60м. Имеется режим автоматического управления полетом на предельно малой высоте, с обходом или облетом наземных препятствий. Предусмотрено автоматическое целеуказание при действиях как по воздушным, так и по наземным целям.
Истребитель Су-37 оснащен комплексом, включающим импульсно-доплеровскую БРЛС с неподвижной фазированной антенной решеткой и БРЛС заднего обзора.
Усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя включает тепловизор, совмещенный с лазерным дальномером-целеуказателем. Обеспечивается обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение одновременно нескольких воздушных целей на большой дальности. Оптико-локационная система объединена с БРЛС и усовершенствованным нашлемным прицелом летчика в единый комплекс.
На самолете установлена аппаратура автоматической защищенной системы обмена данными о целях, позволяющая лучше координировать действия нескольких истребителей, ведущих групповой бой.
Комплекс обороны включает оптические датчики предупреждения об атакующих ракетах противника, станцию радиотехнической разведки нового поколения, активные системы подавления, работающие в оптическом и радиолокационных диапазонах, а также средства постановки пассивных радиолокационных и ИК-помех.
Самолет Су-37 имеет новое информационно-управляющее поле кабины летчика с четырьмя крупноформатными жидкокристаллическими цветными многофункциональными индикаторами и широкоугольным индикатором на лобовом стекле. В индикаторах использованы жидкокристаллические матрицы.
Связное оборудование включает радиостанции УКВ- и КВ-диапазона, аппаратуру телекодовой защищенной связи, а также систему спутниковой связи.
Вооружение истребителя включает традиционную для семейства самолетов “Су” пушку ГШ-301 (30мм). На 14 узлах внешней подвески может размещаться различное вооружение общей массой до 8000 кг, в том числе:
- перспективные ракеты класса “воздух—воздух” средней дальности РВВ-АЕ с активным радиолокационным самонаведением;
- ракеты “воздух—воздух” средней дальности семейства Р-27 с полуактивным радиолокационным или пасивным ИК-наведением;
- высокоманевренные ракеты класса “воздух—воздух” малой дальности Р-73 с ТГС;
- высокоскоростные ракеты Х-31А и Х-31П класса “воздух—корабль” и “воздух—РЛС”;
- ракеты класса “воздух—поверхность” семейства Х-29;
- зажигательные баки, бомбы и бомбовые кассеты калибром 100, 250 и 500кг (в том числе и боеприпасы с тормозным устройством для применения с малых высот).
Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески. В дальнейшем состав вооружения может быть расширен за счет применения перспективных систем оружия класса “воздух—воздух” и “воздух—поверхность”.